Правовое регулирование информационной деятельности как фактор реализации права на информацию

_______________________

О.А. Шубина



Аннотация. В данной работе автор исследует соотношение понятий «право на информацию» и «право на осуществление информационной деятельности», а также отличие «информационно-потребительской деятельности» от «профессиональной информационной деятельности». Проводится анализ правового регулирования информационной деятельности и рассматриваются такие вопросы как фиксация информации, сбор и обработка информации из неконтролируемых (свободных) источников (потоков информации).

Ключевые слова: информационная деятельность, информация, право на информацию, нормативно-информационные запреты, информационно-потребительская деятельность, профессиональная информационная деятельность, документирование информационных ресурсов.


***

В определенной степени традиционным стало отождествлять конституционное право на информацию с правом на осуществление информационной деятельности. Развитие этой точки зрения мы найдем, например, в работах И.Л. Бачило, которая обращает наше внимание на то, что перечисленные в части 4 статьи 29 Конституции РФ действия определяют цели информационной деятельности. Сама информационная деятельность И.Л. Бачило определялась через перечисленные в статье 1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» действия, «переходящие в деятельность» [2].

Принципиальным нам представляется вопрос о том, насколько вообще правомерно отождествление понятия «право на информацию» с понятием «право на осуществление информационной деятельности». Отметим, что в отношении других закрепленных в Конституции прав подобного смешения понятий не произошло. Никому не приходит в голову отождествлять право на образование с правом на осуществление образовательной деятельности, равно как и право на медицинское обслуживание с правом на осуществление деятельности медицинской.

Трудно не согласиться с утверждением И.Л. Бачило о том, что информационная деятельность является наиболее регулируемой правом частью информатики [2]. Деятельностный аспект в целом достаточно проработан именно в исследованиях профессора И.Л. Бачило. В частности она отмечает допустимость рассмотрения информационной деятельности, как вида социально-экономической деятельности [2]. Но речь идет именно о допущении, а не необходимости закрепления в законодательстве понятия и видов такой деятельности.

Формулировка в Конституции РФ правомочий, составляющих право на информацию, в глагольной форме действительно заставляет ассоциировать «право» и «деятельность». Активность субъекта права (искать, получать, создавать и т.д.), вне всякого сомнения, предполагает возможность осуществления указанным субъектом некой деятельности. Но эта деятельность не имеет признаков, соответствующих критериям отнесения к социально-экономической деятельности. Такая активность субъекта права на информацию аналогична активности субъекта права на образование, позволяющая последнему получать и усваивать знания. Субъект права на информацию может проявлять или не проявлять такую активность, реализовать или не реализовать свое право и его отдельные правомочия по своему усмотрению. Вне зависимости от его поведения должна существовать функционирующая система источников достоверной и актуальной информации в объективной форме. Деятельность самого субъекта права мы можем, как это уже принято в смежных областях знаний, обозначить как информационно-потребительскую. Осуществление такой деятельности ограничивается, во-первых, нормативно-информационными запретами, содержащимися в Конституции РФ и федеральных законах (запрет на пропаганду насилия, дискриминации и т.д.) и, во-вторых, наличием доступных информационных ресурсов и коммуникативных каналов.

Что же отличает информационно-потребительскую деятельность от профессиональной информационной деятельности? Как мы уже отметили, информационно-потребительская деятельность не является видом социально-экономической деятельности. Деятельность, как таковая, определяется в толковых словарях как работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области [3]. Критерий систематичности явно отсутствует, когда речь идет о деятельности, направленной на реализацию права. Легальное определение экономической деятельности дается во введении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2002 № 454 [1] (ОКВЭД). В этом документе указывается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (в том числе информационные) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность при этом характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Исходя из сказанного, признак целенаправленности (направленности на результат) для экономической деятельности является основным. Результатом информационной деятельности, как мы полагаем, будет не создание информационного продукта или информационной услуги, а создание информационных систем, поскольку степень доступности информации напрямую зависит от наличия систем, обеспечивающих ее обращаемость. Субъекту права на информацию, в качестве необходимого условия реализации права, обеспечивается возможность потребления результатов экономической информационной деятельности. Объективная форма является условием включения информации в обращение. Носители информации выступают одновременно и объективной формой, и коммуникативным каналом. Информационная деятельность, следовательно, направлена на создание структур, обеспечивающих информационный обмен.

Соответственно, для эффективного правового регулирования наиболее важным является момент фиксации информации. Обязанный субъект осуществляет сбор и обработку информации из неконтролируемых (свободных) источников (потоков информации) не произвольно, а в соответствии с императивными нормами федерального закона. Результатом его деятельности является документ, то есть информация на носителе. В качестве материального носителя допустимо рассматривать не только вещь, но и физические поля, как отмечено Д.В. Огородовым [4]. Документирование как вид профессиональной информационной деятельности максимально поддается правовому регулированию. Продукт такой деятельности достаточно легко стандартизировать, а, следовательно, проверить на соответствие нормативным требованиям. Документирование по своей сути является созданием информации, поскольку закрепление на носителе в строго определенных параметрах позволяет включать информацию в обращение, т.е. документирование является первичным средством организации информации.

Законодательно закрепленная обязанность осуществления профессиональной информационной деятельности по созданию (документированию) информации и информационных ресурсов при осуществлении любой деятельности, затрагивающей (реально или потенциально) права и интересы иных субъектов, выступает не только гарантией реализации права на информацию, но и гарантией информационной безопасности, поскольку имеет потенциальную возможность влиять на степень достоверности и актуальности информации, свободно циркулирующей в обществе.

Литература

1. Постановление Госстандарта РФ от 10.12.2002 № 454-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта" // Документ опубликован не был

2. Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики. М., 2003. С. 156;

3. Толковый словарь русского языка. В 3-х томах./ Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Вече. Мир книги. Том 1. С. 288;

4. Огородов Д.В. Методология изучения правовых отношений в информационной сфере. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: 2002.

____________________________

Шубина Ольга Андреевна

Ассистент кафедры теории и истории государства и права

ГОУ ВПО Тамбовского государственного технического университета


© Информационное общество, 2010, вып. 5, с. 60-61.