Будущее России - создание информационного общества XXI века
Г.С. Хижа
Глубинная сущность современного развития цивилизации состоит в переходе к постиндустриальному этапу как новому типу организации общества и его социально-экономических систем, который получил наименование «информационное общество». Пока отсутствует достаточно четкое определение понятия «информационное общество», эти вопросы являются предметом обсуждения. Тем не менее, я буду применять именно этот термин, считая, что под понятием «информационное общество» понимается новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. Такая интерпретация этого понятия является более содержательной по сравнению с другим подходом, где все сводится к рассмотрению чисто технологической стороны процесса информатизации общества, хотя стремление к указанной трактовке часто наблюдается на проводимых в России конференциях.
Создание новых информационных и телекоммуникационных технологий не является самоцелью на современном этапе развития общества, а средством его преобразования. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе – улучшение качества жизни. Таким образом, постиндустриализм является фактором изменения облика как отдельных обществ, так и мира в целом. К этим процессам можно относиться по-разному, но они объективны и уже происходят в большинстве экономически развитых стран. Эти страны принимают интенсивные усилия для активизации процесса формирования информационного общества. Поэтому и Россия должна определить собственный национальный ответ на единые вызовы развития цивилизации с целью разработки долгосрочной стратегии своего развития.
Объективно надо признать, что пока мы существенно отстаем от западных стран в сфере информатизации. Ранее разработанные концепции информатизации советского общества не дали достаточно четкой концептуально-технологической основы для перехода к этому обществу. Реально развивающийся процесс в этом направлении характеризуется ростом информационной зависимости России от стран-лидеров информатизации. Фактически информатизация в России свелась к ее компьютеризации при определенном распаде информационного и интеллектуального потенциалов. Ранее созданные информационные национальные ресурсы ускоренными темпами исчерпываются. Информация не стала фактором федеральной стабильности и устойчивого развития регионов, формирования оптимальных структур управления и перехода России на модель устойчивого развития. Без интенсивной информатизации Россия не может перейти к этапу формирования информационного общества и созданию основ новой постиндустриальной экономики, которая получила название информационной или сетевой экономики.
Определение основ и механизмов информационно-сетевой экономики – это одна из основных задач для разработки эффективной долгосрочной политики России. Пока, к сожалению, отсутствуют четкие определения ее содержания и основных характеристик. В узком толковании под информационной экономикой часто понимают сектор информативной индустрии экономической системы государства. В современном расширенном понимании – это экономика информационного общества, обладающая существенно новыми формами и свойствами постиндустриального этапа развития цивилизации на основе широкой информатизации социосферы, в которой информация, сетевые отношения, интеллектуальные ресурсы общества становятся основным механизмом социально-экономического развития государства. Ее отличительные черты – возможность обеспечения интенсивного роста производительности труда, новые условия использования информационных технологий, активизация создания новых информационных продуктов и услуг, ускорение экономического развития на основе широкого использования инноваций и знаний с резким увеличением информационно-технологической составляющей производимой продукции при сокращении энерго- и материалозатратности.
В то же время есть основания считать, что происходящий процесс мог оказать гораздо большее влияние практически на все механизмы социально-экономического развития общества. Создание высокоэффективных технических средств обработки, передачи и отображения информации, глобальных телекоммуникационных сетей обеспечивает значительное ускорение темпов общественного развития, создавая возможность оптимизации управленческих процессов во всех областях жизни общества, позволяя успешно преодолевать проблемы неопределенности, повышать живучесть и безопасность социальных и экономических систем, обеспечивать достижение поставленных целей. Благодаря информатизации и интенсификации информационных процессов реализуется принцип дальнодействия, осуществляется планирование программ целевого управления на основе эффективного использования прошлого опыта и высокоорганизованных знаний. С развитием информационных сетей экономики происходит смена технологических укладов, изменяются характеры структур потребления с доминированием потребительских предпочтений в сторону образования, информационных услуг и экологии, утверждается новая система ценностей со сменой стереотипов общества потребления на ориентацию на качество жизни и творческую самореализацию. При этом принципиальное значение для национальных экономик приобретает не факт создания того или иного товара, а степень участия в глобальных сетевых структурах, перемещениях капитала, труда, знаний и технологий. Результатом утверждения нового технологического уклада является обесценивание старых технологий и продуктов их применения. Наибольшему обесцениванию подвергаются примитивные технологии на слабомонополизированных рынках с сильной конкуренцией, а перспективной становится наукоемкая информационно-технологическая промышленная активность.
Появление новой информационно-технологической парадигмы сделало возможным превращение информации через формирование новых знаний в непосредственный продукт производственного процесса. Как известно, эффективность процесса перехода к новым социально-экономическим отношениям в значительной мере зависит от соответствия реализуемых мер системе ценностей и приоритетов конкретного общества.
Изучение процессов широкого внедрения сетевых технологий показывает, что психология пользователей способна существенно измениться за сравнительно короткий срок в соответствии с направлениями деятельности в сети, особенно молодого поколения. Такая метаморфоза, связанная с электронным вторжением в подсознание, представляется как сетевая электронная несвобода. Но именно на этот путь несвободы стало человеческое общество на постиндустриальном этапе своего развития. Указанные процессы неизбежно окажут сильное влияние на социальные последствия перехода к такому обществу, которое пока трудно оценить. Предполагается, что это может привести к интенсивному росту неравенства как внутри общества, так и на уровне процессов глобализации экономики, сегментации населения земного шара, то есть к глобальному неравенству. Такая сегментация означает, что отдельные территории и люди, востребованные в современных экономических условиях, будут интегрироваться в глобальные сети создания экономических ценностей и присвоения материальных благ. Те, кто не сможет создавать достаточно добавочной стоимости, могут оказаться исключенными из указанной сети. Поэтому переход к информационному обществу и глобализации экономики может привести к интенсификации экономического развития, но при этом усиливая социальное неравенство. Тем не менее, переход к постиндустриальному этапу развития цивилизации является объективной реальностью и в странах Запада, где предпринимаются активные усилия для его ускорения. Так, Европейским Союзом разработана и реализуется программа технологий информационного общества. Очевидно, что Россия также должна предпринять меры, обеспечивающее ее адекватное восприятие процессов перехода Запада к постиндустриальному этапу своего развития. Не вызывает сомнений, что подгонка под западные стандарты российского общества, отличающиеся совершенно иной социально-культурной ориентацией и ценностными ориентирами, не может быть конструктивным решением проблемы в связи с коренными отличиями нашей культуры от западной. Без глубокого познания объективных механизмов формирования в странах Запада основ нового социально-экономического уклада также невозможно рассчитывать на создание и реализацию эффективной долгосрочной стратегии развития России.
Происходящие процессы могут привести к значительному экономическому неравенству стран, находящихся на разных стадиях развития своих технологических и интеллектуальных возможностей. Опыт развития глобального финансового рынка свидетельствует о наличии у международных корпораций вполне определенной стратегии по извлечению сверхприбылей на основе дестабилизации экономики отдельных стран путем их слияния в единое глобальное экономическое пространство для обеспечения свободного движения транснационального капитала.
В процессе подобной финансовой интеграции происходит расслоение мирового сообщества на осваивающие и осваиваемые страны. Кстати, эта экономическая глобализация начинает осуществляться за счет деградации осваиваемых стран путем локализации носителей интеллекта и финансовых инструментов. В результате этого создается угроза потери осваиваемыми странами способности к воспроизводству и развитию интеллектуальных ресурсов и, как следствие, потери исторической перспективы их прогрессивного развития.
Причиной кризиса национальной экономики и политической системы государства в новых геополитических условиях постиндустриализма может явиться не научно-техническая отсталость страны, а ее неспособность дать адекватные ответы на вызовы формируемого общества и назревшей революции управления социально-экономическими процессами. Поэтому решение проблем реформирования российского общества и определения долгосрочной стратегии социально-экономического развития должно рассматриваться не только сквозь призму теории классического капитализма и рыночных отношений, а с позиций современного постиндустриального вызова.
Краткосрочная и среднесрочная стратегии социально-экономического развития России в значительной мере предопределены необходимостью предотвращения развития системного кризиса и стабилизации политической и социально-экономической ситуации и на этой основе создания условий для обеспечения экономического роста. Более сложно определить долгосрочные, стратегические цели ее развития, поскольку они определяются выбором государственного целеполагания, призванного стимулировать концентрацию политической воли, усилий общества и имеющихся ресурсов для достижения национальных целей в соответствии с разделяемой большинством ценностной ориентацией.
Представляется, что долгосрочной стратегией развития России может стать ее цивилизованное вхождение в развитое информационное общество на основе эффективного соединения национальных интересов и ресурсов модернизируемого российского государства с ценностями постиндустриализма. Разработка и реализация государственной долгосрочной программы создания основ информационного общества может послужить объединяющим идейным началом для страны; поскольку наряду с концепцией модели устойчивого развития дает целевую направленность общественного развития и на этой основе могут быть определены конкретные пути достижения этих целей. Указанная программа должна предусматривать переход от политики, направленной на развитие отдельных областей информационной индустрии, к формированию общей стратегии вхождения России в информационное общество. Основные положения указанной программы должны вытекать из национальной стратегии информационного общества, которая должна быть разработана в ближайшее время.
Указанная стратегия должна обеспечить выполнение системообразующих функций целевой ориентации и взаимоувязанности федеральных программ. Думаю, что на обсуждение и выработку рекомендаций по конституционным основам национальной стратегии развития информационного общества и должна быть ориентирована работа конференции.
На основе этой стратегии государство должно обеспечить координацию деятельности субъектов российского общества в сфере информационного сектора экономики с целью обеспечения перехода России к информационному обществу ХХI века. В условиях резкого снижения управляемости общества, недостаточного экономического потенциала государства решение указанной задачи представляет значительную сложность. Прежде всего, потребуется обеспечить активизацию всех субъектов хозяйственной деятельности, что предполагает ознакомление широкой общественности с целями перехода России к формированию основ информационного общества и разработку конкретных механизмов достижения необходимого результата. Необходимо также существенно повысить эффективность взаимопонимания и взаимодействия общества и власти в России на основе разработки и целенаправленного воплощения государственной информационной политики, способствующей консолидации общества, формированию устойчивых политических и общественных систем с понятными каждому гражданину целями и задачами. Без этого переход России на модели информационного общества становится весьма проблематичным.
В заключение я должен сказать, что главными задачами при реализации указанных мер должны являться повышение социального статуса, продуктивности созидательной части российского общества, стимулирование творческой активности, создание мотивации для смены идеалов потребительского общества на систему ценностей, утверждающих престиж интеллектуального творческого труда, авторитет науки, образования и культуры. Решение этих задач в значительной степени будет зависеть от эффективности использования интеллектуального и духовного потенциала российского общества и консолидации усилий и имеющихся ресурсов. Такой стратегически цивилизованный подход, подкрепленный приемлемой для основной массы народа консолидирующей идеологией будет положительно воспринят российским обществом. Но для этого необходимы стратегическая инициатива и воля правительства и общества.
Данная статья подготовлена по материалам выстпления автора на Всероссийской конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века" (Москва, Кремлевский Дворец, 2001 г.)
Хижа Георгий Степанович -
Председатель Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, член Президиума Международной Академии информационных процессов и технологий
© Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 44-47.