Ежегодно Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) под эгидой Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации Минсвязи России проводит мониторинг состояния информатизации субъектов РФ. Результаты последнего мониторинга наглядно свидетельствуют о стремительном росте интереса регионов к использованию средств и систем информатизации для проведения административных и экономических реформ, достижения целей социально-экономического развития. Во многих регионах развитие информатизации сегодня является магистральным направлением совершенствования управления, развития демократии, повышения открытости органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
Устойчивость положения и эффективность процессов социально-экономического развития регионов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во многом определяется качеством и масштабами использования информационно-коммуникационных технологий в сфере территориального управления.
Деятельность Минсвязи России в области региональной информатизации осуществлялась по следующим направлениям:
- реализация государственной политики;
- координация работ по информатизации регионов и созданию информационной инфраструктуры;
- нормативное и методологическое обеспечение создания территориальных государственных и муниципальных информационных ресурсов.
Мониторинг-2002 показал, что отрасль информатизации в регионах субъектов Российской Федерации за последние годы, начиная с 1999 и по 2002 включительно, значительно укрепилась как в организационном плане, так и с точки зрения охвата информатизацией основных сфер жизнедеятельности общества. Мощным импульсом оптимизации и дальнейшего развития работ по информатизации в регионах стало утверждение Правительством Российской Федерации и начало реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Состояние дел в регионах отражают следующие данные. Практически во всех субъектах РФ (97%) созданы специальные структурные подразделения в составе органов государственной власти, ответственные за развитие информатизации. Административный уровень этих подразделений различен – от самостоятельных комитетов по информатизации до отделов и управлений в составе правительственных аппаратов регионов или министерств, чаще экономического развития.
Программы или концепции по информатизации разработаны в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации, причем в 82% из них они утверждены и реализуются. Наибольшее количество таких программ и концепций функционирует в аппаратах самих администраций (практически в 100% регионов), в финансово-кредитном комплексе (около 80%), в экономическом комплексе (около 80%), в налоговых органах (76%), органах управления АПК (около 65%). В социальном блоке больше всего программ информатизации в здравоохранении (62%), образовании (52%), культуре (62%) и органах управления социальной защиты (больше половины исследуемых объектов). Получили свое дальнейшее развитие работы по созданию и использованию в интересах регионов национальных информационных ресурсов. При этом выделяются главные направления. Так, в 2002 г. работы по созданию баз данных (БД) по населению вели 74% субъектов РФ (в 2001 г. – 47%). Без необходимых сведений о проживающем на территориях населении невозможно эффективно решать и стратегические, и оперативные социально-экономические задачи. Поэтому ускорение работ по созданию автоматизированной системы Государственного регистра населения (АС ГРН), решение законодательных и нормативно-технических проблем в этом направлении весьма актуальны.
Также быстро создаются базы данных по земельным ресурсам – в 68% регионов (в 2001 г. – в 52%); объектам недвижимости – в 68%, правовым вопросам – в 68% и т.д. Регионы последовательно формируют информационную базу управления, которая будет эффективно использоваться при принятии управленческих решений.
Для информационного взаимодействия их в регионах, а также для межрегионального взаимодействия и с федеральным уровнем в настоящее время наиболее активно используется сеть Интернет (в 100% регионов), а также Государственная автоматизированная система «Выборы», АТЛАС, РОСПАК и др.. Узким местом в региональной информатизации было и остается недостаточное финансирование работ, которое не позволяет решить многие комплексные проблемы информатизации.
Специальная строка «Расходы на информатизацию» имеется в бюджетах 64% регионов (в 2001 году их было 48%), но, к сожалению, она зачастую не выполняется. Тем не менее, за последние годы бюджетные расходы субъектов РФ на информатизацию в расчете на душу населения выросли с 4 руб. (в среднем) до 12,9 руб. в год. Однако по регионам этот показатель распределен неравномерно. Самый большой – почти 60 руб. – он в Москве. В лидерах также Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия) – около 50 руб. на 1 чел. В 11 субъектах РФ уровень финансирования информатизации превышает средний по стране.
Информатизация пока не стала доходной отраслью из-за того, что практически не используются такие ее резервы, как введение в хозяйственных оборот информационных ресурсов и т.п. Однако ряд регионов, вложивших в эту сферу деятельности порядка 13 руб. в расчете на одного жителя, за один-два года окупили эти средства за счет обеспечения имиджа региона, формирования развитых систем информационных ресурсов и возможности решать на этой основе социально-экономические задачи и управленческие проблемы.
Следует отметить, что в регионах начался процесс перемещения тяжестей работ по информатизации с регионального уровня на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку, с одной стороны, региональная информатизация все больше должна быть приближена к человеку, с другой стороны, практически все информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем используются на региональном и федеральном.
В среднем по Российской Федерации 63 процента муниципальных образований имеют выход в интернет, в 45% имеются развитые информационные системы. При этом в 32% муниципальных образований есть специальные подразделения, осуществляющие руководство процессами информатизации, 22% имеет собственный сайт в интернете. Лидерами в 2002 г. по этим показателям являлись город Москва, Чувашская Республика, Новгородская область.
На региональном уровне информационные технологии все более широко внедряются в такие сферы как образование, торговля, здравоохранение. Нельзя сказать, что это явление стало повсеместным, однако темпы роста вселяют оптимизм. Сегодня почти в 80% регионов население использует пластиковые карты для осуществления расчетов, более чем в 70% регионов реализован теледоступ граждан к муниципальным региональным информационным ресурсам. В 64% регионов существует и действует система дистанционного образования, в 47% регионов – система электронной торговли. А еще 2-3 года назад подобные социальные проекты реализовали лишь 20-30% субъектов Федерации.
В настоящее время в 100% регионов (участников мониторинга) для регулирования процессов информатизации приняты на законодательном уровне нормативные правовые акты (законы), постановления правительства. В этих правовых актах нашли отражение вопросы организации работ по созданию информационных систем, регистрации и использования информационных ресурсов, разграничения прав доступа к системам и ресурсам. Для сравнения – два года назад таких регионов было около 50%.
В ходе мониторинга-2002 выяснилось, что приоритетными направлениями развития информатизации в регионах являются:
- разработка информационных систем, позволяющих обеспечить информационно-аналитическую поддержку основных функций органов власти и управления – в 44% регионов;
- создание, интеграция и эффективное использование информационных ресурсов – в 25%;
- разработка и применение современных телекоммуникационных систем и сетей, создание и развитие региональных административных сетей связи и телекоммуникаций – в 21%,
- повышение эффективности проведения государственной политики в сфере информатизации в регионе;
- решение правовых, организационных и методических вопросов.
Основными трудностями и проблемами, сдерживающими развитие работ по информатизации в регионах, в 2002 г. были названы: недостаточное финансирование –31%, ведомственная разобщенность – 17%, кадровое обеспечение работ – 13%, формирование информационных ресурсов – 10%.
Серьезными проблемами являются обусловленные недостатками кадрового обеспечения региональной информатизации недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления; недооценка роли и значения информатизации как важнейшего средства повышения эффективности управления и ускорения социально-экономического развития региона. Также надо отметить отсутствие единого государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами власти и управления всех уровней, отсутствие единой системы классификаторов, кадастров и регистров, неоправданно высокие требования по закрытию информации, несовместимость информационных ресурсов, все еще высокая стоимость программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе к интернету, особенно для массового использования, учебных заведений, в социальной и домашней сфере, что в значительной мере обусловлено отсутствием отечественной индустрии информатизации, наконец, недостаточностью правового и методического обеспечения региональной информатизации. Большинство регионов обращают внимание на нерешенность вопросов информационного взаимодействия органов госвласти различных уровней между собой, с органами местного самоуправления, с хозяйствующими субъектами и гражданами.
С 2002 года процессы информатизации страны вступили в новый период. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 63 утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Эта Программа предусматривает создание благоприятной информационной инфраструктуры для реализации на единой нормативно-методической основе группы федеральных целевых программ. Среди них – «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 гг.», «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)», программа «Жилище» как подпрограмма ЖКХ, Федеральная целевая программа «Создание и развитие информационных систем специального назначения». Единство и интеграция этих программ при их реализации на территориях обеспечат широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности и на деле докажут эффективность общественных затрат на информатизацию. Значительная роль в этом процессе отводится субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Развивая работу по государственной поддержке информатизации регионов и определяя основные стратегические направления региональной информатизации, Минсвязи России в 2003 году объявило конкурс по двум темам:
- приоритетные направления региональной политики информатизации и первоочередные задачи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации по ее реализации;
- нормативно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение первоочередных мер по реализации государственной поддержки развития муниципальных образований в сфере информатизации.
Победителем этого конкурса стал ВНИИПВТИ, который на протяжении многих лет работает по решению нормативно-методических проблем региональной и муниципальной информатизации. Минсвязи России поручило ВНИИПВТИ подготовку Национального доклада по развитию региональной информатизации в России и предложений по приоритетным направлениям региональной политики в сфере информатизации. В настоящее время разработан план-проспект Национального доклада о развитии региональной информатизации в Российской Федерации, ведутся работы по наполнению его разделов. Структура Национального доклада выглядит следующим образом:
- основные направления проводимых в Российской Федерации реформ, задачи повышения эффективности их информационной поддержки на региональном уровне,
- организационно-методические и правовые основы работ по информатизации регионов, структуры отрасли информатизации;
- координация работ по информатизации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- целевые программы информатизации и Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»;
- инфокоммуникационная инфраструктура региональной информатизации, использование интернета и телекоммуникационных сетей;
- интеграция информационных ресурсов, информатизация органов государственной власти в регионах,
- информационная поддержка органов местного самоуправления;
- концепция «электронного правительства»;
- обеспечение для граждан России прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- проблема нормативно-правового обеспечения региональной информатизации и целый ряд других разделов.
Безусловно, здесь надо отметить и электронную торговлю, и повышение качества территориальных информационных систем, и финансирование работ, и подготовку кадров, электронный документооборот, взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления при организации региональных информационных ресурсов, приоритетные направления государственной региональной политики информатизации и т.д.
В рамках государственной поддержки информатизации муниципальных образований Минсвязи поручено разработать проект Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления», а также подготовить предложения по составу мероприятий и дополнительному финансированию работ по созданию системы информационной поддержки органов местного самоуправления. Эти направления деятельности являются принципиально важными для решения проблем региональной информатизации, так как муниципальные образования – территориальные составляющие субъектов Федерации – законодательно существенно независимы в выполнении функций местного самоуправления.
Многие проблемы создания территориальных государственных и муниципальных информационных ресурсов, к сожалению, не решены законодательным образом. Поэтому на конференциях в Великом Новгороде, Новосибирске, в городе Протвино Московской области, в которых принимали участие также специалисты Минэкономразвития и Конгресса муниципальных образований, была поддержана идея разработки федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» и состоялось обсуждение принципиальных положений его основных статей. В настоящий момент ВНИИПВТИ при поддержке Совета главных конструкторов предстоит большая организационная, редакционная и согласительная работа по доработке проекта закона в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации о разработке федеральных законов.
Кроме того, на сегодняшнем совещании мы должны обсудить и принять квалифицированные решения не только по проекту закона, но и по составу мероприятий информатизации муниципальных образований. Необходимо, чтобы мероприятия Федеральной целевой программы государственной поддержки развития местного самоуправления в области информатизации совпадали с мероприятиями программы информационной поддержки муниципальных образований субъектов Федерации.
Позвольте мне в заключение выразить свою озабоченность тем, что сегодня многие региональные программы не развиваются в должной степени и еще недостаточно хорошо стыкуются друг с другом. Еще раз хочу напомнить – должны соблюдаться единые принципы подхода к решению конкретных задач в масштабе региона, к сопряжению с такими же системами других регионов и с системами на уровне федеральных округов. Реализация идеи интеграции – одна из главных задач «Электронной России». Ведь если у нас в регионах будет создаваться 89 самостоятельных систем поддержки принятия управленческих решений, это будет означать, что процесс информатизации страны стал неуправляемым. Естественно, речь идет не о навязывании какой-то конкретной аппаратно-программной платформы. Наша задача заключается именно в выработке по всем вопросам единых концептуальных подходов.