Деятельность многосторонних партнерств в Молдове по укреплению "информационного общества для всех"


В. Крецу



Прежде чем начать исследование партнерств, существующих в республике Молдова на данный момент, я попыталась определить, в чем вообще заключается роль многосторонних партнерств. С моей точки зрения, наилучшим из большого числа определений является то, которое содержится в исходном документе по многосторонним партнерствам Глобального партнерства во имя знания (Multi-stakeholder Partnerships, Issue Paper, Global Knowledge Partnership). В нем ясно говорится следующее: «Это союз между органами власти, бизнесом и гражданским обществом, направленный на стратегическое объединение ресурсов и компетенций каждой из сторон с целью решения ключевых задач использования ИКТ…».

Основываясь на данном определении и подходе, я выделила 3 конкретных примера, в которых существуют партнерства, направленные на совершенствование использования информационно-коммуникационных технологий (ИKТ) на местном уровне. Исследование аспектов их деятельности проводилось через сравнение программ «Обучение для всех» и «Информация для всех».

Пример 1. В этом проекте единственной стороной, занимающейся решением одной из наиболее важных в настоящее время задач, а именно, обеспечением школ компьютерными классами, были органы власти. За 1996–1998 гг. компьютерные классы были организованы в 800 сельских и городских школах (всего в Республике Молдова насчитывается 1800 школ).

Очевидно, что данный вариант имеет как сильные, так и слабые стороны.

Сильные стороны проекта:


Слабые стороны данной инициативы:
Пример 2. В данном случае два крупных участника (гражданское общество [неправительственная организация] и органы власти [местная администрация]) объединили свои усилия для осуществления проекта организации компьютерных классов. Место реализации: деревня Збероайя (Zberoaia), находящаяся в 80 км к юго-западу от столицы. Период: 2004–2005 гг.

Как и в первом случае, здесь есть сильные и слабые стороны.

Сильные стороны:


Пример 3. В отличие от двух предыдущих, данный случай является примером партнерства, в котором участвуют более трех сторон: органы власти (местная администрация), гражданское общество (местное отделение неправительственной организации), местный бизнес и местное сообщество (представители местного населения).

В 2004–2005 гг. проект создания компьютерных классов был реализован в деревне Мерени (Mereni), в сельском районе в 35 км от столицы.

Участие местной администрации выразилось в предоставлении старого здания; неправительственной организации принадлежали собственно идея и план проекта; местный бизнес и местное сообщество внесли средства для ремонта здания.

Данное партнерство имеет сильные стороны:


В данном случае я не упомянула о слабых сторонах, однако можно говорить о рисках для дальнейшего развития проекта:
Ниже приведены некоторые рекомендации Учебного центра «CMB», направленные на укрепление многосторонних партнерств в Молдове.

Одним из наиболее важных моментов является совместное участие партнеров в планировании и оценке их общей деятельности. Таким образом, рекомендуется проводить для представителей всех 3 основных участников курсы обучения:


Ниже перечислены преимущества совместного подхода к планированию и оценке:

Вероника Крецу - Президент центра подготовки кадров "СМВ", Республика Молдова.


© Информационное общество, 2005, вып. 3, сс. 39-40.