Приоритеты, способные обеспечить прорыв


С.М. Миронов



В Послании Президента Федеральному собранию поставлены стратегические задачи развития России. Соответственно, в работе Высшего инженерного совета должны быть намечены ориентиры для достижения нашей главной цели: как отстаивать интересы научно-технического развития в государственной политике.

С одной стороны, Высший инженерный совет должен стать ин­струментом объединения, консолидации многомиллионного инженерного корпуса России. Потому что только массовое общественное движение, с ясными целями и конструктивными предло­жениями, способно не просто выдвигать лозунги, а добиваться, чтобы они были услышаны и воплощены в жизнь.

С другой стороны, не менее важна идейная основа, позитивная программа такого объединения сил. Весь ход событий показывает, что автоматического объединения по принципу социальной близости не происходит. Людям мало сказать: давайте объединяться — ученые, пенсионеры, инженеры, кто-то еще. Так не получается. Люди поддержат делом только те программы, которые непосредственно выражают их коренные интересы. И, что немаловажно для России, когда они понимают, что такая деятель­ность отвечает интересам укрепления страны.

У Высшего инженерного совета есть очень хорошая объективная основа, чтобы стать мощным интеллектуальным центром по разработке конкретных предложений и программ для нашего государства. И есть все предпосылки, чтобы стать также организационным центром массового общественного движения инженеров России.

Та цель, которую мы перед собой поставили, — это не какая-то умозрительная конструкция. К ней каждый из нас пришел через свой жизненный опыт. Мы прожили в России и кризисные годы, и годы восстановления экономики. И убедились: для подъема страны нужна активная политика государства. А приоритетом этой политики должно стать научно-техническое развитие.

Это — не просто политическая, экономическая или научная задача. Это сегодня — патриотическая цель в полном и прямом смысле этого слова.

Не сомневаюсь, что огромное большинство инженеров, и не только инженеров, думает точно так же. Но люди должны убедиться, что наши слова не остаются просто словами, что за ними стоит дело. За нашими предложениями они должны видеть, как изменится жизнь страны, регионов, предприятий. В конечном счете, — как изменится их собственная жизнь.

Иными словами, наши цели, направления нашей деятельности надо повернуть к людям. К их рабочим местам, к их зарплатам. Но не только. Надо отразить и новую роль инженеров в российском обществе, и возможность самореализации в научно-техническом творчестве. Через осуществление проектов, которые станут славой России в XXI веке, как Транссиб в XIX-ом, как космические полеты в ХХ-м. Вот что важно. И мы должны думать над такими проектами. И политику государства необходимо направить на это.

Часто можно слышать, что у нас нет денег для решения широкомасштабных задач промышленной политики. Но инвестиции в основной капитал достигли в 2004 г. огромной суммы — свыше 70 млрд. долл. А вот инновационная направленность инвестиций остается низкой — чуть больше 10 %. Если будет так продолжаться, мы можем погрузиться в технологическую деградацию экономики.

В такой ситуации от государства требуется не столько изыскивать средства — они уже есть, сколько создавать условия, когда капитал пойдет в наукоемкие отрасли. Налоговая, бюджетная, денежно-кредитная политика — все это должно делать выгодными для бизнеса инвестиции в приоритетные сферы с точки зрения государственной политики, задач развития нашей страны. Это — совершенно реальные механизмы. И им давно пора начать работать.

И собственные средства государства надо направлять на укрепление научно-технологического потенциала страны. Моя позиция по этому поводу очень четкая. Я постоянно стремлюсь в своей практической деятельности делать так, чтобы это стало реальностью. Огромный капитал, который сегодня находится в руках государства, должен работать в передовых отраслях нашей экономики.

Буквально в последнее время очень важные изменения произошли в позиции экономического блока Правительства. Наконец-то речь идет о планах создания Национального инвестиционного фонда, о прямых государственных инвестициях в экономику России.

Еще совсем недавно такая идея просто отвергалась с порога. То, что она все-таки получила официальное признание, — это результат в том числе и наших усилий. Это проявление той общественной атмосферы, которая формируется в стране по вопросу о роли госу­дарства в экономическом развитии. И это прямое подтверждение того, что наша работа делается и к месту, и вовремя.

Первый шаг уже сделан. Уже говорят о 60—100 млрд. рублей государственных инвестиций. Но государство имеет возможность вложить в научно-техническое развитие такие же цифры, только в других единицах — в долларах. В тридцать раз больше. Этого надо добиваться, а не считать, что 60 млрд. руб. достаточно.

Нужно определить и выдерживать на практике приоритеты, способные обеспечить прорыв в экономическом и техническом развитии. Ведь когда все считается приоритетным, это значит, что приоритетов нет.

Нужно направить десятки миллиардов долларов в те отрасли, где наша страна сохраняет передовые позиции в мире. В аэрокосмический комплекс, в ядерную промышленность. В новые перспективные сферы, которые войдут в число лидеров мировой экономики в XXI веке. И в производство, и в связанные с ним исследования, которые создают новые технологии. И обязательно — в подготовку кадров.

Известно, что залогом успешного инновационно-технологического развития страны является кадровое обеспечение этой деятельности. Участие в работе Высшего инженерного совета таких авторитетных вузов, как МГТУ им. Баумана, Менделеевский химико-технологический университет, университет путей сообщения, Плехановская экономическая академия и другие — это залог того, что вопросы кадрового потенциала инженерного сообщества не потеряются. Что им будет уделено то серьезное внимание, какого они и требуют.

Проект конкретных направлений работы Высшего инженерного совета в целом, действительно, отражает ключевые задачи, стоящие перед инженерным сообществом. Да и сформирован он по предложениям инженеров, членов Совета. Есть в нем заявки по темам социально-экономического и научно-технического развития регионов.

Все это, действительно, очень важные вопросы. Но работа над ними, продвижение в их решении будет иметь не только непосредственный практический результат. Не менее важен и связанный с этим общественный резонанс.

Известно, с каким интересом комментировалось создание Высшего инженерного совета в средствах массовой информации. И каждое практическое дело, каждый достигнутый результат будет увеличивать ресурс общественного доверия и поддержки, тем самым позволяя добиться еще большего.

Об актуальности и своевременности нашей инициативы свидетельствуют отклики из субъектов Федерации. Уже более половины из них высказали намерение создать аналогичные структуры как региональные отделения Высшего инженерного совета.

Эффективная работа Совета с опорой на региональные структуры – залог того, что нам удастся раскрутить маховик мощного механизма, способного ускорить развитие научно-технического прогресса, укрепить его поддержку со стороны государства.


Миронов Сергей Михайлович - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Сопредседатель Высшего инженерного совета РФ.


© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 49-50.