Реализация инициатив в области электронного правительства способна кардинально повысить качество услуг, предоставляемых государством своим гражданам. Но при этом важно осознавать, что новый уровень услуг будет достигнут только тогда, когда государственные структуры осуществят трансформирование и совершенствование своих операций и процессов путем интеграции ведомственных информационных систем, включая системы электронного управления документами и многие другие системы.
Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры. По сути дела, эта же инфраструктура необходима и для предоставления интегрированных услуг через центральные правительственные порталы или порталы региональных и местных органов власти.
В распоряжении государства находятся огромные массивы информации и соответствующие системы, которые занимаются их обработкой. В качестве примера можно привести город Москву, в котором имеется более 300 различных городских информационных систем. При этом выполнение многих задач, например, оказание социальной помощи, медицинских услуг и т.д., требует интеграции и обеспечения информационного обмена между десятками ведомственных систем.
Можно со всей определенностью сказать, что задача интеграции информационных систем, стоящая перед государством, по своей масштабности и сложности превосходит проблемы интеграции в коммерческом секторе и промышленности. Подходы к решению этой задачи должны опираться на современную архитектуру. К счастью, сегодня индустрия информационных технологий предлагает все необходимые элементы такой архитектуры, среди которых открытые стандарты XML и веб-служб для решения задачи межведомственного информационного обмена.
Большое значение имеет интеграция государственных федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т. д.
В частности, в ФЦП «Электронная Россия» поставлены такие приоритетные задачи: создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых «электронных административных регламентов», которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий.
Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия, адекватной сложности решаемых задач.
Консультационная компания Gartner Group (EN) дает следующее определение электронного правительства: трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
В этом определении присутствуют три элемента:
– при разработке проектов создания электронного правительства были сформулированы такие четко определяемые цели, как, например, в Великобритании: «К 2008 году все услуги государства должны быть доступны по электронным каналам». При этом один раз в шесть месяцев публикуются отчеты с контролем достигнутых результатов. Так, на конец 2002 года примерно 70% государственных услуг доступно по электронным каналам. В Нидерландах этот показатель на конец 2001 года составлял около 86% для центрального правительства и 34% для государства в целом.
– в дальнейшем страны-лидеры шли от публикации основной информации и работы в рамках существующих организационных схем к инновационным услугам на основе намерений/потребностей пользователей.
– порталы рассматриваются как средство централизации и интеграции государственных услуг и как ключ к преодолению межведомственных барьеров;
– порталы служат мощным источником ускорения развития сетевых услуг (в Канаде и некоторых других странах).
Фундаментальная стратегия, охарактеризованная в отчете компании Accenture как «классический подход», состоит в
следующем:
Можно дать следующую классификацию технологий интеграции:
Традиционные технологии интеграции корпоративных приложений EAI и межведомственной интеграции B2Bi основаны на использовании так называемого брокера (узлапересылки, шлюза) сообщений.
Технологическим фундаментом брокера сообщений является, как правило, программное обеспечение промежуточного слоя пересылки сообщений (Messaging-Oriented Middleware, MOM), которое обеспечивает транспорт доставки информации и данных между прикладными системами. Примером такого программного обеспечения является «сервер очередей сообщений» MSMQ (Microsoft Message Queuing). Продукты этого класса обеспечивают транспорт гарантированной доставки сообщений между приложениями в территориально распределенной среде. Подход к интеграции приложений на основе продуктов класса MOM стал стандартным в области интеграции корпоративных информационных систем в конце 90-х годов.
Базовая идея этой технологии заключается в следующем. Пусть имеется несколько приложений, связанных некоторой коммуникационной средой, но, возможно, не очень надежной. Одно приложение (например, система документооборота A) должно переслать информацию/документ другому приложению (системе документооборота B). Система A передает документ серверу пересылки сообщений и «забывает» о нем. Сервер пересылки сообщений обеспечит гарантированную и однократную доставку информации в систему B.
Если при этом интегрируемые приложения находятся внутри организации в рамках одной корпоративной сети, то обеспечивается пересылка информации в режиме, «близком к реальному времени».
Если интегрируются приложения, находящиеся в разных организациях, то принцип «очереди сообщений» и гарантированной доставки, который реализуется MOM-продуктами, обеспечивает асинхронное взаимодействие и так называемое «слабое связывание». Приложение организации A не вправе ожидать мгновенной доступности приложения организации B, но программное обеспечение гарантированной доставки сообщений берет на себя ответственность за доставку информации между ними.
Но на этапе реализации предоставления государством электронных услуг, которые требуют выполнения транзакций и связанного с ними информационного обмена между несколькими ведомствами, возникает необходимость создания службы интеграции информационных систем различных ведомств между собой. В противном случае задача интеграции по принципу «каждый с каждым и все со всеми» приведет к квадратичному росту сложности, а, значит, и стоимости такой интеграции.
Наличие одного узла, одной точки интеграции на основе брокера сообщений позволяет справиться с ростом сложности задачи интеграции по мере подключения новых информационных систем.
сообщений
Рис. 1. Брокер сообщений
Сервер Microsoft BizTalk Server представляет собой именно такую систему управления бизнес-процессами (BPM), которая обеспечивает широкий набор средств для определения сложных бизнес-процессов, в которых могут участвовать внешние организации. BizTalk Server включает в себя:
Чтобы прояснить суть этих подходов к организации межведомственного взаимодействия и интеграции информационных систем, рассмотрим простые базовые понятия, связанные со стандартами XML и веб-службами. Первое и главное, что следует отметить, – это то, что все описываемые ниже стандарты являются открытыми, а в их разработке принимают участие такие ведущие ИТ-компании, как Microsoft и IBM, а также органы сообщений в виде XML-документов.
Таким образом, ключевым принципом применения XML для межведомственной интеграции информационных систем, в том числе систем документооборота, является использование веб-служб и регистров на базе универсального стандарта UDDI. Причем UDDI может использоваться для создания общедоступного регистра не только государственных информационных систем, но и самих государственных органов и их услуг, даже если они предоставляются традиционным (неэлектронным) способом.
На рисунке 2 приведена техническая модель интеграции ведомственных информационных систем на основе веб-служб XML. При этом интеграционный шлюз может обеспечивать не только маршрутизацию сообщений (брокер сообщений), но и реализовывать функции коллективного UDDI-регистра доступных государственных информационных систем, а также реализовывать функции «брокера веб-служб», то есть обеспечивать механизм взаимодействия между ведомственными информационными системами как веб-службами.
Рис. 2. Техническая модель веб-служб XML как технологии интеграции.
Платформа Microsoft .NET предоставляет интегрированные средства разработки, обеспечивающие создание приложений в виде веб-служб, а также серверные продукты, в которых обеспечена глубокая поддержка стандартов XML и веб-служб с точки зрения информационного обмена.
интеграции
межведомственного взаимодействия, достаточно обширен, и практически все они имеют в своей архитектуре аналог правительственного шлюза:
Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK Government Metadata Standard), принятый в Великобритании.
Метаданные имеют важное значение для обеспечения эффективности поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов. Как показывает практика, вопрос создания архива записей электронных документов по мере движения в сторону все более широкого внедрения систем электронного документооборота и информационных технологий вообще представляет собой такую проблему, которая еще до конца не осознана в России. Многие страны взяли за основу так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации, например:
Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).
Электронное правительство означает внедрение новых методов работы государственных учреждений (людей, процессов и технологий – и особенно интернет-технологий), которые ведут к улучшению доступа и доставки информации и услуг от государства к гражданам, бизнесу, сотрудникам и другим государственным институтам, а также на другие уровни в иерархии государственной власти. Реализация инициатив в области электронного правительства позволит обеспечить лучшие связи между государственными органами и их клиентами за счет более четкого, простого и эффективного их взаимодействия.
Вместе – и электронное правительство, и федеральная корпоративная ИТ-архитектура – предоставляют необходимые составляющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффективность и ответственность в выполнении функций государственного управления.
В США ответственность за разработку Федеральной ИТ-архитектуры возложена на Совет управляющих информационными технологиями (CIO Council). Эта организация объединяет около тридцати ИТ-директоров крупнейших федеральных и ряда региональных органов власти.
Можно дать следующее определение Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций в соответствии с документами CIO Council.
Федеральная ИТ-архитектура госорганизаций – это концептуальная модель описания в координированной, структурированной форме деятельности федерального правительства и государственных организаций с функциональной точки зрения вне зависимости от организационных структур, реализующих соответствующие функции, с целью улучшения их деятельности за счет использования информационных технологий.
По сути дела, это новый способ описания, анализа и улучшения деятельности государства и госорганизаций, а также расширения их возможностей по обслуживанию граждан.
Отдельные государственные ведомства должны использовать эту общую модель для описания своих собственных архитектур.
Основной целью Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций является обеспечение условий для совместной разработки процессов, стандартов совместимости и обмена информацией между государственными органами и организациями.
Федеральная ИТ-архитектура госорганизаций включает в себя четыре архитектурные области:
Рис. 3. Справочные модели Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций.
Интересно отметить, что подход к описанию деятельности государственных организаций с точки зрения их бизнес-функций и процессов пересекается с развитием технологических стандартов интеграции, например UDDI, когда имеется возможность создания регистров организаций и их услуг также с учетом их бизнес-функций.
Пять справочных моделей, отображенных в верхней части рисунка 4, обеспечивают общую для всего федерального правительства методологическую основу.
Рис. 4. Федеральная ИТ-архитектура госорганизаций.
Нижний уровень представляют отдельные министерства и ведомства, которые вовлечены в межведомственные проекты. Каждое ведомство использует единую методологию и язык, понятный всем участникам межведомственных инициатив. Эти же подходы используются для внутреннего описания и разработки своей собственной ИТ-архитектуры.
Реализация концепции и разработка Федеральной ИТ-архитектуры госорганизаций могут принести следующие преимущества: