Информационно-аналитическая поддержка стратегических решений

_____________________________

В.Н. Цыгичко , Д.С.Черешкин



Реализация процедур принятия решений в организационных системах управления требует специального информационно-аналитического, правового, организационного и технического обеспечения. Все перечисленные виды обеспечения жестко взаимосвязаны и в совокупности составляют систему поддержки решений. Особенно важной для жизнедеятельности органов го-
сударственного управления является поддержка стратегических решений.

Стратегические решения – это решения высшего уровня управления, определяющие главные направления деятельности. Для этих решений свойственна большая ответственность и высокий уровень риска, так как от них за висит будущее состояние всего региона и/или страны в целом.

Поддержка стратегических решений должна исходить из их особенностей. Наиболее важными характеристиками этих решений являются:


Перечисленные особенности стратегических решений опре­деляют требования к их информационно-аналитическому обеспечению.

Рассмотрим проблему обеспечения стратегических решений с позиций информационной теории решений1 на гипотетическом примере организации информационно-аналитической поддержки аппарата президента страны. Этот выбор объясняется тем, что, с одной стороны, он всесторонне отражает проблемы обеспечения стратегических решений на высшем уровне органов государственной власти, а с другой – практически идентичный подход используется при принятии решений на уровне, например, регионального управления. Кроме того, имеется обширная литература, обобщающая опыт обеспечения решений в высших органах государственной власти в США и других развитых демо­кратических странах.

В качестве базового положения принимается, что основой любой системы информационно-аналитической поддержки решений руководителя высшего уровня власти являются аналитические и информационные подразделения его аппарата. Это положение относится как к аппарату президента страны, так и к руководителям регионов, крупных национальных корпораций (например, Газпрома).

Аналитические и информационные подразделения аппарата президента предназначены обеспечивать все стороны деятельности высшего лица государства по управлению страной. Главной задачей этих подразделений является подготовка решений президента и их оформление в виде государственных нормативных актов.

Создание эффективной системы информационно-аналитической поддержки основных функциональных задач аналитических подразделений связано с необходимостью строгой регламентации их деятельности и деятельности всех связанных с этими подразделениями внешних организаций, участвующих в подготовке решений президента и информационном обеспечении его аппарата.

Другими словами, объект информатизации – аналитические подразделения аппарата президента – должен быть однозначно определен и представлен его структурой, механизмом функционирования и системой внешних связей.

Прежде всего, должна быть описана внешняя среда деятельности объекта, т.е. устойчивая структура информационных связей аналитических подразделений со всеми органами государственной власти уровня, ниже рассматриваемого в примере, т.е. с министерствами, ведомствами, структурами представительной власти (Федеральное собрание Российской Федерации, региональные Собрания и т.д.) и организациями негосударственного сектора. В рамках этой системы необходима строгая регламентация информационного обмена между ее элементами, включающая направления и характеристики информационных потоков, порядок, правила и нормы информационного взаимодействия элементов, обязанности и ответственность организаций и должностных лиц по реализации принятого регламента информационного обмена. Документы, юридически закрепляющие принятый регламент, являются правовой и нормативной базой для создания технического, аппаратного и программного обеспечения информационно-аналитической системы поддержки деятельности аналитических подразделений аппарата президента. Содержание этих документов определяется организацией, структурой и механизмом функционирования государственной власти и, прежде всего, процедурами принятия решений высшим лицом государства.

В соответствии с принятой международной практикой, процедура подготовки и юридического оформления решений президента страны должна определяться правовыми нормами, закрепленными в Конституции и законах Российской Федерации. На основании этих правовых документов разрабатывается положение о статусе, структуре и функциях аппарата президента, регламенте и форме его отношений со всеми органами федеральной власти и местного самоуправления.

Составной частью документа должна быть детально разработанная процедура подготовки решений главы государственной власти, включающая:


Документ должен быть в соответствующем порядке утвержден и принят в качестве закона Российской Федерации о статусе и функциях аппарата президента.

Перечисленные правовые документы являются основой для разработки эффективной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности аналитических подразделений аппарата президента по подготовке решений на высшем уровне управления государством.

Однако сегодня мы находимся на начальной стадии становления России как правового государства и пока не имеем и, возможно, еще долго не будем иметь полный перечень устойчивых нормативных актов, регулирующих процессы подготовки, принятия и юридического оформления решений в высших органах власти. В этих условиях особенно важно обеспечить высокое качество, обоснованность и легитимность принимаемых президентом решений. Это может быть достигнуто только при наличии своевременной, полной и достоверной информации о происходящих в стране и мире событиях и тщательной подготовке решений с привлечением заинтересованных министерств, ведомств и широкого круга специалистов и ученых независимых организаций.

Решению этой проблемы помогло бы поэтапное создание специальной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности аналитических подразделений аппарата президента. На первом этапе целесообразно создание такой системы информационно-аналитического обеспечения, основные, базовые элементы которой могут адаптироваться к структурным, функциональным и нормативным правовым изменениям в работе высших органов государственной власти.

Анализ зарубежного опыта говорит о том, что создание подобной адаптивной системы возможно, поскольку структура и функции аппарата подготовки решений при главе государственной власти определяются главным образом задачами управления страной. По своей сути эти задачи одинаковы для всех стран, независимо от их государственного устройства. Во всех развитых странах главы государств имеют аппарат помощников и советников, которые отвечают за подготовку решений в различных областях управления страной: национальная безопасность, внешняя политика, внутренняя политика, экономика, социально-культурная сфера и т.п. В соответствии с этим разделением полномочий строится деятельность аналитических подразделений, руководство которыми, как правило, осуществляется лицами, ответственными за принятие тех или иных решений.

Каждая область ответственности, в свою очередь, делится на ряд проблемных направлений, например, экономическая может содержать направления финансовой политики, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, инвестиционной политики и т.д. Структура аналитических подразделений строится в соответствии с принятой классификацией проблемных направлений.

За каждое направление, как правило, отвечает один или несколько аналитиков, высококвалифицированных специалистов в данной области. По своему положению они составляют вершину иерархической системы подготовки государственных решений в соответствующей области. В своей работе аналитики опираются на информационную и аналитическую поддержку всей пирамиды власти и систему независимых организаций и экспертов. Качество работы аналитических подразделений зависит от совершенства правовых, процессуальных и организационных форм их сотрудничества со всеми заинтересованными и привлекаемыми организациями, принимающими участие в подготовке решений.

Эффективность организации взаимодействия зависит прежде всего, от характера взаимоотношений между правительством, министерствами и ведомствами, с одной стороны, и аппаратом президента - с другой. При создании системы информационно-аналитической поддержки деятельности аналитических подразделений это обстоятельство нельзя не учитывать.

Если деятельность аналитических подразделений носит открытый характер и при подготовке решений учитываются мнения и интересы соответст­вующих ведомств, а их участие в процессе решения общих проблем является нормой, то организация взаимодействия не представляет больших трудностей.

Если же аппарат президента и его советники склонны вести свою самостоятельную линию, не всегда согласованную с ведомствами, единолично готовить решения и выступать с предложениями, то даже при очень жестком законодательст­ве, предписывающем ведомст­вам определенные обязанности по обеспечению деятельности аналитических подразделений аппарата президента, организовать эффективное взаимодействие не удастся. Ведомства всегда найдут способ скрыть или намеренно исказить наиболее важную информацию и не допустят использования своих специалистов для подготовки несогласованных с ними решений. Ярким примером подобного положения дел может служить деятельность ЦК КПСС, который все контролировал, принимал решения и ни за что не отвечал. Во многих случаях принимаемые решения были неэффективны, так как ведомства постоянно и преднамеренно искажали информацию, по которой принимались эти решения. В результате ЦК был вынужден создать свою собственную систему сбора информации.

Очевидно, что аппарат президента не предназначен для функционирования в роли нового ЦК. Поэтому для его нормальной и продуктивной работы в условиях отсутствия нормативной правовой базы деятельности аналитических подразделений должен быть разработан и закреплен указом президента временный регламент, определяющий процедуру, права и обязанности аппарата президента и соответствующих ведомств и механизм учета их взаимных интересов при подготовке президентских решений. Это тем более необходимо сделать сейчас, когда в условиях отсутствия опыта и традиций только начинает складываться механизм работы аналитических подразделений.

Вторым необходимым условием создания системы информационно-аналитического обеспечения аналитических подразделений является детальный анализ их функциональной деятельности и выявление действительных, актуальных потребностей пользователей этой системы. Система информационно-аналитического обеспечения аналитических подразделений должна быть ориентирована на функциональные задачи этих подразделений.

Среди многочисленных и разнообразных функций аналитических подразделений можно выделить два основных направления деятельности:


Основу деятельности первого направления составляет анализ и оценка текущих событий во всех основных сферах государственной и общественной жизни, выявление тенденций и прогноз развития ситуаций, формулирование проблем, требующих реакции высшей государственной власти.

Это главное направление ежедневной работы аналитиков. Его результаты являются информационной и научной основой для решения всех других функцио­нальных задач аналитических подразделений. Эта деятельность носит информационно-исследовательский характер и к ее выполнению должны привлекаться соответствующие министерства, ведомства и другие государственные организации, а также независимые научно-исследовательские центры и отдельные ученые. Какого-либо определенного временного или иного регламента это направление работы не имеет. Результаты такой работы целесообразно фиксировать – например, публиковать в регулярных (месячных или квартальных) аналитических обзорах.

Подготовка решений президента и других высших должностных лиц государства представляет собой процедуру, включающую:


Решение может готовиться в министерствах или ведомствах, а затем проходить утвержденную процедуру в аппарате президента. В зависимости от содержания, сложности проблемы и времени, отведенного на ее решение, процедура подготовки решения может изменяться, но состав участников и ее основные элементы должны быть регламентированы. Это, прежде всего, касается процедуры согласования решений с заинтересованными ведомствами и ответственными за их исполнение должностными лицами, а также проверки решений на соответствие действующему законодательству и принятым юридическим нормам.

Ко второму направлению деятельности аналитических подразделений можно отнести составление регулярной краткой справки-доклада, отражающей наиболее важные события, накоторые должно быть обращено внимание президента. Справка может составляться в свободной форме, но к ней должны прилагаться формализованные, нормативные документы, содержащие сведения о состоянии экономики, политической обстановке в стране и за рубежом, военно-политической обстановке и другие. Эти документы могут содержать таблицы, графики и структурированный текст. Содержание справок может быть регламентировано и в значительной степени формализовано.

Подготовкой ежедневной справки-доклада должно заниматься подразделение, специально созданное для выполнения это регулярной функции. Все остальные аналитические подразделения, каждое по своей тематике, участвуют в этой работе, предоставляя составителям справки актуальную информацию и результаты ее оперативного анализа.

Другим источником информации для подготовки справки должны служить ежедневные доклады министерств, ведомств и специальных служб.

Одной из эффективных форм информирования президента может стать «ситуационная комната», где с помощью различных технических средств визуально отображаются все аспекты политической, экономической, военной, социальной и других сторон жизни страны и мира.

Важной формой деятельности аналитических подразделений является составление информационно-аналитических справок по запросу президента. Эти справки могут относиться к очень широкому кругу вопросов, которые заранее предвидеть невозможно. Справки готовят аналитики-эксперты по соответствующим тематическим направлениям (юристы, экономисты, политологи, военные и т.д.). Информационной основой для подготовки справок служат профессиональные знания аналитиков, результаты предварительных исследований в соответствующей области и оперативная, в том числе ведомственная, информация.

Регулярные и текущие документы составляются преимущественно ведомствами с участием на завершающем этапе ответственных представителей аппарата президента, советников и аналитиков соответствующего профиля.

Структуру всех правительственных документов (включая оформление решений президента), регламент и процедуру их подготовки, согласования и подписания, а также состав привлекаемых для этого должностных лиц целесообразно регламентировать. В этом случае возможно создание системы информационно-аналитической поддержки подготовки и прохождения документов. Базой подготовки этих документов служит, как правило, ведомственная информация.

Следует отметить, что в условиях, когда статус, прерогативы и формы деятельности аналитических подразделений еще не установились окончательно, перечисленные функциональные задачи исходят из некоторого гипотетического представления о назначении и методах работы этих подразделений. Серьезным основанием реальности этой гипотезы служит анализ многолетнего опыта работы аналитических центров, обеспечивающих деятельность высшей государственной власти США и стран Западной Европы.

Как видно из перечня основных функциональных задач, аналитические подразделения аппарата президента предназначены прежде всего для оперативного обеспечения его деятельности в решении государственных проблем и подготовки решений.Требованиями оперативности определяются специфика и особенности организации работы этих подразделений.

Все задачи, которые ставятся перед аналитиками, должны, как правило, решаться в очень ограниченные сроки и с высоким качеством. Последнее предполагает высокую информационную достоверность и обоснованность выводов и предложений аналитика.

Вместе с тем многие проблемы, встающие перед аналитиками, чрезвычайно сложны и требуют для своего решения предварительных исследований, специальной информации и длительного времени, которого им не отпущено. Кроме того, даже самый квалифицированный аналитик не может быть специалистом по всему кругу вопросов, находящихся в рамках его компетенции. Для осуществления своей повседневной функциональной деятельности аналитикам необходима регулярная информационная и информационно-аналитическая поддержка, включающая своевременную доставку текущей информации, справочную информацию от соответствующих ведомств и аналитические исследования по актуальной проблематике ведомственных, академических и независимых научных организаций или отдельных ученых.

Важной особенностью работы аналитика является постоянная смена решаемых задач и существенные изменения в содержании и форме необходимой для этого информации. Это означает, что заранее определить потребности в информации и строго их регламентировать не представляется возможным.

Перечисленные обстоятельства требуют специальной организации деятельности аналитика и ее информационно-аналитического обеспечения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей аналитику, прежде всего, должен быть обеспечен оперативный доступ к любой ведомственной информации путем организации постоянного взаимодействия с министерствами и ведомствами, имеющими отношение к соответствующей проблематике.

Это взаимодействие должно обеспечивать:


Не менее важным аспектом деятельности аналитических подразделений должно быть формирование и поддержка постоянно действующего института независимых экспертов и организация с ними эффективного взаимодействия. В качест­ве экспертов могут выступать как научно-исследовательские организации, так и отдельные ученые.

Отечественный и зарубежный опыт работы института экспертов говорит о том, что наиболее целесообразной формой организации их деятельности является сочетание научных исследований с непосредственным участием в оперативной работе по подготовке решений. Актуальная тематика прикладных и фундаментальных исследований обычно формируется ведущими аналитиками и оформляется в виде проектов, заказы на выполнение которых предоставляются НИИ, отдельным специалистам или временным рабочим группам, состоящим из представителей различных научных организаций и возглавляемым крупными учеными. В проектах разрабатывается тематика, обеспечивающая научное обоснование долгосрочных стратегических государственных решений. С помощью этих заказов осуществляется финансовая поддержка экспертов, позволяющая привлекать к решению государственных проблем крупных специалистов и долго сохранять высококлассные коллективы исследователей. Благодаря работе над проектами эксперты постоянно находятся в курсе всех событий и новейших научных достижений в их сфере исследований и могут оперативно использовать результаты своей работы и накопленную информацию в процессе подготовки и принятия решений. Во всех странах Запада существуют специальные государственные программы постоянной поддержки института экспертов. Финансирование этих программ производится главным образом за счет федерального и ведомственных бюджетов, а также различных фондов, привлекающих частные средства. Аналитические подразделения, как правило, имеют бюджет, предусматривающий расходы на проведение исследований по их заказам.

Как уже указывалось, обеспечение стратегических решений в первую очередь определяется особенностями этих решений. Все решения, принимаемые президентом страны, целесообразно разделить на чрезвычайные решения, принимаемые в особых, требующих немедленных действий, обстоятельствах, и решения, связанные с повседневной, в обычном режиме, деятельностью президента по управлению страной.

Принятие решений и управление в чрезвычайных обстоятельствах обеспечиваются специальной государственной системой связи и управления.

Объектом нашего анализа являются решения президента, принимаемые в обычном режиме его деятельности. Эти решения являются, как правило, стратегическими. Они отличаются тем, что носят весьма обобщенный характер. В них обычно отражается общая политическая линия в решении какой-либо государственной проблемы. Реализация стратегического решения предполагает его последующую детализацию и разработку программы для исполняющих его ведомств.

Выработка и обоснование стратегических решений происходит на нижних уровнях иерархии управления государством –
в министерствах, ведомствах и их структурных подразделениях. Отработанные на этих уровнях управления варианты решений представляются президенту и его команде для прохождения в соответствии с принятым в аппарате президента регламентом. Оценка предложенных вариантов и выбор окончательного решения производятся президентом с учетом многочисленных неформальных факторов, главным образом, политического и личностного характера.

Другой важной особенностью стратегических решений является, как правило, их уникальный характер. Содержание решения, условия его принятия и учитываемые в каждом конкретном случае факторы в большинстве случаев не имеют аналогов в прошлом и чаще всего заранее непредсказуемы.

Стратегические решения чаще всего являются компромиссом между государственными интересами, представляемыми президентом, интересами и точками зрения ведомств и личными интересами и взглядами на проблему ближайших советников президента и высших лиц государства. Это объясняется тем, что вследствие сложности и неоднозначности государственных проблем, высокой неопределенности условий и факторов, их определяющих, отсутствует единство взглядов на их сущность и пути решения. Критерии правильности того или иного решения обычно весьма неопределенны, а последствия их реализации не полностью предсказуемы. Поэтому эти решения должны приниматься на основе переговоров и дискуссий в поисках приемлемого компромисса.

Рассмотренные особенности стратегических решений позволяют сделать вывод о том, что на уровне аппарата президента использование каких-либо формальных или даже просто регулярных методов для подготовки и принятия стратегических решений не представляется возможным.

В этих условиях задачей системы информационно-аналитической поддержки является обеспечение выработанных на практике и ставших традиционными неформальных и нерегулярных процедур подготовки и принятия стратегических решений в высшем эшелоне государственной власти.

Анализ функций аналитических подразделений, механизмов подготовки и принятия стратегических решений и процессов информационного обеспечения деятельности президента, а также изучение опыта работы высших органов государственной власти зарубежных стран позволяют сформулировать общие положения, определяющие возможный облик системы поддержки.

Первое положение состоит в том, что невозможно создание автоматизированной системы (типа АСУ) информационного обеспечения, а, тем более, автоматизации функций принятия решений. Автоматизации поддаются только некоторые отдельные задачи, носящие регламентированный характер, например, подготовка форм выходных документов, контроль прохождения документов, организация регулярного информирования президента и т.п. Это положение определяется чрезвычайным разнообразием не поддающихся регламентации форм деятельности аналитических подразделений.

Второе положениеформальные методы подготовки и принятия стратегических решений (в том числе математические модели и системы моделей) в аппарате президента неприменимы, так как решения на этом уровне государственного управления принимаются исключительно неформальным путем. Подготовка вариантов решений с применением всех современных методов анализа и прогноза производится на более низких уровнях управления.

Третье положение информационное обеспечение деятельности аналитических подразделений аппарата президента основывается на включении информационных систем всех структур государственной власти и общественных институтов страны в информационную систему аппарата президента. Это означает, что должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа ответственных работников аппарата и аналитических подразделений к любым банкам данных, архивам, библиотекам и текущим документам всех министерств, ведомств, служб и других организаций, в том числе негосударственных.

Отсюда главное требование к системе – обеспечить оперативный доступ, поиск и селекцию имеющейся в стране и за рубежом информации, касающейся решаемой в каждый конкретный момент проблемы. Для этого, прежде всего, необходима надежная оперативная связь со всеми источниками информации и соисполнителями и твердая правовая база, определяющая функции, обязанности и ответственность всех участников информационного обмена.

На основании проведенного анализа может быть сформирован концептуальный облик системы информационно-аналитического обеспечения аналитических подразделений аппарата любого руководителя высшего звена (с учетом меры и степени его ответственности и особенностей руководимой им сферы).

Технической основой системы должны быть различные, дублирующие друг друга системы связи, объединяющие все субъекты информационного обмена в единый информационный комплекс. Здесь целесообразно задействовать телефонную, телетайпную и факсимильную связь, электронную почту и оперативную спутниковую связь.

Рабочие места аналитиков должны быть оснащены персональными электронно-вычислительными машинами (ПК), сопряженными с оконечными устройствами приема и передачи информации по всем каналам любого вида связи.

Все ПК на рабочих местах должны быть объединены между собой в локальную сеть. Центральным элементом этой локальной сети должен быть главный компьютер.

Для визуального представления оперативной информации и проведения ситуационных игр целесообразно организовать специальную ситуационную комнату2, например, по аналогии с подобной комнатой для президента США в Белом Доме.

Программное обеспечение информационно-аналитической системы в качестве основного элемента должно включать информационно-справочную базу данных главного компьютера и средства ее сопряжения с базами данных всех источников информации за пределами локальной сети ЭВМ аппарата лица, принимающего решение (ЛПР). Организация базы данных, классификация и рубрикация информации должна отражать структуру тематических направлений работы аналитических подразделений. При организации базы данных всю информацию целесообразно разделить на информацию общего пользования и тематическую информацию.

Информация общего пользования может включать:


Эта рубрикация может дополняться и изменяться в соответствии с потребностями подразделений и ответственных лиц аппарата ЛПР.

Классификация тематической информации должна осуществляться соответствующими специалистами аналитических подразделений.

Локальная сеть должна быть оснащена информационно-поисковой системой (ИПС), позволяющей осуществлять с каждого рабочего места доступ к внутреннему и внешним банкам данных и обеспечивать оперативный поиск и селекцию информации по рубрикам, ключевым словам, тематике и т.д.

Предложенный состав технических и программных средств является, по нашему мнению, базовым и может быть разработан и внедрен в качестве первого этапа создания системы информационно-аналитического обеспечения деятельности аналитических подразделений аппарата ЛПР. На этой базе возможно дальнейшее наращивание или модернизация системы по мере выявления новых потребностей ее пользователей.

Наиболее важным шагом на первом этапе создания информационно-аналитической системы является ее предпроектный анализ.

Предпроектные исследования должны содержать:


Разумное решение всех перечисленных выше задач и формирование необходимых процедур и регламентов позволит создать систему, способную эффективно и действенно обеспечивать процесс принятия решений руководителями высшего уровня системы управления.

СНОСКИ

1 Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - М.:ИНФРА-М, 1996.

2 Необходимо понимать, что, например, в рамках регионального руководства состав и масштабность решаемых задач и, соответственно, аппаратно-программный комплекс ситуационной комнаты могут отличаться.

_____________________________________________

Цыгичко Виталий Николаевич - главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.

Черешкин Дмитрий Семенович - заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.


© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 61-68.