_________________________
К.К. Колин, С.В. Буцык
Аннотация. Статья посвящена проблемам адекватной ориентации содержания образования, подготовки научно-педагогических кадров и формирования новой информационной культуры российского общества в современных условиях. Авторы рассматривают решение данных вопросов через призму организации научно-образовательных центров по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество». Описывается структурная модель такого центра в вузе культуры и искусств, задается вектор для научных исследований и конференций, которые этот центр должен осуществлять, приводятся примеры новых учебных курсов и электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: информационное развитие, содержание образования, информационная культура, научно-образовательный центр, типовая модель, учебный курс, междисциплинарность
Актуальность проблемы
Международный рейтинг России в области информационного развития в последние годы неуклонно снижается. По мнению некоторых ученых, одна из главных причин этого состоит в том, что важность этой проблемы еще не осознана на массовом уровне и не воспринимается в качестве приоритетной задачи развития страны. Критически оценивается и содержание Плана реализации Стратегии информационного общества в РФ до 2011 года, который, по мнению специалистов РАН, ориентирован, главным образом, на решение инструментально-технологических задач. Проблемы же адекватной ориентации содержания образования, подготовки научно-педагогических кадров и формирования новой информационной культуры российского общества в нем практически отсутствуют.
В частности, обучение работников учреждений культуры (музеев, архивов, библиотек) направлено на овладение ими информационно-коммуникационными технологиями как инструментом, и, как следствие, данная переподготовка может осуществляться, например, техническими вузами, а не профильными вузами культуры (п. 5.10 Плана реализации Стратегии С Планом реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года можно ознакомиться по адресу: http://www.infosovet.ru/actionplan – Прим. ред.).
В тоже время исследования показывают, что формирование информационного общества является комплексной проблемой не только технологического, но, главным образом, гуманитарного характера. Поэтому в первую очередь нужно изменить содержание образования и обеспечить подготовку научных и педагогических кадров. Для решения этой задачи в 2009 году из Российской академии наук в адрес Минобрнауки РФ были направлены предложения, которые предусматривали создание в ведущих вузах России (совместно с профильными институтами РАН) сети научно-образовательных центров (НОЦ) по проблемам информатики и ИКТ, подготовку научных кадров этих вузов в целевой докторантуре и аспирантуре РАН, разработку новых учебных курсов по проблемам развития информационного общества. Эти предложения не были приняты, а проблема осталась и является сегодня очень острой.
Научно-образовательный центр по проблеме «Информационное общество»
В 2010 году по предложению Института проблем информатики РАН, в целях повышения качества образования и его адекватности новым условиям жизни и профессиональной деятельности человека в информационном обществе, в составе Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) создан Научно-образовательный центр по комплексной междисциплинарной проблеме «Информационное общество». На наш взгляд, данный центр в перспективе мог бы стать типовой моделью для российских вузов сферы культуры и искусств.
К основным задачам данного центра мы отнесли проведение научных исследований и учебно-методических разработок в области изучения гуманитарных аспектов процесса развития информационного общества в России и других странах и использование результатов этих работ в научно-образовательной деятельности вуза, включая подготовку научных кадров и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Структура центра
В организационном плане НОЦ является самостоятельным научно-методическим подразделением вуза, возглавляется научным руководителем – представителем Российской академии наук (в ЧГАКИ – главным научным сотрудником Института проблем информатики РАН заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук, профессором К.К. Колиным), и исполнительным директором – специалистом вуза.
Учитывая междисциплинарный характер проблем развития информационного общества, для оказания необходимой научно-методической поддержки деятельности НОЦ при нем образуется Научно-методический совет, председателем которого является проректор по научной работе, а в состав Совета должны входить проектор по учебной работе, ведущие ученые вуза, ведущие ученые других вузов региона, России, представители Министерства культуры.
Так, в состав Научно-методического совета НОЦ в ЧГАКИ вошли:
Научно-образовательный центр по комплексному междисциплинарному изучению проблем информационного общества призван стать центром координации научных исследования процессов формирования информационного общества, поскольку в настоящее время комплексного исследования проблем формирования информационного общества в вузах культуры и искусств на должном уровне еще не проводится.
Являясь перспективной форма интеграции академической науки и высшей школы, этот Центр должен осуществлять:
Опыт создания НОЦ «Информационное общество» в ЧГАКИ показывает, что в достаточно короткий срок можно достигнуть заметных результатов в информационном развитии содержания образования.
Так, курс «Информационное общество» традиционно изучался студентами ЧГАКИ уже в течение ряда последних лет [8]. Его автором был известный в России библиограф, профессор И.Г. Моргенштерн. Однако процесс становления информационного общества стремительно развивается и сегодня ситуация в России и в мире уже совсем другая. Поэтому в 2010 году планируется внедрение в учебный процесс вуза новой программы данного курса, в которой учтены и современные реалии, и перспективные тенденции процессов развития глобального информационного общества.
Содержание курса построено таким образом, чтобы изучившие его студенты смогли получить не только достаточно полные представления о современном состоянии и основных проблемах развития информационного общества в России и других странах, но также и определенное мировоззрение, основанное на понимании ими взаимосвязи между процессами информатизации общества, его глобализации, социально-экономического и культурного развития, национальной безопасности. C этой целью уже подготовлено и издано соответствующее учебно-методическое пособие [2] и осуществляется подготовка преподавателей. В дальнейшем предполагается их стажировка в Институте проблем информатики РАН.
Для студентов ряда гуманитарных специальностей, специальностей культуры и искусства разработаны и апробированы авторские курсы «Информационные ресурсы», «Информационные потребности», «Информационная культура». Кроме того, для студентов специальности «Прикладная информатика», широко распространенной в вузах культуры и искусств, разрабатываются курсы «Социальная информатика» и «Философские проблемы информатики».
Разработка и изучение последнего курса предусмотрено также и для аспирантов, что определено требованиями ВАК, которые предъявляются сегодня к соискателям ученой степени по некоторым научным специальностям при их подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». С этой целью уже осуществляется подготовка и издание научных монографий и учебных пособий [1, 3-7, 9-10], а также создание на их основе электронных ресурсов, необходимых для самостоятельной работы аспирантов и магистров.
Научные конференции
В октябре 2010 г. на базе ЧГАКИ проводится Всероссийская научная конференции на тему: «Информационно-коммуникативные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств».
Основное тематическое направление данной конференции определено следующим образом: «Опыт и проблемы использования информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов в интересах повышения качества образования в вузах культуры и искусств».
Содержание научной проблематики этой конференции свидетельствует о том, что процессы развития информационного общества рассматриваются, прежде всего, как новый фактор развития личности и обогащения внутренней сущности человека. Именно в этом нам видится главное содержание современных проблем развития информационного общества в России.
Электронные образовательные ресурсы
Обязательным атрибутом Научно-образовательного центра «Информационное общество» мы считаем формирование системы электронных образовательных ресурсов, внешней составляющей которой будет сайт, где размещается оперативная информация.
Заключение
Создание аналогичных НОЦ в вузах культуры и искусств является актуальным и важным направлением развития информационного общества в России, и поэтому должно быть включено в перспективный план этого развития, например, в разрабатываемую Правительством новую Государственную программу «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Целевой поддержки потребуют проекты по созданию и обеспечению деятельности научно-образовательных центров «Информационное общество» в вузах культуры и искусств, как эффективной и конкретной формы интеграции академической науки и высшей школы. Например, федеральное финансирование могло бы быть направлено на создание технико-технологической инфраструктуры научно-образовательных центров в вузах культуры и искусств, т.е. на приобретение специализированной техники и технологий, которые применяются в самых передовых библиотеках, музеях, архивах.
Кроме того, представляется целесообразным обеспечить финансовую поддержку стажировок преподавателей вузов культуры и искусств в соответствующих профильных институтах РАН и РАО, а также их обучение в целевой аспирантуре и докторантуре этих институтов. Важно также поддержать и издание соответствующей научно-методической литературы по проблемам развития информационного общества. Сейчас ее еще явно недостаточно для эффективной организации образовательного процесса.
При наличии в научно-образовательном центре качественных научных и учебно-методических разработок, что, как было показано, представляется вполне возможным, вуз культуры и искусств мог бы проводить переподготовку работников культуры не только в части общих навыков использования ИКТ, а, главным образом, в области использования специализированных технологий, необходимых для профессиональной деятельности в сфере культуры и искусств.
Кроме того, поскольку научно-методическая и технико-технологическая база центра может быть использована и для обучения студентов соответствующих специальностей вуза, то через 3-4 года может быть достигнут, фактически, «двойной эффект» по подготовке и переподготовке специалистов сферы культуры, способных к эффективной профессиональной деятельности в новых условиях уже формирующегося в России информационного общества.
Литература
1. Берестова Т.Ф. Информационные потребности: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2005. 113 с.
2. Колин К.К. Информационное общество: учеб.-методическое пособие для вузов. Челябинск: ЧГАКИ, 2010. 27 с.
3. Колин К.К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 42 с.
4. Колин К.К. Социальная информатика: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2003. 432 с.
5. Колин К.К. Информационная цивилизация. М.: ИПИ РАН. 112 с.
6. Колин К.К. Актуальные философские проблемы информатики. Теоретические проблемы информатики. Т.1. М.: КОС*ИНФ, 2009. 222 с.
7. Колин К.К. Гуманитарные проблемы информационной безопасности // Информационные технологии. Приложение. 2007. № 12. 32 с.
8. Моргенштерн И.Г. Информационное общество: учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2007. 109 с.
9. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. 288 с.
10. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке (Философские очерки). М.: Наука, 1975. 287 с.
______________________________________
Колин Константин Константинович
Доктор технических наук, профессор
Главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН
Буцык Сергей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент
Проректор по учебной работе Челябинской государственной академии культуры и искусств