О проблемах подготовки специлистов в сфере культуры и искусств в условиях формирования в России информационного общества

_________________________

К.К. Колин, С.В. Буцык



Аннотация. Статья посвящена проблемам адекватной ориентации содержания образования, подготовки научно-педагогических кадров и формирования новой информационной культуры российского общества в современных условиях. Авторы рассматривают решение данных вопросов через призму организации научно-образовательных центров по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество». Описывается структурная модель такого центра в вузе культуры и искусств, задается вектор для научных исследований и конференций, которые этот центр должен осуществлять, приводятся примеры новых учебных курсов и электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: информационное развитие, содержание образования, информационная культура, научно-образовательный центр, типовая модель, учебный курс, междисциплинарность

Актуальность проблемы

Международный рейтинг России в области информационного развития в последние годы неуклонно снижается. По мнению некоторых ученых, одна из главных причин этого состоит в том, что важность этой проблемы еще не осознана на массовом уровне и не воспринимается в качестве приоритетной задачи развития страны. Критически оценивается и содержание Плана реализации Стратегии информационного общества в РФ до 2011 года, который, по мнению специалистов РАН, ориентирован, главным образом, на решение инструментально-технологических задач. Проблемы же адекватной ориентации содержания образования, подготовки научно-педагогических кадров и формирования новой информационной культуры российского общества в нем практически отсутствуют.

В частности, обучение работников учреждений культуры (музеев, архивов, библиотек) направлено на овладение ими информационно-коммуникационными технологиями как инструментом, и, как следствие, данная переподготовка может осуществляться, например, техническими вузами, а не профильными вузами культуры (п. 5.10 Плана реализации Стратегии С Планом реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года можно ознакомиться по адресу: http://www.infosovet.ru/actionplanПрим. ред.).

В тоже время исследования показывают, что формирование информационного общества является комплексной проблемой не только технологического, но, главным образом, гуманитарного характера. Поэтому в первую очередь нужно изменить содержание образования и обеспечить подготовку научных и педагогических кадров. Для решения этой задачи в 2009 году из Российской академии наук в адрес Минобрнауки РФ были направлены предложения, которые предусматривали создание в ведущих вузах России (совместно с профильными институтами РАН) сети научно-образовательных центров (НОЦ) по проблемам информатики и ИКТ, подготовку научных кадров этих вузов в целевой докторантуре и аспирантуре РАН, разработку новых учебных курсов по проблемам развития информационного общества. Эти предложения не были приняты, а проблема осталась и является сегодня очень острой.

Научно-образовательный центр по проблеме «Информационное общество»

В 2010 году по предложению Института проблем информатики РАН, в целях повышения качества образования и его адекватности новым условиям жизни и профессиональной деятельности человека в информационном обществе, в составе Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) создан Научно-образовательный центр по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество». На наш взгляд, данный центр в перспективе мог бы стать типовой моделью для российских вузов сферы культуры и искусств.

К основным задачам данного центра мы отнесли проведение научных исследований и учебно-методических разработок в области изучения гуманитарных аспектов процесса развития информационного общества в России и других странах и использование результатов этих работ в научно-образовательной деятельности вуза, включая подготовку научных кадров и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Структура центра

В организационном плане НОЦ является самостоятельным научно-методическим подразделением вуза, возглавляется научным руководителем – представителем Российской академии наук (в ЧГАКИ – главным научным сотрудником Института проблем информатики РАН заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук, профессором К.К. Колиным), и исполнительным директором – специалистом вуза.

Учитывая междисциплинарный характер проблем развития информационного общества, для оказания необходимой научно-методической поддержки деятельности НОЦ при нем образуется Научно-методический совет, председателем которого является проректор по научной работе, а в состав Совета должны входить проектор по учебной работе, ведущие ученые вуза, ведущие ученые других вузов региона, России, представители Министерства культуры.

Так, в состав Научно-методического совета НОЦ в ЧГАКИ вошли:



© Информационное общество, 2010, вып. 6, с. 45-49.