От безопасности городской власти – к безопасности людей




Ю.Е. Хохлов



В обеспечении информационной безопасности в равной мере заинтересованы все – и власть, и граждане. Эта проблема сегодня касается каждого. Поэтому Правительство Москвы прикладывает максимум усилий для успешного решения всех задач в данной области, что нашло наглядное подтверждение в городской программе «Электронная Москва». Такой подход, безусловно, отвечает потребностям власти, бизнеса и общества в целом.

Разумеется, в огромном мегаполисе проблемы информационной безопасности многогранны. Они охватывают практически все сферы деятельности – от безопасности на отдельно взятом рабочем месте до обеспечения безопасности функционирования глобальных систем и сетей связи. Появились новые явления – кибертерроризм и киберпреступность, требующие координации и объединения усилий всех заинтересованных в противодействии им лиц. Существующее положение ставит в разряд приоритетных задач формирование современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности города, содержащей комплекс технических и организационно-административных мер. Об этом шла речь на круглом столе «ГЦП “Электронная Москва”: опыт субъектов Федерации в построении решений в сфере информационной безопасности», который состоялся 23 сентября 2003 г. Публикацией его материалов мы открываем этот номер.

«Основные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации должны конкретизировать положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», – утверждает А.А. Стрельцов, добавляя, что следует учитывать конституционное разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Именно с таких позиций рассматривает обсуждаемую проблему А.Б. Корсак, касаясь особенностей обеспечения информационной безопасности в Москве. Проблемы реализации комплексных решений по обеспечению информационной безопасности в рамках программы «Электронная Москва» затронуты в материале И.Л. Дмитриева. О роли государства в регулировании разработки, производства и обращения средств защиты информации идет речь в статье Г.В. Емельянова, который заканчивает публикацию призывом «признать как национально значимую задачу консолидацию усилий общественных организаций с государственными организациями и органами власти для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».

Многие процессы, протекающие в сфере новых компьютерных технологий, развиваются быстрее, чем реализуются возможности их правового регулирования. Поэтому в рамках программы «Электронная Москва» планируется разработать и реализовать план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения города к информационному обществу. Подробно об этих законодательных инициативах рассказано в статье С.В. Орлова и Ю.Е. Хохлова.

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Ни публичные отношения (с государством), ни гражданско-правовые отношения (физических и/или юридических лиц между собой) невозможны без обмена информацией. Она необходима гражданам для осуществления своих прав и обязанностей, органам власти и управления – для выполнения возложенных на них функций, хозяйствующим субъектам – для ведения бизнеса. По мнению В.А. Белюкина и В.М. Хургина, «особенно велика потребность в достоверной и своевременной правовой информации, ибо никогда ранее наше законодательство не было столь сложным и в определенной мере – запутанным». Каким образом действующее законодательство регулирует доступ к информации органов государственной власти, рассказано в публикуемых в рубрике «Документы» постановлениях правительств Российской Федерации и города Москвы.

В совместном проекте нашего журнала с корпорацией Microsoft – рубрике «Электронное правительство» – продолжается публикация материалов, посвященных мировым тенденциям и достижениям в этой области. Сегодня мы рассказываем о новых технологиях Microsoft для защиты электронной информации.


Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор.


© Информационное общество, 2003, вып. 4, с. 1.