_________________________________________
С. Зувайдов, М. Сараев, С. Шарипов, Х. Сафиев, Х. Бобоев, Б. Муминов, В. Исраилов, А. Гнитько,
С. Набиев, У. Бабаханов, Х. Факеров, А. Аслитдинова, С. Салихова, Д. Заирова, Р. Халимов "Мой девиз – убрать слова "городской" и "сельский". В сфере коммуникаций разницы быть не должно", –
Саид Зувайдов, Министр связи Республики Таджикистан (2002–2006 гг.)
Все это позволяет отнести связь к одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Таджикистана.
По внедрению мобильной связи Таджикистан считается одной из развитых стран на пространстве СНГ. Большой интерес к этому сегменту рынка проявляют российские операторы сотовой связи. В конце 2005 года российская компания «Вымпелком» приобрела 60% акций таджикского оператора сотовой связи «Тоджфон» (Таком). Кроме того, компания «Мегафон» владеет контрольным пакетом акций таджикского оператора «МЛТ». Российская компания «МТС» также проявляла интерес к рынку сотовой связи в Таджикистане, но пока не нашла себе партнеров.
Главная задача, стоящая сегодня перед отраслью, – обеспечить максимальную доступность услуг связи для всех жителей страны. Учитывая, что 93% территории занимают горы, достижение поставленной цели потребует максимальных усилий от государства и бизнеса.
В 2001 году было принято решение построить новую цифровую сеть в Душанбе. Взяли кредит в ЕВРР, провели тендер. Победила китайская корпорация ZTE. И уже 27 ноября 2002 года произошел полный переход Душанбе на цифру – 100 тыс. номеров. Частные компании восстановили разрушенные во время войны таксофоны. Должен отметить, что в Таджикистане созданы все условия для привлечения иностранных инвестиций в сектор телекоммуникаций и в дальнейшем наше министерство планирует всячески развивать эту тенденцию.
Сейчас начали работать в сельской местности. В первую очередь телефонизируем 65 наиболее развитых районов. Подготовили транспортную сеть, готовится IP-сеть. Создаются условия, чтобы районы сами делали сети. Определены ведомственные сети, которые идут в районы через сети общественного пользования. Мы рассчитываем, что в результате такой деятельности исчезнет разница между городом и селом по доступности услуг связи. Современные коммуникации придут даже в труднодоступные горные районы, где до сих пор нет электричества.
Уже построена по всей республике оптоволоконная транспортная сеть. Через оптоволоконные каналы налажена связь с Китаем, Норвегией, Киргизией. В рамках международного сотрудничества идет обсуждение проекта прокладки оптико-волоконной кабельной линии связи Тегеран – Герат (Афганистан) – Душанбе, которая в ближайшее время должна будет соединить Республику Таджикистан со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), с Афганистаном и далее через Иран – со странами Ближнего Востока.
В марте 2005 года начались переговоры о внедрении электронных паспортов. Через РСС нам предложили российские технологии, но в ходе консультаций предпочтение было отдано проекту Малайзии.
Что касается интернета, то массовой аудитории внутри страны у него нет. В основном пользуются связью, а не Всемирной паутиной. Барьеры чисто экономические. Производственный сектор не развит, доходы у большинства населения невысокие, больше половины живет за чертой бедности. Когда экономическая ситуация улучшится, уверен, многие будут пользоваться возможностями интернета для развития бизнеса.
Махмудхон Сараев
Главный специалист Информационно-аналитического отдела Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан
Главная проблема на этом пути состоит в том, что абсолютное большинство руководителей министерств и ведомств, а также местных органов власти далеко от понимания необходимости использования информационно-коммуникационных технологий для решения проблем взаимодействия друг с другом и с гражданским обществом. Приходится тратить много времени на разъяснение государственным чиновникам преимуществ ИКТ.
Информатизация и связь пока не выделены в отдельную статью государственного бюджета. С точки зрения Министерства финансов, отраслевые министерства могут вносить такую строку в свой бюджет, но не более того. Финансисты боятся, что отрасль ИКТ потребует серьезных затрат, которые они будут вынуждены предусматривать. Поэтому каждое ведомство разрабатывает собственную информационную систему так, как считает нужным. В итоге даже в Министерстве финансов пока нет корпоративной информационной системы, которая бы объединяла в единое целое все его отделения. Примерно так же обстоят дела и в Министерстве по налогам и сборам.
В целях внедрения и использования во всех сферах социально-экономической и культурной жизни общества современных информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и телекоммуникаций, более полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, вхождения Республики Таджикистан в мировое информационное сообщество разработана Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан» (утверждена Указом Президента РТ от 5 ноября 2003 г. № 1174).Для общего руководства реализацией Государственной стратегии создан Совет по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан. Поскольку вопросы информационной политики являются в Таджикистане прерогативой первого лица государства, председателем Совета является Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов. У председателя Совета три заместителя – министр связи, министр экономики и торговли и секретарь Совета безопасности. В Совет также входят председатели всех областей и представители различных организаций.
Так, в частности, Указ Президента предусматривает, что в состав Совета должны войти по 3 человека от Ассоциаций интернет-сервис-провайдеров и операторов связи (по согласованию). Эти организации должны были провести общие собрания и официально делегировать своих полномочных представителей.
Тот же принцип использован в отношении неправительственных общественных организаций (НПО): по 2 человека по согласованию.
Должен отметить, что это первый совет такого уровня за всю историю информационной отрасли. Наиболее активная позиция со стороны гражданского общества у ГИПИ, Ассоциации интернет-пользователей, ассоциации TАRENA
Интернет-провайдеры весьма беспомощны в отношении власти, поэтому нуждаются в координации и поддержке гражданского общества.
Когда Совет реально начнет свою работу, будет создан Наблюдательный совет, в который войдут в том числе международные организации, чтобы координировать деятельность по их программам и проектам.
Сухроб Шарипов
Директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
В последние годы в Республике Таджикистан был принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно относящихся к информационно-коммуникационным технологиям. Это привело к увеличению более чем в 2 раза количества операторов связи и расширению использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности.
В целях формирования и развития единого информационного пространства страны была принята Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан», где в основу организационных, экономических и финансовых механизмов реализации был положен программно-целевой подход на основе мониторинга и прозрачности исполнения.
В разработке Стратегии принимал участие Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан – ведущая экспертная структура и одновременно основной правительственный исследовательский центр Республики Таджикистан.
Государственная стратегия стала важным фактором подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, повышения авторитета страны в международном сообществе. Среди запланированных в Стратегии мер – решение проблем «цифрового неравенства» (как внутри страны, так и на пространстве Центральной Азии, СНГ) в целях достойной интеграции Таджикистана в глобальное информационное общество.
Следует сказать, что формирование и развитие единого информационного пространства Республики Таджикистан и соответствующих государственных информационных ресурсов – многоплановая проблема, требующая решения сложных организационных, технических и технологических задач, значительных затрат. Такая проблема не может быть решена одномоментно. Необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.
Основные цели Стратегии внесены в отраслевые программы развития ИКТ, разработанные правительством Республики Таджикистан совместно с заинтересованными международными организациями, а также коммерческими структурами и организациями гражданского общества республики.
В соответствии с национальной стратегией развития ИКТ идет работа по компьютеризации всех школ, причем для достижения большего эффекта привлекаются к сотрудничеству организации частного сектора. Несмотря на это, многие факторы тормозят этот процесс – например, проблемы с электричеством, дефицит профессионалов в области ИКТ.
Хайдар Сафиев
Государственный Советник Президента Республики Таджикистан по вопросам науки и высоких технологий
Нам необходимо развивать экономику, основанную на знаниях, а не на сырьевых запасах или производстве товаров. В этой новой экономике экономический рост все в большей степени будет зависеть от производства и эффективного использования информации и знания. Повышение эффективности систем образования позволит сохранить и развивать человеческий потенциал. Необходимо принимать участие в международном диалоге по вопросам политики формирования информационного общества, вырабатывать взаимоприемлемые нормы и стандарты, участвовать в международных программах сотрудничества.
Для формирования конкурентоспособной современной экономики в Таджикистане требуется динамичная информационная инфраструктура и конкурентоспособный информационный сектор экономики, который может обеспечить эффективные коммуникации, распространение и обработку информации, а также разнообразные инфокоммуникационные услуги для всего общества. Чтобы достичь этого, нужна критическая масса творческих людей, имеющих образование и навыки, необходимые для производства и использования знания, а также эффективная регулирующая и деловая среда, способствующая инициативе в использовании существующего знания, производстве нового знания и предпринимательстве.
Первые проекты в рамках реализации национальной Стратегии и Программы разработали Министерство образования РТ, планирующее создание Информационной системы управления образованием в рамках реализации Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан (2006–2015 гг.), и Министерство связи РТ, подготовившее Концепцию программы создания электронного правительства Таджикистана.
В феврале 2006 г. был создан Совет по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан, на который возложена ответственность по координации деятельности по реализации Государственной стратегии и Государственной программы. Председателем Совета стал Президент Республики Таджикистан, его заместителями – министры Правительства и секретарь Совета безопасности.
Без преувеличения можно сказать, что члены Совета – настоящие лидеры электронного развития. Они должны играть роль «электронных комиссаров», которые на всех уровнях будут объяснять людям преимущества информационного общества, организовывать партнерство и взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Через 5 лет увидим такие результаты, о которых мы сегодня можем только мечтать. Кто энергично работает, тот достигнет большего, независимо от того, на каком этапе развития он сейчас находится.
Хаёл Бобоев
Начальник Управления политики в области образования
Министерства образования Республики Таджикистан
Следует отметить, что в сфере образования произошли значительные изменения. Открывшаяся возможность появления негосударственных форм образования привела к тому, что наряду с сохранением государственного сектора, имеющего признаки «старой» отраслевой организации, происходит рост числа новых участников образовательного рынка, начинают складываться образовательные сети.
Появляются различные общественные организации, в том числе с участием бизнес-сообщества, создаются профессиональные ассоциации, формируются разнообразные, в том числе коммерческие, структуры дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации.
В связи с этим перед системой управления образованием встают две новых группы задач. Одна из них обусловлена необходимостью регламентации деятельности новых участников образовательного процесса, обеспечения мониторинга и контроля качества образования. Вторая – создание механизмов распространения возникающего в новых условиях позитивного опыта образовательной деятельности. Решение этих задач требует использования более «тонких» механизмов управления системой образования.
В Министерстве образования создается информационно-аналитический центр, где будет собираться вся информация об образовании. Этот центр будет базироваться на ИКТ – все данные будут поступать в электронном виде. Сбор данных будет производиться в соответствии с международными требованиями (согласно программе «Образование для всех»). Система мониторинга позволит выявлять позитивный опыт в образовательной деятельности, а также «слабые» места системы образования и своевременно принимать соответствующие меры. Предполагается также обучать специалистов системы образования использованию ИКТ для управления образовательными процессами.
БахтиЁр Муминов
Технический директор Телекоммуникационной компании «Бабилон-Т»
24 декабря 1998 года заработал новый канал связи (появился интернет). Первыми клиентами стали международные организации. Рассчитывали, что затраты окупятся за 6–8 месяцев, но узел окупился за 1 месяц и начал давать сверхприбыль.
На данный момент «Телеком Технолоджи Лтд» является одним из ведущих интернет-провайдеров в Таджикистане, имеющим довольно большое количество пользователей, к которым относятся в основном международные организации, коммерческие структуры, университеты и частные лица.
Также одной из первых начала предоставлять услуги электронной почты международная гуманитарная организация CADA. Хотя CADA не предоставляет услуги интернета, она является крупнейшим провайдером электронной почты в Таджикистане. Имея большое количество пользовательских центров, CADA предоставляет доступ к электронной почте по коммутируемым линиям различным государственным и образовательным учреждениям. Международным организациям и частным компаниям CADA предоставляет услуги на коммерческой основе, за счет чего обеспечивает бесплатный доступ ученым и студентам.
В 1998 году на рынок услуг интернета в Таджикистане вышло АО «Интерком», предоставляющее доступ к интернету и электронной почте.
В 2000 году был создан «Бабилон-Т» — сегодня крупнейший в Таджикистане национальный оператор связи и интегрированных телекоммуникационных услуг.
В 2003 году интернет-компании стали множиться, начался бурный рост ИТ-рынка. Появилась дочерняя компания «Бабилон-М» (мобильная связь).
Все компании выжили. Для решения общих задач была создана Ассоциация интернет-сервис-провайдеров. До ее организации основную роль играл ГИПИ.
Например, когда со стороны государства были предприняты попытки поставить фильтры, (уменьшить открытость информации), ГИПИ сумел убедить власть в том, что информационная открытость является важным фактором развития и создает стране хороший имидж на международной арене. В итоге интернет монополизировать не стали, хотя создание имиджевых сайтов не было активным.
Как начинался таджикский интернет? Зона .tj ранее принадлежала американской компании Tj Network Services. Но в 2002 году руководитель Информационно-технического отдела Исполнительного аппарата президента РТ Тимур Хасанов обратился с письмом в ICANN о переделегировании домена (.tj) в собственность Таджикистана. 2 июня 2003 года при поддержке интернет-сообщества и Правительства Республики Таджикистан права на него перешли в ведомство упомянутого Информационно-технического отдела. С 2004 года началась регистрация таджикских сайтов с доменом (.tj). Провайдеры Таджикистана заключили совместный договор об использовании зоны (.tj), теперь любой из них имеет право разместить сайт какой-либо отечественной организации или частного лица в Сети с доменом (.tj). Регистрация сайта стоит 10–15 долларов, а хостинг – от 20 до 200 долларов в год (в зависимости от объема сайта).
В таджикском сегменте интернета пока еще нет отечественного поисковика, так как сайтов на таджикском языке мало, а те, что работают на русском, вполне можно найти с помощью русских же поисковиков.
В настоящее время наблюдается обновление технологий, сетевой инфраструктуры, услуг и подходов к развитию телекоммуникационной отрасли. В ходе технических преобразований, когда дефицит телекоммуникационного обслуживания исчерпывает себя, каждый оператор старается масштабировать набор услуг и добиться их максимальной экономичности.
Поясню на примере нашей компании. Основной задачей «Бабилон-Т» сегодня стало обеспечение клиентов комплексом самых современных телекоммуникационных услуг, включающих услуги телефонии, передачи данных, виртуальных частных сетей, интеллектуальной сети связи, высокоскоростного доступа в интернет. Для предоставления услуг связи «Бабилон-Т» использует самые современные технологии и оборудование:
Главное преимущество сети нового поколения – это, конечно, видеосвязь. Подключение компьютера к данной сети придаст ему качественно новые возможности. Со временем новая сеть (с подключением к ней контент-провайдеров) предоставит абонентам доступ к дополнительным развлекательным программам, таким как компьютерные игры, видеофильмы, клипы, музыкальные заставки, клипарты (просмотр и скачивание) и многое другое.
Технический директор ОАО «Точиктелеком»
Однако со временем те факторы, которые ранее играли негативную роль, стали способствовать укреплению наших позиций. Из-за выезда граждан Таджикистана в страны СНГ и страны дальнего зарубежья входящий трафик по телефонии стал перекрывать исходящий трафик. Замена аналоговой международной и междугородной телефонных станций на цифровые позволила предоставлять другим телекоммуникационным компаниям транзит через РЦМК (Республиканский Центр Международной/Междугородной Коммутации на базе станции EWSD) в Душанбе. Геополитический интерес крупных держав мира к нашему региону, интерес к земным недрам Таджикистана и к его красивейшей природе как объекту для туризма привлекли в нашу страну широкий круг деловых людей, в том числе и из сектора телекоммуникаций.
Национальный оператор телекоммуникаций Республики Таджикистан – ОАО «Точиктелеком» – был создан в 1996 г. в форме Акционерного общества открытого типа, а 29 марта 2003 г. его организационно-правовая структура была приведена в соответствие с действующим законодательством Республики Таджикистан.
Сегодня финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Точиктелеком», имеющего в своем составе 74 филиала, осуществляется на основе имущественной, экономической и финансовой самостоятельности, а также на основании полученных в установленном законодательством порядке разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности.
Сеть Точиктелекома охватывает всю территорию страны, и компания оказывает весь спектр услуг (местная городская и сельская телефонная связь, междугородная и международная связь, электронная почта и доступ к интернету, радиовещание, телеграфная связь, телекс и др.). Техническая политика компании предусматривает поэтапный переход с аналоговых на цифровые методы обработки сигналов, а также внедрение новых современных телекоммуникационных услуг.
Филиал ОАО «Точиктелеком» – Республиканская сеть передачи данных – предоставляет потребителям услуги по передаче данных (Internet, E-mail, X.25) на территории Республики Таджикистан. Осуществляет оперативный обмен электронной информацией государственных и общественных органов, граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности, и их доступ к информационным ресурсам, необходимым при решении задач управления, с целью всестороннего удовлетворения информационных потребностей. Централизованно подключает пользователей сетей, операторов (провайдеров) передачи данных к мировым сетям, в том числе к интернету.
Первой компанией на территории СНГ, которая начала предоставлять своим абонентам связь третьего поколения 3G-стандарта UMTS (в 2005 г.), стала компания «MLT – Мобильные линии Таджикистана», акционерами которой являются российская компания «Мегафон» (75% акций) и ОАО «Точиктелеком» (25% акций).
По сравнению с 2004 г. исходящий международный трафик за 2005 г. вырос на 85%, а входящий – на 35,4%. По вопросу организации и предоставления услуги «международный роуминг» для операторов мобильных сетей Таджикистана ОАО «Точиктелеком» активно взаимодействует с ОАО «Ростелеком». Точиктелеком имеет обширные деловые связи в области предоставления международных телекоммуникационных услуг, в том числе со всеми национальными операторами стран – членов СНГ и стран Балтии – Eesti Telefon (Эстония), Lattelecom (Латвия), Lietuvos Telecomas (Литва).
Обеспечивая связь Таджикистана со 170 странами мира, Точиктелеком осуществляет сотрудничество с крупнейшими международными операторами: ВТ (Великобритания), MSI (США), T-Systems (Германия), Telecom Italia (Италия), ETISALAT (ОАЭ), Turk Telecom (Турция), France Telecom (Франция), Greece Telecom (Греция), KPN NL (Нидерланды), KDD (Япония), TeliaSonera (Швеция), Telecom Austria (Австрия), Belgacom (Бельгия), Teleglobe (Канада).
В планах ОАО «Точиктелеком» – до конца 2006 года установить цифровое оборудование в районных центрах, а к концу 2009 года – завершить построение национальной транспортной сети на основе оптоволокна.
Технический директор компании «Истэра»
В декабре 1998 года появилась таджикская интернет-связь. Эту дату можно считать днем второго рождения интернета в Таджикистане. Его «родителем» стала национальная компания «Телеком Технолоджи», роль которой в популяризации интернета в нашей стране трудно переоценить. Маленькая когда-то компания, созданная в 1994 году, первой предоставила доступ к глобальной Сети передачи данных и стала первым интернет-провайдером в Республике Таджикистан. Сейчас она является флагманом таджикского интернета.
Однако спустя 5 лет, в 2003 году, рынок интернет-услуг в Таджикистане был все еще весьма ограничен. На нем активно работали всего 4 компании-провайдера – «Бабилон-T», «Интерком», «Телеком Технолоджи» и «Таджиктелеком». Созданная в декабре 2002 года компания «Истэра» лишь начинала свою деятельность. Зона распространения интернета охватывала лишь 12 наиболее крупных городов, в которых проживало менее трети населения республики. Жители же Горного Бадахшана и Хатлонской области, за исключением города Курган-тюбе, не имели доступа к мировой информационной сети вообще.
Точных данных о количестве пользователей интернета в Таджикистане того времени нет. По некоторым подсчетам, в 6-миллионной республике их было не более 11 тыс. человек. Из-за дороговизны интернет-услуг число пользователей росло очень медленно, что в свою очередь не позволяло провайдерам снизить цены. Например, в Душанбе для индивидуальных пользователей и организаций в зависимости от широты канала, скорости и других условий ежемесячная плата за интернет-услуги колебалась от 40 до 2 тыс. долларов США. Среднестатистическому жителю страны такие тарифы не по карману. Для рядовых граждан были более доступны интернет-кафе, где час работы в сети стоил 1,5–2 доллара. В столице таких кафе было около 50. Как говорится, спрос определял предложение.
Связи интернета со СМИ в Таджикистане берут начало с июля 1999 года. Тогда удалось создать первые интернет-страницы городской газеты «Вечерний Душанбе». С расчетом именно на таджикского читателя в марте 2003 года появилась первая таджикская интернет-газета на русском и таджикском языках. Правда, ее главный редактор, сопредседатель Форума демократических сил Центральной Азии Дододжон Атовуллоев, издавал ее вне пределов республики.
Сегодня ситуация с интернетом изменилась. Подключение Таджикистана к Трансазиатско-европейскому кабелю (таджикская очередь ТАЕ тянется от Душанбе до границы с Узбекистаном на западе) позволило республике стать одним из транзитных телекоммуникационных центров между Западом и Востоком.
Количество ИТ-компаний приближается к 20. Большинство из них составляют сплоченные коллективы по 3–5 человек, работающие в Душанбе (80% всех продаж). Только сейчас компании приходят в нормальный ритм работы и осознают, что интернет – это не только развлечения, но и неотъемлемый атрибут современного бизнеса.
В больших городах – в Душанбе, Худжанте, Курган-Тюбе – очень многие люди стали пользователями интернета. Даже в отдаленном районе Горного Бадахшана – Ишкашиме – впервые появилась мобильная связь от «Индиго Таджикистан» и интернет с IP-телефонией – от «Телеком Технолоджи».
Развитие интернета в Таджикистане проходит под пристальным вниманием правительства и соответствующих органов власти и сконцентрировано, главным образом, на создании национального контента. Около 75% населения Таджикистана составляют жители сельской местности, для которых основным языком общения является государственный язык – таджикский. Информационного наполнения в интернете на таджикском языке по сравнению, например, с тем, что создается на русском языке, чрезвычайно мало и составляет доли процента. Поэтому одной из главных задач обеспечения доступности и востребованности интернета в республике является развитие контента на таджикском языке.
Одно из направлений развития нашего интернета касается создания позитивного образа Таджикистана в глобальной Сети. Ведь до сих пор многие за рубежом судят о республике по событиям 1992 года, когда в Таджикистане шла гражданская война. Задача Таджнета – показать, что Таджикистану есть с чем выйти на мировой рынок.
Другое перспективное направление – туризм, и в первую очередь – экстремальный. В Таджикистане находятся самые высокие в СНГ вершины, такие как пик Исмоила Сомони (бывший пик Коммунизма), пик Ленина и др. Именно по этой причине в ближайшее время готовится к запуску сайт о Памире и страница фирмы «Альп-Навруз», которая занимается организацией восхождений на вершины Памира.
Что касается мобильной связи, то первый в Таджикистане оператор – СП «ТаджикТел» – начал предоставлять услуги еще аналоговой мобильной связи стандарта АМРS с 1996 года. В 2002 году была запущена сеть GSM-900. В 2005 году компания «Таком» выкупила СП «ТаджикТел» и начала работать под торговой маркой «Тоджфон» (Таком). В декабре 2005 года «Таком» был куплен «Выпелкомом» и теперь предлагает услуги мобильной связи под брендом «Билайн».
Почему именно Таджикистан? Здесь проще получить лицензии на предоставление услуг мобильной связи, в частности, в диапазоне частот, на которых работает оборудование сетей третьего поколения. В России же этот диапазон занят госструктурами и Министерством обороны.
«ТТ-Мобайл» – дочерняя структура российского «Мегафона» и таджикского «Точиктелекома», одного из старейших в республике операторов, – стала первым оператором в СНГ, запустившим сотовую сеть связи третьего поколения – 3G-технологии. Это единственный, пожалуй, случай, когда Таджикистан опередил в области высоких технологий Россию. Ведь в Российской Федерации такие сети начинают налаживаться лишь сейчас, а у нас сети третьего поколения действуют с 2005 года.
Сеть в Душанбе развертывалась поэтапно. Первоначально в городе установили три базовые станции (Mode-B) 3G, что позволило охватить примерно половину города. Сейчас число базовых станций доведено до 10, площадь покрытия составляет примерно 70% Душанбе. Реальная скорость по городу – 2 Мбит/c. Оборудование – станции, полностью оборудованные «под ключ», – поставляет компания Huawey. Магистральные каналы – волоконно-оптические. В 2008 г. планируется установка 18 базовых станций стандарта 3G в Душанбе, в Турзунзаде (Таджикский алюминиевый завод в 80 км западнее Душанбе) и в Курган-Тюбе (юг Таджикистана).
Абонентские аппараты первоначально были довольно дорогими, но со временем число их производителей росло и цены соответственно снижались. Теперь иметь телефон 3G престижно, это стало частью имиджа.
В настоящее время сложно точно указать число постоянных абонентов 3G, так как телефоны 3G имеют возможность автоматически переключаться на 2,5G. Все зависит от того, в какой зоне покрытия находится абонент.
Чтобы привлечь новых клиентов, потребуется более интересный контент. Но в 3G он будет намного «тяжелее», а значит, потребует и более серьезных аппаратных платформ. Да и сам принцип предоставления контента также станет иным: не по запросу, а посредством самостоятельного выбора в режиме онлайн.
Хотя сотовая связь в Таджикистане с каждым годом развивается все активнее, по качеству телекоммуникационных услуг мы по-прежнему отстаем от большинства развитых государств. Количество абонентов мобильных операторов, а также качество их услуг и уровень сотового покрытия республики растут относительно медленно. И причина кроется не только в бедности основной части населения. Складывается впечатление, что операторы в погоне за новыми технологиями – а мы каждый день слышим о запуске услуг 3G, GPRS и т.д. – забывают о главном – это интересы потребителей. Между тем опросы граждан нашей республики показывают, что они ожидают многих изменений от мобильных операторов. Абсолютное большинство людей считает, что цены на услуги сотовой связи неоправданно завышены, а качество услуг, предлагаемых операторами, весьма низкое.
Декан факультета ИКТ Таджикского технического университета
С обретением независимости Республика Таджикистан, несмотря на все трудности переходного периода, встала на путь реформ и демократизации общества. Реформы в области образования направлены на то, чтобы эта система могла удовлетворить индивидуальные, государственные и общественные потребности. Современная система образования должна формировать специалиста XXI века — профессионала с государственным мышлением и мировоззрением, серьезного аналитика, ответственного перед обществом за результаты своего труда. Такая система будет содействовать мировому прогрессу; такие специалисты смогут, приходя на предприятия отрасли, решать серьезные инновационные задачи и разрабатывать новые образцы продукции.
Как и во всех странах СНГ, в Таджикистане произошла значительная утечка квалифицированных кадров – до сих пор ощущается нехватка специалистов в секторе телекоммуникаций. Поэтому в ходе реформы образования встал вопрос о путях совершенствования подготовки специалистов в области ИКТ. Такая постановка задачи обусловлена постоянно возрастающими требованиями к квалификации этих специалистов, ростом потребности в них нашей экономики и тем, что эти требования в настоящее время приобретают международный характер.
В настоящее время специалистов в сфере ИКТ готовят Таджикский технический университет (ТТУ), Технологический университет Таджикистана (ТУТ), Таджикский государственный национальный университет (ТГНУ), а также Российско-Таджикский славянский университет (РСТУ). Их выпускники получают дипломы инженеров связи и систем коммуникаций, специалистов по информатике, автоматизированным системам управления и обработке информации, программному обеспечению, инженеров-системотехников и др.
В ТТУ кафедра «Автоматизированные системы обработки информации и управления» появилась еще в 1990-х годах, в 1994 году началась подготовка специалистов по радиотехнике, в 1996 году была открыта кафедра «Сети связи и системы коммуникаций».
В 2005 году был организован факультет ИКТ (отделился от энергетического факультета). Ежегодно мы набираем 270 студентов, из них 130 человек – на специальности в сфере телекоммуникаций и связи.
Должен сказать, что в сфере ИКТ-образования действуют три специфические тенденции, которые необходимо учитывать при решении существующих проблем подготовки специалистов.
Во-первых, ИКТ-образование отличается непрерывным и быстрым ростом требований к квалификации специалистов. Соответственно, постоянно растут и требования к системе ИКТ-образования.
Во-вторых, технологическая и информационная глобализация диктуют международные стандарты и требования к квалификации ИКТ-специалистов и, соответственно, к национальным системам подготовки кадров.
В-третьих, высокая скорость обновления технологий превращает ИКТ-образование в постоянный процесс, который не должен прерываться на протяжении всей профессиональной деятельности каждого специалиста.
Сегодня немало говорится о необходимости построения информационного общества в Таджикистане. Ведущая роль в этом процессе принадлежит именно молодым людям, наиболее активно пользующимся информационными технологиями. Применяя их в повседневной жизни, молодежь создает возможность приобщения к ИКТ для людей старшего поколения, что помогает решить чрезвычайно актуальную в наше время проблему информационного равенства.
В 2000 году началась реализация проекта «Виртуальный Шелковый путь», задачей которого было обеспечение высокоскоростного доступа к интернету для 8 стран Центральной Азии и Закавказья. Академия наук и университеты Таджикистана создали и зарегистрировали Таджикскую Ассоциацию пользователей академических, исследовательских и образовательных компьютерных сетей (TARENA).
TARENA получила грант НАТО для создания Душанбинской корпоративной сети (DuSciNet), объединяющей 18 университетов и академических институтов в Душанбе. Через сети институтов, университетов, школ, библиотек студенты Таджикистана получили доступ к интернет-услугам и обучению. Необходимо отметить, что все университеты подключены к интернету и имеют ежемесячно определенное количество часов бесплатного доступа.
С августа 1999 года в ТТУ функционирует Центр дистанционного обучения (ЦДО), с помощью которого наши студенты обучаются в Московском университете экономики, информатики и статистики и в Московском институте стали и сплавов (причем некоторые студенты осваивают вторую специальность).
Генеральный директор Медиа группы «Aзия-Плюс»
Первым частным информационным агентством Таджикистана стало агентство «Азия-Плюс». В апреле 1996 года одновременно на русском и английском языках вышел в свет первый номер информационно-аналитического бюллетеня «Азия-Плюс». Электронная почта в то время только зарождалась, поэтому первые выпуски распространялись курьерами.
Уже в первые месяцы работы агентства на его информационные услуги подписались все иностранные посольства, аккредитованные в Таджикистане, большинство работающих здесь международных организаций.
В 1997 году мы сделали при поддержке Internews первый сайт агентства – один из первых в Таджикистане. Государственные агентства работали недостаточно хорошо, их новости оставляли желать лучшего, поэтому спрос на нашу информацию в интернете был высоким. Сегодня интернет стал для нас не только одним из основных каналов распространения информации, но и одним из источников получения доходов (размещение рекламы).
До последнего времени главные доходы поступали от внешней подписки и грантов под конкретные проекты. Сейчас подписка извне не растет, т.к. все внешние пользователи охвачены. Зато деньги стали появляться у госструктур, начал развиваться бизнес, поэтому число подписчиков внутри страны также начало расти. Агентство выполняет услуги по заказу (готовим аналитику, проводим мониторинг) плюс реклама (хотя идет со скрипом). Отдельная услуга – информационная поддержка проектов крупных компаний.
Весной 2006 года появились первые контент-провайдеры, через которых можно предоставлять услуги с использованием мобильной связи. Пока не знаем, насколько это выгодно экономически.
В последние 2–3 года люди начали понимать важность получения информации. В сельской местности более популярны местные газеты. В крупных городах и власть, и бизнес хотят иметь актуальную и свежую информацию.
Создано национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» (www.khovar.tj), которое распространяет официальные документы, связанные с деятельностью президента, парламента и правительства Таджикистана, всего госаппарата страны в целом.
Появились в интернете и региональные информационные агентства. Так, на севере Таджикистана, в городе Хуржанд учреждено частное независимое информационно-аналитическое агентство «Вароруд». Практическая работа агентства началась с января 2001 года при поддержке ОБСЕ. Издает информационный вестник (лента новостей Таджикистана, Согдийской области и Ферганской долины) периодичностью 3 раза в неделю на русском и английском языках.
Лицензируются ли интернет-СМИ? Ситуация до конца не урегулирована. Власть пытается выдвинуть требование, что любой сайт должен получать лицензию как СМИ. Но открывают сайты не только СМИ, но и бизнес, и отдельные люди, поэтому до «всеобщего» лицензирования пока не дошло.
Неправительственные организации осуществляли проекты на радио по охране здоровья, правовой грамотности, борьбе с наркоманией и пр. По популяризации новых информационных технологий передач не было.
Одна из влиятельных общественных структур – Ассоциация деловых женщин Таджикистана (активно работает в столице и регионах). Также активно работают ГИПИ, Ассоциация операторов мобильной связи.
В 1999 году была создана Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ). Ее заявленная миссия – способствовать формированию демократических институтов путем развития независимых средств массовой информации Таджикистана. Предметом деятельности Ассоциации является защита прав, представление интересов членских организаций в органах государственной власти и управления, а также координация деятельности независимых средств массовой информации по созданию и распространению теле-, радиопрограмм, печатной продукции на территории Таджикистана. Особое место в деятельности Ассоциации занимает мониторинг нарушения прав журналистов и СМИ. В качестве корреспондентов сети мониторинга в городах Душанбе, Худжанд, Курган-тюбе, Куляб и Хорог работают 10 журналистов. Им помогают многочисленные волонтеры во всех регионах Республики Таджикистан.
НАНСМИТ насчитывает порядка 50 членов, которые платят взносы, но в основном ассоциация существует на донорские вливания.
Очень активно работает в нашей республике Internews – общественная некоммерческая организация, работающая в тесном контакте с национальными организациями Internews во многих странах мира. Среди программных целей Internews – укрепление взаимопонимания и терпимости между людьми, поддержка независимых средств массовой информации, в первую очередь телевидения и радио. На мой взгляд, им пора памятник поставить за поддержку региональных телестанций. Сейчас грантов донорских организаций нет, так как СМИ стали самостоятельными. Но Internews – активные подписчики, вдобавок размещают в наших СМИ свою рекламу.
Деятельность СМИ регулируют два главных закона:
1) Закон Республики Таджикистан «О печати и других средствах массовой информации»;
2) Закон Республики Таджикистан «О телевидении и радиовещании».
Подзаконные акты, которые выпускают ведомства (как, например, положение о лицензировании Комитета по телерадиовещанию), создают больше проблем, чем законы.
Огромная и главная проблема СМИ – острая нехватка профессиональных кадров (журналистов, юристов, маркетологов, управленцев). Недостаток профессионализма сдерживает в определенной степени остроту публикаций. Ведь журналисту, чтобы выдать объективную информацию, надо разобраться в сути проблемы. Поскольку мы часто не уверены, что автором действительно изучены все аспекты, сознательно снимаем остроту публикации. Журналистское расследование как жанр не развито – лишь мы публикуем изредка подобные материалы да еще 2–3 СМИ. И дело не в государственной цензуре – осторожность проявляют в первую очередь сами журналисты. Их позиция предельно понятна.
Во-первых, в истории страны не так давно был период, когда могли прийти с ружьем, забрать, избить, убить или человек вообще исчезал без следа.
Во-вторых, были времена, когда несколько острокритичных СМИ закрыли за то, что они перешли «красную линию». Все это не так легко стереть из памяти.
С развитием информационных технологий должны меняться стандарты образования. В Республике Таджикистан это хорошо понимают. Есть учебники и пособия по компьютерным технологиям, в школах и вузах преподается информатика. Приблизительно 5 лет назад стало происходить подключение к интернету. Есть компьютерные классы и создаются электронные образовательные ресурсы.
К сожалению, бюджетное финансирование сферы образования оставляет желать лучшего. Международные организации (ИОО-Таджикистан, ПРООН) работают, но их поддержки недостаточно. Нужны дополнительные источники финансирования.
Используя интернет, вузы расширяют клиентскую базу для провайдеров, что активизирует рынок. Однако провайдеры этого не хотят понимать. Один из возможных путей решения проблемы – выйти с предложением о снижении налоговой базы для провайдеров, предоставляющих вузам услуги интернета по сниженным расценкам или бесплатно.
Университет коммерции является государственным отраслевым. Его ректор входит в Совет ректоров вузов системы потребкооперации стран СНГ (из российских вузов в него входят 4 – Белгородский университет потребкооперации, Сибирский университет потребкооперации, Московский университет потребительской кооперации, Поволжский кооперативный институт). Научные исследования ведутся совместно. Хорошие отношения мы поддерживаем с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова и Казахским университетом экономики, финансов и международной торговли.
В нашем вузе 14 компьютерных классов (начинали с двух). Один компьютер приходится примерно на 10 студентов. Создается электронный зал библиотеки, в электронную форму переводятся в первую очередь диссертации, затем – научные работы. Есть учебники по электронному бизнесу, начали обучать технологиям ведения электронного бизнеса. Планируем перейти к учебному и научному использованию интернета.
Главная цель нововведений – приучать студентов к использованию ИКТ для учебы и научной работы.
Преподавателей берем из специалистов в области прикладной математики, вычислительной техники, физики, экономики и бесплатно обучаем в самом вузе. По сути, они приобретают новую квалификацию. Аттестации преподавателей пока нет, но планируем ее ввести. Средний возраст преподавательского состава – примерно 45 лет, профессура в основном старше 53 лет.
В Техническом университете с использованием ИКТ дела обстоят лучше, чем в других вузах, но от современных требований они пока все равно отстают.
Дистанционное обучение (ДО) нас, по сути, вынудили внедрять, так как мы посылали студентов стажироваться в Корею и нужно было продолжать обучение. Пока полноценного ДО не внедрено, обучение идет через электронную почту. Но мы все-таки готовимся к новой образовательной парадигме – «образование через всю жизнь».
Директор Центральной научной библиотеки Академии наук Республики Таджикистан
В настоящее время единый фонд библиотек составляет около 1,5 миллиона единиц хранения. Библиотека обслуживает более 14 тысяч читателей. Традиционный поисковый аппарат библиотеки составляет ныне более 4 миллионов карточек каталогов и картотек, а также фонд справочно-библиографической литературы с более чем 20 тысячами единиц хранения.
В 2003 году библиотека на партнерских условиях c американской программой IATP открыла зал доступа к интернету, что позволило читателям библиотеки получить реальный доступ к пяти базам данных корпорации EBSCO и увеличило виртуальный фонд библиотеки. Читатели библиотеки также имеют возможность работать с информационными ресурсами, такими как ресурсы INASP и INTAS. Использование электронных версий информационных источников является сегодня насущной необходимостью и знаменует определенный прорыв в сфере использования новых информационных технологий.
С 2004 года Академическая библиотека работает над проектом по сохранности и доступу к редким книгам, хранящимся в библиотеке, путем их оцифровывания. Она участвовала в конкурсе по программе Фонда посла США для получения поддержки своих усилий по осуществлению доступа к коллекции редких книг. Библиотека подписала договор с Посольством Соединенных Штатов Америки в Республике Таджикистан о выделении гранта, направленного на эти цели. В рамках проекта библиотека создает электронный каталог и цифровые коллекции редких книг.
Библиотека располагает электронным каталогом книжного фонда проекта « Пушкинская библиотека», осуществляемого при поддержке Фонда Сороса. В настоящее время Академическая библиотека является единственной библиотекой республики, где создана электронная версия каталога диссертаций, защищенных с 1948 года в Академии наук и хранящихся в библиотеке. Каталог функционирует на базе IRBIS.
Библиотека активно сотрудничает с Национальной комиссией ЮНЕСКО в области программы «Память мира», инициировав включение в Международный регистр программы «Память мира» рукопись XIV века.
Академическая библиотека впервые в Таджикистане использовала свободно распространяемое программное обеспечение Greenstone – электронную библиотеку для создания полнотекстовых ресурсов редких книг в интернете.
Директор программ гражданского общества Таджикского филиала Института «Открытое общество» – Фонд Сороса
Происходящая во всем мире информационная революция трансформирует отношения между правительством и гражданами, между экспертами и профессионалами, между донорами и получателями помощи. Распространение ИКТ потенциально может привести к развитию духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимного информирования. Однако для высвобождения этого потенциала требуются специальные усилия духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества по пропаганде новых возможностей сотрудничества и кооперации. Создание гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и распространение идеологии сотрудничества. Никто из нас не в состоянии сходу предложить единственно верный путь развития для таджикского общества – здесь потребуются месяцы и годы дискуссий, умение слушать друг друга и считаться с чужими интересами, терпение и настойчивость. Самая активная часть общества должна постепенно выработать видение путей развития для Таджикистана, определить индикаторы этого развития и начать вовлекать в этот процесс широкие массы населения – через систему образования, средства массовой информации, демонстрацию успешных проектов, – чтобы как можно больше людей понимало: информационное общество служит людям, их развитию. Именно этому посвящена наша деятельность. Все программы Таджикского филиала Института «Открытое общество» – Фонда Сороса имеют образовательную компоненту. Одна из целей наших мероприятий – содействие активизации молодежи в образовательной реформе страны (включающей использование ИКТ). В ходе семинаров и тренингов обсуждаются вопросы значимости качественного образования в современном мире, выявляется спектр взглядов молодежи на актуальные проблемы в этой сфере, происходит инициирование молодежи к стремлению получения современного качественного образования с использованием информационных технологий. Еще одно направление нашей деятельности касается доступа к социально значимой информации. Пока доступность государственной информации оставляет желать лучшего, но ситуация меняется – ежемесячно стали проводиться пресс-конференции, государственные структуры демонстрируют свою открытость населению (хотя пока лишь формально). Объективную информацию по-прежнему получить очень трудно. Есть пакет законодательных актов, где говорится о правилах получения информации, есть закон о СМИ. Но все эти нормативные акты не соответствуют требованиям информационного общества, несовременны. До сих пор есть понятие диффамации – преследования журналистов. В целом наши проекты в сфере ИКТ направлены на поддержку среднего и высшего образования в области информационных технологий, поддержку научно-исследовательских и социальных проектов, направленных на приобщение людей к использованию ИКТ с целью преодоления информационного неравенства (при этом фокус направлен на молодежь и людей с физическими недостатками). Мы также принимаем участие в других социальных проектах, направленных на развитие культурных объектов, оснащение критически важных социальных служб и т.д. Так, например, с целью более эффективного укрепления процесса развития местных органов власти посредством ИКТ в Таджикистане при поддержке Таджикского филиала Института «Открытое общество» реализовывается пилотный проект «Электронные сообщества в сельских регионах». Проект направлен на использование электронных технологий для развития сообществ, а его конечной целью является широкое вовлечение жителей сельских районов в использование современных технологий.
Председатель Ассоциации интернет-сервис-провайдеров
Таджикистан также активно строит информационное общество. В этой работе участвуют все ветви государственной власти, деловые круги и гражданское общество. Постоянное внимание этим вопросам уделяет Президент республики. Мы начали с развития инфраструктуры, создали для этого благоприятную правовую среду и горды тем, что в настоящее время сектор ИКТ является одним из самых динамично развивающихся секторов нашей экономики.
Однако говорить о формировании гражданского информационного общества можно лишь в случае предоставления равных возможностей доступа к информационным ресурсам и знаниям каждому гражданину нашей страны. Благодаря доступу к достоверным источникам информации граждане Таджикистана впервые за много лет почувствовали себя частью гражданского общества, субъектами демократических изменений в стране. В итоге сегодня в Республике Таджикистан можно говорить о зарождении гражданского общества, но еще рано утверждать, что сформировалось реальное информационное общество. Для достижения последней цели мало декларативных заявлений или даже активного участия в различных проектах построения информационного общества. Такая масштабная цель требует консолидации лидеров, их ресурсов для эффективного использования научно-технического потенциала страны, передовых знаний и практических умений ее граждан.
17 декабря 2003 г. при поддержке шести из десяти интернет-сервис-провайдеров была создана Ассоциация интернет-сервис-провайдеров Таджикистана. Ассоциация является некоммерческой организацией, которая объединяет компании, предоставляющие телематические услуги в РТ. Главная цель Ассоциации – совместными усилиями преодолевать препятствия, мешающие развитию интернета в Таджикистане, быть катализатором реализации потребностей граждан, бизнеса и органов государственной власти в инфокоммуникационных технологиях.
Современная история информационных технологий и интернета в Таджикистане насчитывает чуть больше десятилетия: электронная почта появилась в 1995 г., первая сотовая компания – в 1997 г., интернет – в декабре 1998 г.
Ряд проблем серьезно препятствовал развитию интернета в Таджикистане. Это слабая техническая оснащенность – в регионах практически не было доступа не только к интернету, но и просто к компьютерам. Соответственно, и уровень компьютерной грамотности населения был очень низок. Также очень мало (кстати, до сих пор) сайтов на таджикском языке, то есть основная часть таджикоязычных пользователей не могла пользоваться интернетом.
Как можно было решить данные проблемы? Нужно было создавать центры доступа в интернет для населения регионов, желательно на бесплатной основе. Повышать культуру пользования интернетом, обучать людей возможностям писать письма, общаться, получать новую информацию посредством компьютера, обучать учителей использованию информационных технологий в преподавательской деятельности. Проводить конкурсы сайтов, создавать конкуренцию среди интернет-провайдеров.
Сегодня инфраструктура доступа к интернету развита достаточно хорошо – и в этом заслуга в том числе и нашей Аассоциации. Месячная аудитория интернета составляет 1–3 процента населения (проживающего в основном в крупных городах – Душанбе и областных центрах). Практически во всех городах и районных центрах республики можно получить подключение к интернету из дома, однако население, к сожалению, не располагает для этого соответствующими доходами. По этой причине появилось достаточно много центров общественного доступа, как правило, в форме интернет-кафе.
Из-за того, что не всем доступны цены, по которым предоставляется интернет, основная часть клиентов интернет-провайдеров – международные организации, бизнес, госструктуры, НПО.
Качественным скачком для развития интернета может стать увеличение ежедневной аудитории отдельных сайтов до уровня 5–10 тыс. пользователей в день. В этом случае интернет-сайты станут прибыльным бизнесом для их владельцев, в этот сегмент пойдут инвестиции и, надеюсь, цены на интернет-услуги снизятся до уровня приемлемых для населения.
А в целом развитие интернета в Таджикистане, на наш взгляд, будет осуществляться в том же направлении, что и в развитых странах. Это электронная торговля, телемедицина, дистанционное образование, повсеместное использование электронных платежей, воплощение идеи электронного правительства, выражающейся в обеспечении прозрачности деятельности органов государственного управления, доступности информации нормативно-правового характера, возможности обращения в государственные органы и оформления различных декларативных документов онлайн. Однако реализация этих перспектив неотделима от общественно-экономического развития страны: повышение уровня жизни, образования, культуры населения являются основополагающими предпосылками для их достижения. Силами только общественных организаций, понятно, такие проблемы не решить.
© Информационное общество, 2006, вып. 5-6, с. 28-43.