Перспективы информационного обслуживания жителей Москвы

Е.В. Егоров, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы





В Москве создается городская информационно-справочная система. При решении этой задачи власти города преследуют сразу несколько целей. Понятно, что разнообразная информация о городе необходима не только тем, кто постоянно живет в Москве, но и тем, кто приехал в Москву по делам. Специально для иногородних организуются автоматизированные центры информационного обслуживания – инфоматы, которые рассчитаны на широкий спектр самых разнообразных услуг. Однако встает очень серьезный вопрос, связанный с актуализацией баз данных. Создавать все заново бессмысленно. Это необоснованная трата времени и средств. Необходимо максимально использовать базы данных, которые уже сегодня работают в самых различных ведомствах, структурах, включая коммерческие. Но они не охватывают полностью все потребности клиентов, поэтому для удовлетворения информационных запросов придется формировать дополнительно собственные базы данных.

В Москве уже работает информационная система, обеспечивающая ведение реестра малых предприятий. Ее база данных включает в себя паспортные данные на каждое предприятие и, прежде всего, какую продукцию оно выпускает. Информация этой базы данных необходима городскому руководству при определении стратегических направлений поддержки малого бизнеса. Дело в том, что рынок товаров и услуг очень мобилен. В определенный период наступает его насыщение какими-либо видами товаров и услуг. Следовательно, Правительству Москвы необходимо знать, кто именно сейчас нуждается в поддержке. Ведение реестра дает такую возможность.

И еще одна проблема. Чтобы защитить потребителей от недоброкачественной продукции, городские власти лицензируют многие виды деятельности, прежде всего, связанные с производством и продажей пищевых продуктов и т. д. Тем не менее, по-прежнему существует достаточно много организаций, работающих без лицензии. Практика показала, что без хорошо налаженной информационной системы, без знания того, кто и чем занимается, контролировать подобные производства невозможно. Наглядным примером служит ситуация в хлебопечении. У малых пекарен на каждый вид продукции обязательно должен быть сертификат, но продавцы хлеба, как показали проверки, сплошь и рядом нарушают это правило. Выставляется сертификат той пекарни, хлеб которой уже продан, и продается «левый товар». Выход один – полная и тщательная регистрация всех фирм, которая избавит потребителей от недоброкачественной продукции недобросовестных изготовителей.

Возникает вопрос, где найти средства, чтобы решить проблему? Подсчеты показали, что затраты на создание полной городской информационно-справочной системы составят 70–80 миллионов долларов. Правительство Москвы решило пойти следующим путем. В павильонах, где располагаются инфоматы, одновременно станут предоставляться услуги самого различного характера. Это может быть очередное «Русское бистро», кафе, закусочная, игровые автоматы. Таким образом, павильоны будут функционировать за счет арендной платы, которую торговые организации будут вносить в городской бюджет. Часть средств может быть использована для дотации фирм, производящих информационные услуги, которые власти города бесплатно предоставляют жителям и гостям столицы с помощью инфоматов. Правительство Москвы считает, что иного пути финансирования подобных социальных проектов быть не должно.

Сейчас разрешение на работу с инфоматами на конкурсной основе получила компания «Росинформ». Ей предоставлена возможность размещать в этих инфоматах рекламу, за счет которой компания должна получить средства для того, чтобы бесплатно обеспечивать население необходимой информацией.


© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 45.