Современное образование является «обязательным условием экономического роста» государства


Л.Д. Рейман



«В ходе реформы образования, проводимой в настоящее время в России, необходимо искать пути совершенствования подготовки специалистов в области ИТ. Такая необходимость обусловлена постоянно возрастающими требованиями к их квалификации, ростом потребности экономики в этих специалистах и тем, что эти требования в настоящее время приобретают международный характер».

Сегодня мы вступаем в динамично развивающуюся эпоху: информационный век, который будет характеризовать новый вид экономики — экономика знаний. А означает он то, что именно интеллектуальный продукт в ближайшем будущем сможет определять развитие потенциала региона, страны, территории.

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, – ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИКТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования.

Сравнительно недавно от системы образования требовалось в первую очередь научить школьника либо студента работать по образцу или по заданному алгоритму. Все методики и учебники демонстрировали образцы решения задач и предлагали сотни упражнений на закрепление модели решения.

В прошлом, возможно, эта система образования себя оправдывала. Однако, находясь в ситуации «шока от будущего», то есть когда человек рождается в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом, поскольку жизнь радикально изменяется у него на глазах, система образования должна прививать и другие навыки. Скажем, умение приспособиться и найти себя в этом мире, равно как и умение собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям. Научить этому можно, только активно применяя в учебном процессе компьютеры и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России и ее региональных органов власти.

5 сентября 2005 года, выступая на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, Президент Российской Федерации В.В. Путин так охарактеризовал первоочередные задачи сферы образования:

«Следующий вопрос – это создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны наконец создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой будут охвачены несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тысяч школ должны получить доступ к интернету. К 2008 году количество таких школ должно составить более 30 тысяч – более половины всех школ Российской Федерации. При этом должны активно внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения. У военнослужащих срочной службы должна быть возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, а у контрактников должна быть возможность готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Нельзя забывать: добротная, первоклассная подготовка студентов и аспирантов – это необходимое условие развития фундаментальной науки. Нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой».

Современная система образования должна формировать специалиста XXI века — профессионала с государственным мышлением и мировоззрением, серьезного аналитика, ответственного перед обществом за результаты своего труда. Такая система будет содействовать мировому прогрессу, такие специалисты смогут, приходя на предприятия области, решать серьезные инновационные задачи и разрабатывать новые образцы продукции.

На открытии Всероссийского форума «Молодежь и информационное общество», организованном в рамках выставки-форума «ИнфоКом – 2005», Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман заявил, что сегодня немало говорится о необходимости построения информационного общества в России. Ведущая роль в этом процессе принадлежит именно молодым людям, наиболее активно пользующимся информационными технологиями (ИТ). Применяя их в повседневной жизни, молодежь создает возможность приобщения к ИТ людей старшего поколения, что помогает решить чрезвычайно актуальную в наше время проблему информационного равенства.

Не секрет, что доступ к информации зачастую возможен только в городах или крупных поселках и практически отсутствует в глубинке. Обеспечение информационного равенства, по планам министерства, подразумевает создание на всей территории нашей страны возможностей для получения дистанционного образования, создания новой среды для общения как в бытовом, так и профессиональном плане, для эффективных контактов бизнес-сообщества и многое другое.

По словам Л.Д. Реймана, необходимо приложить значительные усилия для того, чтобы инфокоммуникационные технологии и услуги были доступны всем гражданам страны. По итогам 2004 г. рост отрасли составил 30,9%, темпы роста рынка ИТ более чем в четыре раза превысили общие темпы роста российской экономики; число пользователей сети Интернет достигло почти 20 млн.

В настоящее время среди приоритетных для ИТ-отрасли задач ведущая роль отводится подготовке специалистов вследствие дефицита кадров, обусловленного быстрыми темпами роста информационных технологий в России. Если темпы роста отрасли сохранятся, то, учитывая неблагоприятный демографический прогноз, ситуация будет усугубляться. Одним из путей решения этой задачи может стать опора на молодежь в создаваемых сейчас в стране ИТ-технопарках, в первую очередь – на базе университетов в Санкт-Петербурге и Новосибирске.

По словам министра, в сфере ИТ-образования действуют три специфические тенденции, которые необходимо учитывать при решении существующих проблем подготовки специалистов.

Во-первых, ИТ-образование отличается непрерывным и быстрым ростом требований к квалификации специалистов. Соответственно, постоянно растут и требования к системе ИТ-образования.

Во-вторых, технологическая и информационная глобализация диктует международные стандарты и требования к квалификации ИТ-специалистов и, соответственно, к национальным системам подготовки кадров.

В-третьих, высокая скорость обновления технологий превращает ИТ-образование в постоянный процесс, который не должен прерываться на протяжении всей профессиональной деятельности каждого специалиста.

К сожалению, как заявил руководитель Миниформсвязи РФ, сегодня существует разрыв между академическим образованием и реальными требованиями компаний, которые вынуждены сразу направлять выпускников российских вузов на переподготовку и повышение квалификации. Поэтому на повестке дня стоит вопрос об изменении существующей системы подготовки специалистов, чтобы в вузах делалась ставка на реально востребованные профессии.

В заключение Л.Д. Рейман высказал идею о необходимости сформировать национальную концепцию поддержки молодых специалистов с учетом опыта ведущих зарубежных стран.


При подготовке публикации использованы материалы сайта: http://www.minsvyaz.ru/


Рейман Леонид Дододжонович - Министр информационных технологий и связи Российской Федерации.


© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 4-5.