Москва и информационное общество
Хохлов Юрий
главный редактор
20 июля распоряжением Мэра Москвы Ю.М. Лужкова была утверждена Концепция движения Москвы к информационному обществу и создана рабочая группа по подготовке Комплексной программы движения Москвы в информационное общество. Тем самым сделан серьезный шаг в реализации на региональном и муниципальном уровнях государственной политики информатизации. Иными словами, для российской столицы определен стройный комплекс взаимоувязанных мер, реализация которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности. Публикацией этого программного документа мы открываем данный номер (ранее нами была напечатана Концепция «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу», 2000 г., № 5, с. 39-52). И здесь мне хотелось бы обратить внимание на несколько принципиально важных моментов.
К концу XX столетия образовалась пространственная структура – мировой каркас городов, в котором выделяются три иерархических слоя. Высший слой представлен сетью мировых и международных полифункциональных городов, которые являются местом базирования транснациональных корпораций, финансовых институтов, бирж, международных организаций, деятельность которых (или влияние) простирается далеко за национальные границы. Второй уровень – специализированные города общенационального значения, интегрированные в соответствующие сети национального масштаба. На третьем уровне располагаются специализированные города, играющие ведущую роль в субнациональных регионах (областях). Причем, по целому ряду причин, чем выше статус города в мировой иерархии, тем больше дивидендов он от этого получает.
Москва имеет предпосылки для того, чтобы стать международным городом – она является крупным международным транспортным узлом, одним из центров исторически сложившихся связей в рамках СНГ и Восточной Европы, местом базирования штаб-квартир ряда транснациональных компаний и региональных представительств многих международных компаний и т.д. Поэтому вступление в «клуб международных информационных городов» должно стать важной стратегической целью московских властей.
Многие тенденции современного информационного общества уже характерны для столицы.
Она – не только центр производства и хранения информации, но и центр научной, образовательной деятельности, культурной жизни страны, главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Москва занимает первое место в России по обеспеченности компьютерами, по развитию сотовой связи и доступу населения к интернету. Словом, Москва является лидером движения страны к информационному обществу, и именно она должна подать пример другим регионам. С этой целью и публикуется Концепция.
В то же время, говоря о построении информационного общества, не следует забывать, что решить эту задачу невозможно без активной поддержки населения, обеспечить которую могут средства массовой информации. Естественно, что в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) традиционные СМИ ожидают существенные перемены – в доступе к ним, средствах доставки и, вероятно, в содержании.
О новых приоритетах коммуникационной политики в свете конвергенции средств массовой информации идет речь в рубрике «Информационное общество и СМИ», которую открывает статья одного из самых активных сторонников информационного общества в России, автора популярных книг на эту тему профессора МГУ Елены Вартановой, а продолжает тему декан факультета журналистики МГУ, профессор с мировым именем Ясен Засурский, под руководством которого выросло не одно поколение профессионалов. Об эволюции региональных СМИ в процессе демократизации общества и их новых возможностях благодаря ИКТ рассказывает Андрей Раскин.
В заключение несколько слов о нашей традиционной рубрике «Зарубежный опыт. Международное сотрудничество». Несомненный интерес представляет публикация (по сути, информационный обзор) о становлении информационного общества в азиатских странах. Здесь показано, что без поддержки государства и частного бизнеса серьезных и быстрых успехов на этом пути добиться невозможно.
© Информационное общество, 2001, вып. 3, с. 1.