Информационные потребности юношества и возможности их удовлетворения посредством электронной библиотеки

О.Ю. Макарова
Библиотечный центр "Читай-город" (г. Новгород)




Новгородский библиотечный центр для детей и юношества “Читай-город” создан в 1996 году на базе двух новгородских библиотек – областной детской и областной юношеской. Сегодня это наиболее крупная в Новгородской области библиотека для детей и молодежи – мы обслуживаем около 30 тысяч пользователей от 0 до 30 лет, имеем библиотечный фонд более 300 тысяч экземпляров. Вынужденное своеобразие библиотеки в том, что ее отделы – детский, подростковый, молодежный, мировой художественной культуры и иностранных языков расположены в 4-х различных, достаточно удаленных друг от друга помещениях, что усложняет нашу работу, в т.ч. и по автоматизации библиотечных процессов. Автоматизацией мы начали заниматься для провинциальной, тогда юношеской библиотеки довольно давно, в начале 90-х годов и, к счастью, совершенно избежали таких трудностей, как инерция коллектива, нежелание овладевать новыми навыками и т.д. Трудности состояли в выборе программы, необходимости самостоятельно, путем проб и ошибок, проходить путь перехода к работе в автоматизированном режиме. И очень скоро нас настигли финансовые проблемы, которые не позволяли при всем нашем рвении достаточно продвинуться на пути использования новых информационных технологий. Тем не менее что-то сделано: электронный каталог (программа МГУ “Библиотека 4.0”) насчитывает 55 тысяч записей.

Для нас первоочередными задачами являются создание локальной сети и обеспечение доступности электронного каталога “Читай-города”, других библиотек, специализированных баз данных для наших читателей – как в стенах библиотеки, так и из учебной аудитории, с домашнего компьютера. Уже в течение ряда лет эта услуга востребована, ее необходимость осознана нами. И здесь нужно еще раз подчеркнуть нашу готовность и желание использовать компьютерные технологии. Это заслуга прежде всего наших юных пользователей.

Юношество, как пользователи библиотеки:

Кроме того, необходимость использования новых технологий в обслуживании юных пользователей обусловлена следующими причинами:

Компьютерные технологии – это, безусловно, фактор, сокращающий время поиска информации, увеличивающий время на осмысление источников.

Для современной детской библиотеки принципиальное значение имеет использование компьютерных технологий, формирование навыков тех, от кого завтра будет зависеть развитие общества, обеспечение свободного доступа к информации. Сегодня важно не обязать прочитать и запомнить. Главное – сформировать потребность постоянного обращения к качественным источникам информации, способность отбора и критического мышления, обеспечить возможность ознакомления с альтернативными позициями, идеями, толкованиями фактов.

Безусловно, назвав эти причины, уже нельзя не сказать о необходимости доступа к ресурсам Интернет. В 1998 году у нас в рамках проекта “Интернет для общественности г. Новгорода” был открыт Интернет-класс в одном из помещений отдела мировой художественной культуры и иностранных языков. Проект этот осуществляется в рамках программы региональной инвестиционной инициативы “Партнерство во имя свободы – Новгород Великий” и финансируется Информационным Агентством США. В Новгороде проект реализуется Американским советом преподавателей русского языка и литературы при самом активном участии Новгородского университета. Кроме того, мы надеемся, что в соответствии с соглашением между Администрацией Новгородской области и Институтом “Открытое общество” в рамках программы “Интернет для культуры и здравоохранения Новгорода”, в ближайшее время откроется еще одна точка открытого доступа к Интернет в молодежном отделе “Читай-города”, где эта услуга наиболее востребована.

Пользователи уже функционирующего Интернет-класса, видимо, в силу своих психологических возрастных особенностей выбирают прежде всего общение посредством выхода в Интернет. Наиболее активно используется электронная почта, на втором месте – учебно-деловые потребности (подбор материалов для занятий, подготовки рефератов и т.д.), из досуговых тем наиболее популярны современная музыка и кино.

Проблемы: недостаточное количество пользовательских мест в классе, не всегда удовлетворительное качество связи и уровень нашей квалификации как консультантов, дефицит рабочего времени, создание рабочей Web-странички “Читай-города”.

Еще одна важная проблема – формирование фонда электронных носителей информации, использование CD, компьютерные программы для развития у детей, подростков различных навыков и воображения, для получения ими полезной информации. Здесь два препятствия: 1) низкая платежеспособность не только библиотеки, но и населения, 2) использование компьютеров в первую очередь для формирования и поддержания электронного каталога библиотеки. Кроме того, не созданы комфортные условия для индивидуальных занятий, скажем, с языковыми CD.

Сегодня библиотека – незаменимый посредник, связывающий производителей информации и его потребителей. Но мы должны осознать необходимость существенного изменения библиотечной работы и содержания библиотечной профессии. Нужно осознать, что главное – не иметь все в своих собственных фондах, а обеспечивать свободный оперативный доступ к необходимой пользователю информации; нужно готовить квалифицированные кадры для современных библиотек.

Экономическая ситуация в стране и недоступность для населения качественных технических средств отодвигает перспективу превращения библиотеки (особенно публичной) прежде всего в библиотеку электронную. Очень надеюсь, что в будущем наша библиотека не утратит своей роли в обществе, не выпадет из информационного процесса и, как сегодня, будет полезна своим читателям и сохранит свою популярность.


© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 50 - 51.