Информационная война и вечные ценности

___________



Мировой политический кризис, свирепствующий на фоне рано наступившей и, как уже давно не бывало, лазурно-лучезарной весны, поневоле заставляет вернуться мыслью почти на 180 лет назад, ко временам полемики между западниками и славянофилами. Полемика эта возродилась с новой силой, но только теперь в ее арсенале не страницы журналов, а вся мощь информационно-коммуникационных технологий, включая технологии ведения информационной войны. В международный лексикон, как в свое время слово «спутник», ворвалось слово «майдан», поделившее население целых стран на его сторонников и противников. Эфир распирает от лозунгов и комментариев, социальные сети зашкаливает от пафоса и эмоций.

Как писал в 1836 году в первом из своих «Философических писем» П.Я. Чаадаев, «...у всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства...». Что же определяет умонастроения в такую пору? Философ делает попытку ответить на это во втором своем письме: «...Состояние души нашей, как бы высоко мы ее ни настроили, зависит от окружающей обстановки». Далее он задается вопросом: «Как мы подчиняемся мнениям, убеждениям других?» и размышляет: «Всякий ... отлично понимает, что один разум подчиняется другому и вместе с тем сохраняет всю свою власть, все свои способности». Последнее очень важно понимать в условиях жесткого столкновения могущественных интересов и сопутствующего ему идеологического противостояния. Тому, кто именно так и поступает, то есть думающему человеку, приходится тяжелее всего в такие времена. И тогда на помощь ему может прийти еще одна мысль Чаадаева: «Чтобы размышлять, чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле».

Ссылаясь на западника Чаадаева, наверное, было бы неправильно обойти вниманием представителя противоположного течения. В контексте разговоров о различных санкциях по отношению к России в связи с украинским кризисом напрашивается ссылка на литератора А.С. Хомякова, который считается основоположником славянофильства. В своей работе «Мнение иностранцев о России», напечатанной в 1845 году, он, рассуждая о недоброжелательстве к нам народов Западной Европы, пишет: «Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны; но и признать наши права заслуженными они также не могут, потому что всякое просвещение и всякое духовное начало, не вполне еще проникнутые человеческою любовью, имеют свою гордость и свою исключительность. Поэтому полной любви и братства мы ожидать не можем, но мы могли бы и должны ожидать уважения».

К сожалению, информационная война – это тоже феномен информационного общества, поэтому на страницах нашего журнала мы не можем проигнорировать факт ее наличия в эти дни. Этот феномен пока слабо осмыслен учеными, но мы надеемся, что среди наших авторов скоро появятся специалисты в этой области. А политикам в отстаивании политических интересов хотелось бы пожелать руководствоваться упомянутыми выше понятиями добра и зла, а также уважения. В этом, я уверена, сойдутся все современные порядочные люди, будь то славянофилы или западники.


© Информационное общество, 2014 вып. 1, с. 1.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

ТАТЬЯНА ЕРШОВА