Сетевая модель организации

А.Е. Шадрин
Институт экономики переходного периода





Развитие Интернет-технологий обеспечивает возможность принципиального снижения издержек распространения информации и межличностной коммуникации. Создаются предпосылки для повышения эффективности бизнес-организаций, социальных и политических институтов [1].

Однако реализация этого потенциала может быть максимально эффективно исполнена лишь тогда, когда будут выработаны наиболее комплиментарные новым средствам коммуникации организационные структуры, позволяющие обеспечивать оптимальное распределение информационных потоков. Одной из подобных структур могут оказаться так называемые общественные сети – Public Networks.

Особенностью сети является горизонтальная структура, т. е. коммуникация осуществляется не по вертикали, а по горизонтали – не начальника с подчиненным, а равноправных людей при их прямых контактах друг с другом. При этом важны следующие технические требования к организации:

Для более гибкого выполнения производственных программ предприятия разбиваются на самостоятельные в хозяйственном, а, иногда, и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Выделенные из предприятий сегменты часто соединяются со ставшими самостоятельными сегментами фирм субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы).

Вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается, прежде всего, в заключении лизинговых договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы.

Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей компенсаций, зависящей от успеха выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении персонала предприятиями, договоров со специалистами свободных профессий и субпредпринимателями. Кроме того, благодаря возможности работы на дому с использованием телетехники и телекооперации (виртуальные предприятия) отпадает необходимость пространственного сосредоточения персонала.

Эффективность рассматриваемых организаций гарантируется низким уровнем занятости и рациональной структурой издержек. Сети исключают дублирование компетентной рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции или на внутриорганизационный обмен услугами [3].

Характерный чертой сетевых организаций является отмеченный С. И. Париновым эффект снижения трансакционных издержек, связанный с достигаемым эффектом перехода в рамках сетевых организаций к тесным, доверительным коммуникациям – «прямым персонифицированным отношениям» в терминах Дугласа Норта [4].

Конструирование сетевой организации
Создание сетевой организации, как в области бизнеса, так и в третьем секторе экономики, требует формирования информационного потока между его участниками. При этом необходимо обеспечить:

Необходимо разработать механизм интеграции данных и сведений, обеспечивающий возможность специалистам разных профилей включаться в работу.

Нужно организовать команды, способные работать над многими задачами параллельно и последовательно, с полным видением проекта.

Организационно решить эти задачи можно за счет использования сетевой формы управления проектом, обеспечивающей максимальный доступ каждого сотрудника к необходимой информации.

Технически решение обеспечивается за счет комбинации Web-сервера, на котором публикуются все рабочие материалы с подробной рубрикацией; и системы электронных списков рассылки (на базе электронной почты и Интернет-форумов) по отдельным темам проекта и подпроектам. Важное достоинств такого механизма – его открытость, возможность подключения любого нового заинтересованного участника.

Каждый пользователь Интернета, став новым участником проекта, имеет возможность, зайдя на сервер, получить все материалы, а, подписавшись на электронный список рассылки, участвовать в их обсуждении с нулевыми издержками для организаторов проекта.

Технология организации новой рабочей группы (для разработки новой темы в рамках проекта) заключается в публикации информационного сообщения среди всех участников сети с установочными материалами и открытии нового списка рассылки.

При соответствующей информационной поддержке (некоммерческой рекламе) к проекту на безвозмездной основе могут быть привлечены десятки (потенциально – сотни) заинтересованных специалистов из регионов (исследователей, предпринимателей, чиновников местных администраций). При этом заинтересованность сторонних участников в деятельности проекта может дополнительно мотивироваться возможностями установления прямых неформальных контактов с другими участниками проекта, соображениями профессионального роста и так далее.

Если сеть хорошо организована, то теоретически каждый может войти в нее в любом месте и получить при этом доступ ко всем остальным точкам. Эти точки – люди и связанные с ними информационные, творческие, аналитические, административные и прочие ресурсы. Так возникают группы единомышленников, разрабатывающих новые программы. Стать частью сети легко – нужно знать хотя бы одну точку входа в сеть и располагать ресурсом, который может заинтересовать других. Если сеть эффективна, а предлагаемые ресурсы представляют ценность, участники сети сами устанавливают контакты.

Эффективность работы подобной организации повышается за счет личных встреч участников на конференциях, семинарах и так далее, однако они не являются непременным условием. Росту эффективности сети также будет способствовать создание базы данных, содержащей информацию о профессиональных навыках и интересах ее участников. Это позволит быстро находить людей, готовых к решению той или иной задачи.

Созданная организация (сеть) с прямыми горизонтальными связями между участниками характеризуется появлением положительных внешних эффектов. Возникает единое информационное поле, позволяющее значительно снизить издержки организации новых проектов любому из участников сети. Между ними начинает распространяться информация о располагаемых ими ресурсах: бизнес-идеях, свободных фондах, деловых контактах, вакансиях [5].

При этом содержащиеся на сервере систематизированные материалы и публикации, открытые для свободного доступа, – позитивное общественное благо, служащее дополнительным фактором, привлекающим внимание к деятельности сетевой организации новых участников.

В мире, в том числе и в России, уже накоплен опыт формирования подобных сетевых организаций, например, «Moscow Organization De-ve-lop-ment Network» – организация специалистов в области организационного развития, существующая более 4 лет (www.odn.ru).

Автор является координатором «Russian In-for-ma-tion Society Network» – сети исследователей проблематики информационного общества, охватывающей около 50 участников из различных регионов России и других государств (www.isn.ru).

Как показывает практика, для технического обеспечения информационного взаимодействия участников сети достаточно двух человек: специалиста в области программирования и Web-дизайна, и координатора – специалиста в области содержательной стороны деятельности сети, содействующего информационному взаимодействию ее участников. Материальные издержки обеспечения информационного взаимодействия между участниками сети, имеющими доступ к Интернету, за вычетом стоимости общераспространенного программного обеспечения, близки к нулю.

Принципиальный момент здесь – использование Интернет-технологий снижает коммуникационные издержки, связанные с участием экспертов в разработке законодательных инициатив. Тем самым ослабляется действие «эффекта безбилетника» – нежелания конкретной личности нести издержки для производства общественных благ, которым, в частности, является законодательство.

Первый этап развития сетевых организаций – создание тематического сервера в Интернете и дискуссионного форума, посвященного его проблематике; обобщение имеющихся информационных ресурсов по проблеме и представление их на сервере; привлечение профессионалов – посетителей сайта к содержательному обсуждению его материалов и текстов законопроектов. Этот шаг, как было показано выше, уже проделан на целом ряде сайтов.

Затем наступает следующий и важнейший этап – организация прямых коммуникаций между пользователями сервера через механизм добровольной регистрации, подразумевающий заполнение анкеты с указанием профессиональных интересов и профессионального статуса, описанием реализуемых проектов и предложениями по сотрудничеству.

Одновременно создаются благоприятные предпосылки для активизации сопутствующей организационной деятельности: инициирования научных исследований и аналитических разработок, проведения согласованной PR-компании, организации научно-практических конференций и семинаров.

При этом статус сетевой организации – без образования юридического лица и политических амбиций, позволяет значительно снизить сопутствующие ее деятельности накладные издержки [6]. Сетевые организации начинают активно создаваться как в рамках бизнес-проектов, так и в научных и профессиональных сообществах и общественных движениях [7].
* * *

Развитие средств передачи информации отнюдь не является нейтральным явлением по отношению к социальной структуре общества. Подтверждением тому станет активизация изменений в политических и экономических структурах, для анализа и прогнозирования которых может быть с успехом применены подходы институционально-эволюционной школы в экономике и школы общественного выбора.

Одновременно резко возрастает актуальность прикладных исследований в области теории управления сетевыми организациями, изучения социально-психологических аспектов взаимодействия их участников, специфики мотивации, групповой динамики, формирования корпоративной культуры.

 

Литература:



1. Шадрин А. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество, 1999, № 2. С. 27–33.
http://www. ieie. nsc. ru/parinov/artem1. htm.
2. Копылов Г. Сеть как организационный принцип // Кентавр, 1992, № 2.
http://www.isn.ru/econ/netorg.doc.
3. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций// Проблемы теории и практики управления, 1997, № 1.
http://www.ptpu.ru/Issues/1_97/Chapt17.htm.
4. Паринов С. Третья форма управления для сетевой экономики. //
http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm
5. Ahuja, M. K. & Carley, K. M. Network structure in virtual organizations// Journal of Computer-Mediated Communication, 1998, № 3 (4), June.
http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue4/ahuja.html
6. Шадрин А. Информационно-коммуникативное обеспечение в исследовательских проектах и деятельности профессиональных сообществ. // Вестник НАУФОР, 1999, № 11.
http://www.isn.ru/shadrin/naufor.htm.
7. Докторов Б., Шадрин А. Социология на российском Интернете: в начале долгого пути // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 1999, № 6.
http://www.isn.ru/sociology/public/sociology.htm.



© Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 86 - 88.