Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях

_____________________

А.Е. Лысенко




Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития информационного общества равных возможностей с учётом потребностей инвалидов. Для современного российского общества характерна технологическая, информационная и социальная дискриминация инвалидов, связанная с отсутствием возможности реализовать в полном объёме свои права на доступ к информации и информационно-коммуникационным технологиям. С целью ликвидации дискриминации инвалидов предложены варианты новых политических решений и механизмы их реализации. Ресурсы, необходимые для формирования информационного общества равных возможностей, рассматриваются не как затраты, а как инвестиции, которые принесут ощутимый социально-экономический результат. На смену затратной модели социальной поддержки инвалидов, основанной на компенсации недостатков человека, должна придти модель инвестиций в человека, обеспечивающая сохранение его индивидуальности и полезность для общества.

Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, инвалиды, дискриминация, доступ к ИКТ, информационные барьеры, инвестиции в человека, качество жизни, реабилитация, государственная политика, информационное пространство.

Введение

Есть не одно и не два определения общества знаний. В любом случае – это общество, в котором сети, базирующиеся на высокоразвитых информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), равноправный и повсеместный доступ к базам данных, наличие соответствующего контента в удобных форматах и эффективная связь помогают людям реализовать свой потенциал. Это означает устойчивое экономическое и социальное развитие, повышение качества жизни для всех, сокращение уровня нищеты и голода, а также расширение участия граждан в процессе принятия решений [1]. Среди барьеров на пути к такому обществу – положение инвалидов, которые часто принадлежат к неимущим слоям населения и лишены возможности пользоваться преимуществами ИКТ из-за отсутствия соответствующих и доступных технологий.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [2] относит обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий к числу основных задач государства, но не содержит положений, касающихся решения вопросов такого доступа для инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Между тем, Окинавская хартия глобального информационною общества [3], Декларация принципов построения информационного общества [4], Тунисское обязательство [5] и другие международные акты акцентируют внимание на решении этой проблемы во всемирном масштабе. Конвенция ООН о правах инвалидов [6] – ключевой международный документ в данной области – призывает государства принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам повсеместного доступа, наравне с другими, к информации и связи, включая ИКТ. Руководители ООН в своих многочисленных обращениях стремятся обеспечить более глубокое понимание правительствами, некоммерческим сектором и частными организациями значимости тех преимуществ, которые получат все, когда инвалидам будет предоставлен более широкий доступ к информационным технологиям [7]. Понятно, что такой сдвиг содействовал бы полной интеграции данной социальной группы. Плюс к тому, доступные ИКТ выгодны предпринимательскому сообществу, поскольку создают новые рынки и содействуют расширению уже существующих. Наконец, продвижение доступных ИКТ выгодно любому обществу (и Россия в этом отношении не исключение), поскольку такие технологии способствуют повышению качества жизни [8].

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9] регламентируются отношения, касающиеся обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, ответственности юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения этих требований (статьи 14, 15, 16). Указами Президента Российской Федерации [10] и нормативными правовыми актами Правительства [11] определены основные функции и задачи органов исполнительной власти по вопросам доступа граждан с особыми потребностями к информации и ИКТ. В этом смысле российское законодательство соответствует положениям Конвенции ООН о правах инвалидов. Вместе с тем, правоприменительная практика свидетельствует о большом количестве трудностей, возникающих в процессе практической деятельности. Реализация Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации должна обеспечить системность и целостность достижения поставленных целей в этой области. Для успешного продвижения вперёд необходимо, прежде всего, проанализировать существующие в России проблемы строительства общества равных возможностей.

Создание информационного общества равных возможностей: проблемы

Человечество стоит перед очередной ступенью цивилизации, и уже просматриваются контуры общества равных возможностей для всех. Социальный контент термина «общество равных возможностей» очень близок к концепции «информационного общества» [12].

Важен не сам факт обладания конкретными каналами доступа к ИКТ, удовлетворения социальных и личностных потребностей людей в информационных продуктах и услугах, а свобода выбора, гарантирующая самостоятельность индивида. Сегодня ассортимент такого выбора для инвалидов ограничен условиями, которые созданы обществом неинвалидов и ориентирован на «стандартного» потребителя. Таким образом, человек с ограниченными возможностями не может проявить едва ли не главное качество члена информационного общества равных возможностей – свою индивидуальность. Ему намного труднее, чем другим людям, «быть собой», автором своей жизни, проявлять социальную мобильность, решать проблемы в сфере образования, занятости, досуга и т.п.

Интегрирование жизненного пространства всех людей, независимо от их физического состояния, возможно при наличии в обществе идеологии социальной сплочённости. Она воспроизводится как под влиянием властных и гражданских институтов, так и в результате самоорганизации общества [13]. Роль и соотношение «привнесенных» факторов и факторов самоорганизации, в т.ч. сетевых информационных ресурсов, в формировании общества равных возможностей изучены недостаточно. В последние годы для решения этой проблемы большие надежды возлагаются на такое направление в науке, как синергетика, которая изучает процессы самоорганизации, возникновения, поддержания, устойчивости и распада систем различной сложности и природы [14, 15, 16, 17].

Мировой опыт свидетельствует о том, что период формирования доступной для инвалидов среды (в разных формах) – даже при самом благоприятном развитии событий – по времени сопоставим с продолжительностью жизни физических объектов. «За плечами» Западной Европы, Японии и США 40-50 летний опыт работы в данном направлении. В России только к началу XXI-го века сложилась нормативно-техническая база для осуществления подобных усилий в различных отраслях деятельности (архитектура, градостроительство, транспорт, связь, информация). Учитывая масштабы нашей страны, это даёт основание полагать, что повсеместные результаты можно будет увидеть не ранее, чем через 15-20 лет. В этих условиях доступ к информации и ИКТ, который во многом компенсирует недоступность для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, может стать прорывом в решении многих проблем комплексной реабилитации этой группы. Кроме этого, следует учитывать, что Конвенция ООН о правах инвалидов поощряет меры по проектированию, разработке, производству и распространению изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем для инвалидов, которые осуществляются при минимальных затратах (пп. h, п. 2, статья 9) [18]. В условиях ограниченных бюджетных финансовых ресурсов на указанные цели такой подход является для России оптимальным.

Потребности в специальных мерах по обеспечению доступа к информации и ИКТ у различных категорий лиц с особыми потребностями неодинаковы и зависят от вида и степени тяжести инвалидности. Можно выделить четыре основные категории индивидов, для которых доступ к информации и ИКТ является жизненно важным: незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие, инвалиды с нарушением опорно-двигательных функций и люди с умственной отсталостью.

Официальная государственная статистика не учитывает численность этих категорий инвалидов. Только Всероссийское общество слепых (ВОС) объединяет более 213 тысяч инвалидов, но необходимо отметить, что далеко не все незрячие являются его членами. Количество лиц с выявленной 3-4 степенью тугоухости составляет около 600 тысяч человек. Всего же в нашей стране насчитывается около 13 млн человек, имеющих проблемы со слухом. Членами Всероссийского общества инвалидов являются около двух миллионов человек, подавляющая часть которых имеют нарушения опорно-двигательных функций. Статистика распространённости умственной отсталости среди взрослого населения не ведётся, но, по экспертным данным, их около 1% от населения страны.

Оценку потребностей в соответствующих услугах и продуктах, а также выбор путей преодоления информационных барьеров применительно к указанным категориям инвалидов необходимо осуществлять, опираясь на Международную классификацию функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья, принятую Всемирной организацией здравоохранения (ICF) [19]. В таблице 1 представлены основные факторы и причины, препятствующие доступу инвалидов к информации и ИКТ.

Таблица 1. Факторы и причины, препятствующие доступу инвалидов к информации и ИКТ



Таким образом, среди наиболее крупных препятствий на пути к информационному обществу равных возможностей в России можно выделить следующие:

Технологическая дискриминация, обусловленная барьерами и трудностями доступа инвалидов к ИКТ, средствам связи и информации, которые не учитывают их специфических потребностей.

Информационная дискриминация, обусловленная сохраняющимся неравенством и барьерами доступа инвалидов к базам данных и знаний.

Социальная дискриминация (лишь частично обусловленная узким доступом инвалидов к информации и ИКТ), следствием чего являются барьеры в области реабилитации инвалидов, их доступа к образованию, труду, культурным и иным общественным ценностям.

Что делать для ликвидации информационных барьеров?

Для преодоления любых видов дискриминации инвалидов можно сделать многое путём удовлетворения их потребностей, связанных с беспрепятственным доступом к ИКТ. Можно выделить приоритетные направления действий применительно к каждой из упомянутых выше категорий, а также общие – для всех категорий инвалидов.

1) Незрячие, люди с остаточным зрением и слабовидящие:


2) Инвалиды по слуху и слабослышащие:
3) Инвалиды с нарушением опорно-двигательных функций:
4) Инвалиды с умственной отсталостью:
5) Все категории инвалидов:
О приоритетах государственной социальной и научно-технической политики

С учётом положений Конвенции ООН о правах инвалидов и многочисленных международных документов по вопросам развития информационного общества можно сформулировать ряд идей, относящихся к задачам государственной социальной и научно-технической политики, предусматривающих предоставление инвалидам равных возможностей доступа к информации и ИКТ:

Основополагающая концепция: адекватное информационное пространство является важнейшей предпосылкой социального взаимодействия и интеграции людей. Реализация любого современного подхода к преодолению инвалидности на основе социальной модели невозможна в условиях наличия технологической и информационной дискриминации этой группы граждан. Новые политические установки в этой области должны найти воплощение в действующем законодательстве, а также в документах, направленных на реализацию Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, включая государственные программы, затрагивающие вопросы информатизации различных сфер жизни общества.

Стратегия и направленность: политические решения должны обеспечивать инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации своих прав на доступ к информации и ИКТ, носить антидискриминационный характер, способствовать системе реабилитации инвалидов и формированию инклюзивной среды жизнедеятельности, содействовать формированию информационного общества равных возможностей.

Правоприменительная практика: необходимо обеспечить эффективное исполнение законов и подзаконных нормативных правовых актов в части обеспечения доступа, способствовать вовлечению инвалидов, негосударственных организаций и бизнеса в их имплементацию, развивать институты общественного контроля в данной области.

Инфраструктурный аспект: развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) следует рассматривать как один из элементов формирования реабилитационной инфраструктуры и в целом социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Наличие доступной для инвалидов ИКИ является важнейшим инструментом восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

ИКТ: внедрение инновационных методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, отображение и использование информации инвалидами наравне с другими людьми.

Основные ресурсы: обеспечение ресурсной поддержки инноваций и ликвидация дефицита бюджетных средств для обеспечения доступа инвалидов к информации и ИКТ; подготовка специалистов в области информатизации и связи, обладающих знаниями, умениями и навыками в этой сфере; формирование позитивного общественного мнения по вопросам включения инвалидов в информационное общество как его равноправных членов, ликвидации цифрового неравенства. Важнейшим ресурсом является ускоренное развитие индустрии разработки, производства и внедрения технических средств реабилитации и реабилитационных технологий.

Управление и координация: обеспечение доступа инвалидов к информации и ИКТ – межотраслевая проблема. В связи с этим необходимо опираться на современные управленческие принципы и межотраслевое взаимодействие. Общая координация усилий различных ведомств и уровней власти должна осуществляться Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Международный аспект: необходимо демонстрировать приверженность России нормам международного права, поддержку многосторонних инициатив по продвижению человечества к информационному обществу равных возможностей.

В настоящее время насчитывается около 160 групп технических средств реабилитации инвалидов, которые объединяют более тысячи наименований изделий, относящихся к средствам связи, информации и сигнализации, в том числе средства для чтения, письма, телефонной связи и предупредительной сигнализации [20, с. 35]. К таким средствам относятся оптические и электронно-оптические средства, компьютеры, периферийные устройства, текстовые процессоры, средства для рисования и рукописания, вспомогательные (неоптические) средства для чтения, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, телевизионная и видеоаппаратура, средства телефонной связи, радиоэлектронные системы звукопередачи, средства связи «лицом к лицу» для людей с нарушенной функцией голосообразования, слуховые средства, средства сигнализации и индикации, системы подачи сигналов тревоги, устройства и приборы управления, материалы и инструменты для маркировки и идентификации, вспомогательные средства и (или) замещающие функцию руки и (или) кисти и (или) пальцев и т.д.

В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, из средств связи и информации включены специальные устройства для чтения «говорящих книг» и для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, световые и вибрационные сигнализаторы звука, слуховые аппараты, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом, голосообразующие аппараты.

Первоочередной задачей является государственная поддержка обеспечения инвалидов различных категорий компьютерами в комплектации, соответствующей персональным потребностям, программными продуктами, необходимыми для максимально эффективного использования ИКТ. Решение этой задачи касается как инвалидов, проживающих в семье, так и лиц, пребывающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, обучающихся в специальных образовательных учреждениях (в последних двух случаях данная задача уже решается в рамках национальных проектов). Положительным примером подхода к данной проблеме является законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», который принят Мосгордумой в первом чтении. Согласно данному закону детей, которые в связи с состоянием здоровья не смогут посещать школу, за счёт финансовых средств города обеспечат компьютерами с выходом в интернет и необходимыми средствами связи.

Инструменты реализации концепции

Основным инструментом решения изложенных выше задач является программно-целевой метод. Обеспечение доступа, повторим, является межотраслевой проблемой. Иерархия целевых программ, которые могут включать мероприятия по реализации данной концепции, может выглядеть следующим образом:

Федеральный уровень:

план действий по реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы (разрабатывается);

федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов» (разрабатывается);

федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»;

федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы»;

федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;

федеральные программы развития регионов (по основным разделам: «Развитие социальной инфраструктуры», «Развитие транспортной инфраструктуры», «Новое поколение», «Безопасность и экология», «Развитие науки и технологии», «Развитие регионов», «Развитие государственных институтов»);

Региональный уровень:

региональные целевые программы субъектов РФ.

Не менее важным инструментом для обеспечения доступности ИКТ является стимулирование организаций и предприятий, предоставляющих информационные услуги инвалидам. Речь идёт как о прямой их поддержке со стороны государства (субсидирование процентной ставки по кредитам и т.д.), так и о поощрении с использованием механизмов государственного регулирования (налоговое регулирование, регулирование таможенных пошлин, нетарифные виды регулирования: лицензирование, сертификация, техническое регулирование и т.п.).

Заключение

Укоренение в России информационного общества с учётом потребностей инвалидов является одной из главных предпосылок преодоления неблагоприятных тенденций в развитии человеческого потенциала страны. Воспроизводство человеческих ресурсов становится критичным фактором ее развития, поэтому финансовые ресурсы, необходимые для такой работы, следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции, которые принесут ощутимый социально-экономический результат. На смену затратной модели социальной поддержки инвалидов, основанной на компенсации недостатков человека, должна придти модель инвестиций в человека, обеспечивающая сохранение его индивидуальности и полезность для общества.

Первые шаги в этом направлении сделаны. Сформирована Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Появляются беспрецедентные для России инновации такие, как создание многоцелевого интернет-портала для людей с инвалидностью www.bezgraniz.ru. Формируются неформальные группы специалистов, продвигающих идеи информационного общества равных возможностей. Одной из таких групп является «Группа друзей Конвенции», созданная при Информационном центре ООН в Москве. Но мы должны понимать, что для полноценной реализации прав инвалидов на доступ к информации и ИКТ предстоит сделать ещё много.

Литература

1. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsispc2/doc/S03-WSISPC2-DOC-0006!!MSW-R.doc (дата обращения: 27.11.2009).

2. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2007/07/138695.shtml (дата обращения: 27.11.2009).

3. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения: 27.11.2009).

4. URL: http://www.medialaw.ru/publications/zip/113/1.htm (дата обращения: 27.11.2009).

5. URL: http://is.beneficium.ru/docs/20051115-plan-deistvii-tunisskogo-obyazatelstva (дата обращения: 27.11.2009).

6. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (дата обращения: 27.11.2009).

7. URL: http://www.un.org/russian/basic/sg/messages/2006/disabilities06.htm (дата обращения: 27.11.2009).

8. URL: http://www.ifap.ru/pr/2009/090520aa.pdf (дата обращения: 27.11.2009).

9. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72269 (дата обращения: 27.11.2009).

10. URL: http://base.garant.ru/135367.htm (дата обращения: 27.11.2009);URL: http://base.garant.ru/102510.htm (дата обращения: 27.11.2009).

11. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/746/372510.html (дата обращения: 27.11.2009); URL: http://base.garant.ru/191857.htm (дата обращения: 27.11.2009) и др.

12. URL: http://www.iis.ru/glossary/infsociety.ru.html

13. Гречко П.К., Курмелёва Е.М. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы / Под общ. ред. Гречко П.К. М.: РОССПЭН, 2009. 440 с.

14. Артюхов В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы / М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 224 с.

15. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организованными системами: учебник / Под ред. Новикова Д.А. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 264 с.

16. Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-методическое пособие / М.: Изд-во «Экономика», 2005. 170 с.

17. Олемской А.И. Синергетика сложных систем: Феноменология и статистическая теория / М.: КРАСАНД, 2009. 384 с.

18. URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (дата обращения: 27.11.2009).

19. URL: http://apps.who.int/classifications/icfbrowser/Default.aspx (дата обращения: 01.12.2009).

20. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51079 – 2006 (ИСО 9999: 2002) «Технические средства реабилитации для людей с ограничениями жизнедеятельности: Классификация» / М.: Стандартинформ, 2006. 77 с.

21. Ершова Т.В. Информационное общество – это мы! / М.: Институт развития информационного общества, 2008. 512 с.

22. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Информационное общество для всех сегодня и завтра: совместные действия заинтересованных сторон по реализации стратегии развития информационного общества // Информационное общество: научно-аналитический журнал. 2008. № 5/6. С. 18-25.

23. Ершова Т.В. Путь к справедливому информационному обществу должен идти через консенсус и ответственность // Информационное общество: научно-аналитический журнал. 2005. № 6. С. 6-11.

24. Лысенко А.Е. Этюды о реабилитации: часть III // Проект «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» Программы сотрудничества ЕС и России. Ежеквартальный бюллетень. 2009. № 6. С. 27-33.

25. Ershova T., Chugunov A. Russian e-Development Partnership and PRIOR North-West: Case Study // In: UNESCO between Two Phases of the World Summit on the Information Society: Proceedings of the international conference held in Saint Petersburg, Russian Federation, May 17-19, 2005. М.: Institute of the Information Society, 2005. Pp. 315-324.

____________________________________________

Лысенко Александр Евгеньевич - кандидат медицинских наук, член-корреспондент Академии медико-технических наук, эксперт проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» Программы сотрудничества Европейского Союза и России


© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 32-40.