1. Переход современной цивилизации к информационному обществу становится фактом. Большинство развитых и многие развивающиеся страны еще в середине 1990-х сделали свой социально-экономический выбор, приняв национальные программы развития информационного общества.
2. Россия декларировала свою приверженность идее информационного общества фактом подписания Окинавской хартии глобального информационного общества. Страна активно включилась в процесс подготовки к Всемирной Встрече на высшем уровне по информационному обществу (ВВВУИО). Представители целого ряда российских организаций участвуют в деятельности международных сетей по обмену знаниями и опытом в области создания и использования ИКТ для развития.
3. В России за последнее десятилетие сформировались факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу.
К таким предпосылкам можно отнести:
5. Необходима разработка и реализация национальной стратегии и программы развития России в условиях перехода к глобальному информационному обществу и формирования экономики, основанной на знаниях, с учетом тенденций мирового развития, международного опыта формирования информационных обществ и национальных интересов России. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как стратегическая задача высокого приоритета.
6. Реализация национальной стратегии и программы перехода к информационному обществу призвана обеспечить:
10. Важную роль играет участие России как государства в деятельности международных организаций и инициатив, а также участие государственных, частных и неправительственных организаций России в деятельности сетей сотрудничества на международном, региональном и национальном уровнях. Это поможет нашей стране находиться на переднем крае современных тенденций развития, осуществлять эффективные социально-экономические реформы, инициировать или встраиваться в крупномасштабные программы использования ИКТ и знания для всестороннего развития. Международное сотрудничество должно способствовать тому, чтобы накопленный в каждой стране интеллектуальный, научно-технический, образовательный и культурный потенциал использовался для развития других стран.
Конференция рекомендует:
Российским органам власти на федеральном уровне:
1. Признать высоким государственным приоритетом разработку и реализацию национальной стратегии и программы перехода России к информационному обществу, направленных на обеспечение долгосрочного социально-экономического развития страны, основанного на широком практическом использовании ИКТ, инноваций и знания как основных возобновляемых ресурсов России.
2. Рассматривать стратегию и программу перехода России к информационному обществу как системообразующие элементы, обеспечивающие координацию разрабатываемых и реализуемых федеральных целевых программ, таких как "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" (Минсвязи России – координатор), "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг." (Минобразования России), другие инициативы и программные мероприятия, такие проекты как "Российский портал развития" (при поддержке Всемирного Банка), "Поколение.ру" (при поддержке Федерации Интернет-образования) и др.
3. При формировании стратегии и программы перехода России к информационному обществу выделить следующие направления:
5. Обеспечивать консолидацию усилий и ресурсов общества и государства на создание социальных мотиваций формирования информационного общества и его экономической основы.
6. Вынести на широкое обсуждение в обществе основных концептуальных положений стратегии и программы перехода России к информационному обществу, поскольку только на основе достижения взаимопонимания и взаимодействия государства, бизнеса, институтов гражданского общества и международных донорских организаций можно рассчитывать на успешное достижение поставленных целей.
7. Организовать в печатных и электронных СМИ широкую кампанию по поддержке усилий, предпринимаемых государством и обществом по обеспечению перехода России к информационному обществу и международному сотрудничеству в этой области.
8. Оказывать всемерную поддержку деятельности партнерских сетей, содействующих эффективной подготовке и реализации стратегии и программы перехода России к информационному обществу и формирования экономики знаний.
Российским органам власти на региональном уровне:
2. Максимально использовать международный, российский и региональный опыт разработки и реализации программ перехода к информационному обществу и проектов развития.
3. Способствовать формированию бизнес-климата, благоприятствующего деловой активности, открытой конкурентной среды для ведения бизнеса, притоку инвестиций в регион.
4. Способствовать активному участию различных сообществ в разработке и реализации региональных стратегий и программ, формированию региональных партнерств развития, а также в общенациональных и международных инициативах, программах и проектах развития.
5. Поощрять использование ИКТ в наиболее важных областях (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) для улучшения качества жизни и работы.
6. Оказывать всемерную поддержку деятельности, направленной на сохранение и развитие уникальных местных информационных ресурсов с целью сохранения и популяризации местных языков и культуры.
Руководителям российских компаний, организаций гражданского общества, научно-исследовательских и образовательных учреждений, международных донорских организаций, инвестиционных компаний:
1. Оказывать поддержку программам и проектам, направленным на:
3. Активно участвовать в процессе обсуждения, разработки и реализации государственной политики, стратегий и программ перехода к информационному обществу в России на национальном, региональном и местном уровнях.