Психологическая наука в исследовании интернета


А.Е. Войскунский



Среда Интернета, нередко именуемая “киберпространством”, “(социальной) виртуальной реальностью” и др., представляет собой комплексное экологическое пространство, в котором проявляют активность десятки и сотни миллионов людей. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных потребностей: коммуникативной (примеры — электронная почта, “чаты”, конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, “гостевые книги”, форумы и т.п.), познавательной (примеры — навигация по Сети, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего “взлома” и т.п.) и игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат, го и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры — как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры типа MUD/MOO и т.п.). К этим видам активности сводятся, в конечном счете, некоторые другие распространенные виды опосредствованной Интернетом деятельности: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях “электронный флирт”, как и распространенные среди пользователей Интернета попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры.

Среда Интернета — это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры, сколько взаимосвязанные активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности — сообщениями, страничками, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными, мультимедийными и др.), каталогами и архивами записей, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п. Как таковая, среда Интернета представляет немалый интерес для всех специалистов, профессионально изучающих человека и многообразные виды его активности. И действительно, деятельность человека в Интернете довольно давно уже стала предметом изучения философов, социологов, психологов, историков, лингвистов, культурологов, педагогов, “коммуникативистов” (имеется в виду т.н. communication science ), политологов и других специалистов.

Так получилось, что даже в масштабах всего мира психологи составляют один из сравнительно малочисленных отрядов исследователей Интернета. Это тем более непонятно, если принять во внимание, что в то время, когда проектировалась и вводилась в эксплуатацию предшественница Интернета — военно-исследовательская сеть ARPANet , — в числе ответственных инициаторов данной разработки, оказавшейся столь перспективной, стоял Дж.Ликлайдер, оставивший ряд психологических трудов, в том числе посвященных прикладным областям психологии. Тем не менее вплоть до настоящего времени собственно исследовательской деятельностью в Интернете занимаются буквально считанные группы психологов — в основном это представители Великобритании, Германии, Нидерландов, США.

Значительно больше, и об этом не следует забывать, тех психологов, кто составляет и размещает в Интернете каталоги, редактирует электронные журналы, дает консультации посредством Интернета или администрирует веб-сайты с психологическим содержанием. Однако такой же работой заняты представители и других областей знания, даже не связанных профессионально с изучением человека. А вот собственно исследованиями человека в среде Интернета заняты весьма немногие психологи.

Итак, на фоне колоссальной исследовательской активности “коммуникативистов”, социологов, культурологов и отчасти лингвистов усилия психологов сравнительно мало заметны. Достаточно сказать, что лишь в 1998–1999 гг. появились первые монографии — и глобального характера (П.Уоллес), и по отдельным аспектам психологических исследований в Интернете (напр., Д.Гринфилд, Н.Деринг, К.Янг и др.), а также первые сборники статей на ту же тему (если не принимать во внимание более ранние книги Ш.Текл, поскольку они мультидисциплинарны, а не собственно психологичны). В сборниках, правда, участвуют не одни только психологи. И монографии, и сборники статей опубликованы на английском и на немецком языках. В то же время непсихологические сочинения на данную тему публикуются, начиная с 1978 г. (монография Р.Хилтц и М.Тьюроффа). Справедливости ради следует признать, что отдельные психологические статьи, связанные с изучением деятельности человека в Интернете, также публикуются довольно давно. Тем не менее, из науковедческих трудов известно, что монографии и тематические сборники статей чаще всего играют более заметную роль в популяризации и развитии новых направлений научного знания, нежели отдельные статьи.

Так обстоит дело за рубежом, и надо признать, что положение постепенно меняется: упомянутая проблематика привлекает все больший интерес психологов. В России дело обстоит несколько иначе. На фоне относительного отсутствия интереса к исследованию все более многочисленных пользователей Интернета со стороны профессионалов-гуманитариев именно психологи развернули теоретические и прикладные исследования в этой области. При этом начало такой работе было положено еще до массового приобщения соотечественников к применению глобальных компьютерных сетей (будущего Интернета). Отдельные исследования были выполнены в середине и во второй половине 1980-х годов, и на этой основе в 1990-х годах несколько групп психологов систематически ведут теоретические и эмпирические исследования деятельности человека, опосредствованной Интернетом. Имеются в виду, прежде всего, представители факультета психологии МГУ, Института психологии РАН, Института человека РАН, Института программных систем РАН.

В силу отсутствия других специалистов-гуманитариев, изучающих активность человека в русскоязычном секторе Интернета, психологи частично приняли на себя роль социологов, “коммуникативистов”, политологов и др. Подтверждением сказанному служит следующий, например, факт. Опосредствованное Интернетом опросное исследование русскоязычных пользователей Интернета — работа в значительной степени социологическая, и она проводится специалистами факультета психологии МГУ, начиная с 1992 г., т.е. началась она за несколько лет до того, как сложились профессиональные социологические агентства, которые взяли на себя проведение систематических опросных исследований. Данная ситуация подробно описана в статье “Социальная и демографическая динамика сообщества русскоязычных пользователей компьютерных сетей” в книге “Гуманитарные исследования в Интернете”, опубликованной под нашей редакцией в 2000 г. В этой же книге приведены другие примеры выхода психологов МГУ за пределы профессии; собственно психологические исследования представлены там же.

Одной из причин относительно раннего интереса отечественных психологов к анализу деятельности человека в Интернете является, на наш взгляд, приверженность многих из них разработанной Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями культурно-исторической теории развития психики. Согласно одному из краеугольных положений этой теории, существенным стимулом для психического развития является внешняя орудийная деятельность человека, опосредствованная все более совершенными инструментами и орудиями деятельности. Л.С.Выготский еще в начале 1930-х годов прозорливо отводил наиболее значимое место именно семиотическим орудиям или знакам — при том, что в его время семиотика в ее современном виде только складывалась, а о наиболее совершенных (с сегодняшних позиций) знаковых орудиях вообще не могло быть речи. Следует принять во внимание, что основой Интернета являются компьютеры, а основой компьютеров — микрочипы, т.е. орудия сугубо знаковые.

Тем самым широко распространенная в России (и достаточно широко известная за ее пределами) психологическая концепция в определенной степени подтолкнула отечественных психологов к обращению к Интернету — одному из наиболее сложных и перспективных в плане воздействия на психическое развитие орудий человеческой деятельности. В качестве подтверждения данного тезиса следует привести пример с трудами М. Коула — известного американского психолога, последователя Л.С. Выготского и переводчика его трудов. В ряде работ М. Коула, и, в частности, в его последней монографии “Культурно-историческая психология” автор обращается к изучению психологических особенностей деятельности человека в среде Интернета и/или локальных компьютерных сетей. Исследовательский интерес к данной проблематике проявился у М. Коула существенно раньше, чем у большинства других американских психологов, причем произошло это под непосредственным воздействием знакомства с трудами Л.С. Выготского.

В настоящее время фронт психологических исследований расширяется. Так, психологи весьма активно разрабатывают проблематику так называемой зависимости от Интернета, или Интернет-аддикции. По нашему мнению, подобная проблемная область действительно правомерна, хотя принятая в ней исследовательская методология вызывает обоснованные сомнения. Другая довольно активно изучаемая проблематика связана с применением т.н. виртуальной реальности. Данная область исследований не является исключительно психологической, поскольку она тесно смыкается с исследованиями в области эргономики, медицины, визуальных искусств и т.п. Не случайно недавно введенное понятие “telepresence” является рабочей площадкой, объединяющей представителей разных областей знания, а соответствующий журнал (“Presence”) публикует статьи как ученых-гуманитариев, так и ученых-естественников. Что же касается так называемой “социальной виртуальной реальности”, то проводится достаточно интенсивное изучение специфики опосредствованного сервисными функциями Интернета общения (в частности, его составных частей — интеракции, коммуникации, перцепции). Разворачивается исследование игровой и — пока в менее выраженной степени — познавательной деятельности, осуществляемой посредством Интернета. Кроме того, проводится интенсивная работа по модификации методологических основ психологического исследования: пробивают себе дорогу онлайновый и оффлайновый сетевой опрос, эксперимент, тестовая процедура и т.п.

Отечественные психологи, как представляется, готовы к творческому содружеству с коллегами, представляющими другие гуманитарные науки, для совместного проведения исследований, посвященных анализу деятельности человека и групп людей в Интернете.



Войскунский Александр Евгеньевич - кандидат психологических наук, зам. заведующего кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова



© Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 32-34.