Кластеры — это сплав географии с экономикой

В.В. Каданников



Наверное, нет необходимости доказывать важность регио­нальной составляющей. Всем понятно: без нее наш Совет будет повисшей в воздухе организацией, которая мало что сможет сде­лать. Поэтому задача состоит в том, чтобы соединить вертикаль­ную составляющую, отраслевую по своей сути, с горизонтальной, с управлением в регионах.

В каждом регионе может быть свой набор этих вертикальных связей, что необходимо учитывать. Как и то, что под понятием «ре­гион» не обязательно должен подразумеваться субъект Федера­ции. Везде может быть по-разному. Может быть субъект Федера­ции, а может — и Федеральный округ. Где как складывается.

У нас, скажем, в Поволжье сложилось так, что лучше придерживаться границ округа. Потому что в нем много общего, легче и эффективнее можно сделать инженерное управление.

Вовсе не обязательно, что везде должно быть так. В другом месте может быть по-другому. Субъекты Федерации могут отличаться по своему развитию, по своим составляющим экономики, по всяким другим делам. Как очертить границу — дело самих регионов. Мы же должны принять их инициативу.

Первая задача, которую следовало бы поста­вить перед Инженерными советами регионов, — создание кластерных структур. Этот вопрос не­давно рассматривался на Совете Федерации. Обсуждался он и вообще в России, которая со­стоит из очень разных регионов. Отсюда - давнее тяготение и в России, и в Советском Союзе к тому, чтобы объединить географию и экономику, соединить управление вертикальное с управле­нием горизонтальным.

Люди давно над этим задумывались. В конце концов, создание в свое время Совнархозов, о чем многие помнят, было как раз такой попыткой сформировать региональные экономические центры, которые бы имели свои тенденции раз­вития.

Кластерное развитие сегодня получило в мире самое широкое распространение. В том или ином регионе определяются наиболее сильные экономические игроки. И вокруг них, беря за базу какие-то точки роста, строится развитие региона. Скажем, мы в Поволжском регионе в качестве такой индустрии, на основе которой строится кластер, уже достаточно долгое время рассматриваем автомобильную промышленность.

Выбор этот бесспорен: в Поволжском регионе находятся Горьковский автозавод, КамАЗ, ВАЗ, УАЗ, автобусные заводы. Иными словами, сложилось так, что почти все российские автостроительные предприятия сосредоточены здесь. Для того, чтобы образовать «настоящий» кластер, мы начали развивать производства компонентов. На них людей работает больше, чем на самих автозаводах.

В каждом таком регионе — будь то Федеральный округ или субъект Федерации — естественно, есть свои сильные игроки в экономике, вокруг которых может быть образован кластер. И инженерный корпус в этом должен играть самую главную роль.

Вторая задача инженерного корпуса — это участие в индикативном планировании развития своего региона. Такую попытку мы уже предприняли. И думаем, что она имеет перспективу.

Мы начали с того, что зафиксировали фактический уровень жизни людей в каждом субъекте. Это — не придуманная иллюзия. И не та усредненная картина, которую дают такие показатели, как прожиточный минимум, потребительская корзинка и подобные им. Речь идет о том, чтобы конкретно, по каждому человеку знать, сколько он имеет, на какую сумму приобретает услуг и товаров в том месте, где живет.

Скажем, чтобы иметь информацию по одному городу, 1,5 тысячи семей, которым мы приплачиваем совсем немножко, заполняют карточки своих фактических расходов. Относительно этих расходов уже можно дальше строить планы инвестирования экономического развития. Чтобы потом оценить, как у того или иного человека конкретно улучшается жизнь. Иначе нечего браться.

Это и есть индикативное планирование. Обследование позволяет осуществить анализ, скажем, здравоохранения, образования, ЖКХ. Или таких составляющих, как спорт, культура, отдых.

Для чего это нужно? Известно, что бюджеты городов, во-первых, не всегда разумно расходуются. А во-вторых, их всегда не хватает для нормального развития. К тому же в сфере «социалки» каждое предприятие работает по своим планам, которые нередко противоречат друг другу. Или, во всяком случае, не будучи взаимоувязанными, не дают того эффекта, который можно бы­ло бы получить за те же деньги. Поэтому инди­кативное планирование — именно та задача, которая должна решаться при участии регионального Инженерного совета.

Третья проблема, заслуживающая особого внимания, — это связь науки и производства. Все мы знаем, что отраслевая наука по существу почила в бозе, она практически не существует. И эту отраслевую науку пока никто не заместил. Высшая академическая наука как была оторвана от производства в силу целого ряда причин, так и осталась. И неизвестно, кто здесь больше виноват, — само производство или наука.

Суть же в том, что нам надо опереться на те структуры, которые еще у нас есть. И для этого, по-моему, лучше всего подходит инженерный наш корпус, инженерные советы на местах. Они способны сформулировать такие задачи, которые бы соединили и науку (в том числе — академическую и вузовскую) в каждом регионе, и производство того же региона. Если все это будет пронизано вертикальными нитями управления, то, думаю, мы получим структуру, которая может быть принята как основа дальнейшего развития.

Сам факт, что Сергей Михайлович Миронов направил письма по существу во все регионы с предложением создать местные инженерные советы и изложением того, что мы от них ждем, говорит о том, что в руководстве страны есть определенная обеспокоенность по поводу инновационной составляющей нашего развития. Это подтверждает и то обстоятельство, что сегодня уже более чем в 50-ти регионах такие советы начали формироваться.

Мне думается, что мы должны очень бережно взращивать это дело. В конце концов, инженерный советы на местах — это та структура, которая способна обеспечивать нужные практические результаты в развитии нашей экономики, науки, производства, повышении конкурентоспособности и уровня жизни людей.


Каданников Владимир Васильевич - Сопредседатель Высшего инженерного совета России.


© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 52-53.