О роли государства в регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации

А.В. Волокитин





Российское государство проводит последовательную линию по решению вопросов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации и информатизации. На это направлены усилия целого ряда федеральных министерств и ведомств, а также структур регионального уровня.

В последние годы в нашей стране высшими органами государственной власти принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих информационные отношения, среди которых федеральные законы:

«Об информации, информатизации и защите информации»;
«О средствах массовой информации»;
«О связи»;
«Об участии в международном информационном обмене».

Это только основные законы. В других законах также есть положения, закладывающие основы правового регулирования информационных отношений в обществе и государстве.

Сейчас быстро расширяется использование глобальных компьютерных сетей не только во всем мире, но и в России. Это ставит перед государством новые правовые проблемы, связанные с созданием и использованием информационных ресурсов и технологий.

В последнее время Интернет в России развивается динамично. С 1997 года число пользователей выросло в 5 раз и составляет сегодня около 2 миллионов человек, а по некоторым оценкам, и еще выше – 2,5 миллиона.

В российских средствах массовой информации все чаще стали появляться статьи, поднимающие ряд проблем, связанных с государственным регулированием российского сегмента Интернета. В них под предлогом, что Интернет является саморегулирующейся системой, ставится под сомнение необходимость принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих различные аспекты деятельности в Сети, обсуждается правомочность использования любых механизмов контроля.

Существование подобных точек зрения на роль государства в регулировании Интернета связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что первоначально в большинстве стран его создавали и развивали научные академические круги, которые разрабатывали и использовали собственные внутренние регулирующие инструменты. Однако бурный рост коммерции в Сети крайне обострил отношения между поставщиками и пользователями услуг, и, прежде всего, в области защиты экономических интересов, соблюдения правил честной конкуренции и справедливого доступа к информационным ресурсам.

Наше министерство не отрицает значимости процессов саморегулирования структуры Интернета и поддерживает инициативу профессиональных кругов в этом направлении. Однако принципиальная позиция Министерства по связи и информатизации, выработанная во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, состоит в том, что это саморегулирование обязательно должно дополняться государственным регулированием и вместе с федеральными законами и нормативными актами создавать условия для эффективного развития российского сегмента Интернета.

При разработке государственной политики по отношению к Интернету Минсвязи России исходил из необходимости соблюдения баланса интересов всех групп, занятых деятельностью в Сети, включая коммерческие структуры и государственные органы.

Исходя из опыта развития российского сегмента Интернета и с учетом подхода к участию государства в регулировании деятельности провайдеров интернет-услуг и их взаимоотношений друг с другом, а также с пользователями, государственными структурами, Минсвязи России выделил следующие направления нормативно-правового регулирования:

В настоящее время наше Министерство совместно с другими заинтересованными государственными структурами при деятельном участии научно-технической общественности осуществляет подготовку к внесению изменений и дополнений в действующие федеральные законы: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене». К основным принципам государственной политики, закрепленным в данных законопроектах, относятся:

Кроме того, законопроект «О внесении изменений в действующий закон «Об участии в международном информационном обмене» включает в себя также ряд положений, определяющих правовой режим участия в международном информационном обмене с применением средств глобальных информационных сетей. Он формулирует ограничения на использование отдельных видов информации, определяет условия включения информационных систем в состав средств обеспечения международного информационного обмена, определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Доверие к новым информационным технологиям и сетям зависит от законодательного признания подлинности электронных документов и электронной цифровой подписи, что требует решения соответствующих правовых и технических проблем.

Завершается разработка проекта федерального закона «Об электронной цифровой подписи», который определит принципы и условия использования электронной подписи, правовой статус удостоверяющих центров открытых ключей электронно-цифровой подписи и порядок ее использования.

Важное место в обеспечении устойчивого функционирования российского сегмента Интернета занимают вопросы регулирования адресного пространства Сети.

Известно, что сложившееся в этой сфере положение не устраивает практически никого, кроме, возможно, монополиста – регистратора доменных имен.

Высокий уровень цен за регистрацию и защищенность наименования популярных фирм, имен известных людей, закупка наименований доменов впрок, использование вызывающих осуждение общества слов и тому подобное, – все это повлекло за собой неоднократные обращения в наше Министерство с просьбой навести порядок в этом виде деятельности. В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке регистрации российских доменных имен в Интернете, в котором определен новый подход к регистрации наименований доменов, разделены функции ведения базы данных имен и предоставления услуг при регистрации, что соответствует мировой практике демонополизации предоставления услуг пользователям сетей.

Добиться требуемого результата невозможно только на основе саморегулирования. Поэтому предполагается организовать при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации альтернативный центр регистрации доменных имен, который обеспечит ведение базы данных имен «Зоны РУ» на бесплатной основе.

В проекте постановления планируется организация специального конкурса для всех желающих заняться присвоением и регистрацией доменных адресов. Речь идет не о замене сформировавшихся в этой области структур, а о пресечении монополизма ведущих провайдеров.

Другой аспект проблемы защиты прав интеллектуальной собственности – наименования доменов. Сейчас прорабатываются возможности введения специальной процедуры при регистрации, которая позволила бы защитить права на товарные знаки. Такой же подход будет использоваться в правительственном сегменте Сети при защите наименований доменов, связанных с государственными должностями.

Наше Министерство внимательно изучает опыт других стран по упорядочению доменного пространства в национальных сегментах Интернета. Примером четких и жестких правил регулирования деятельности в данной области может служить Израиль, где в декабре 1998 года вышел документ «Правила выделения доменных имен в домене высшего уровня», в соответствии с которым Интернет-сообщество Израиля, являющееся бесприбыльной организацией, уполномочено контролировать свой сегмент глобальной информационной сети. Правила предназначены для регулирования следующих действий и процедур: заявлений о выделении доменных имен, регистрации и замены доменных имен, распространения общедоступной информации по доменным адресам. В «Правилах» установлены порядок расчетов, разрешения конфликтов, размер платы за выделение доменного имени, а также определены процедуры отказа, условного выделения и резервирования под ответственность органов разрешения споров.

Одним из основных направлений государственной политики использования глобальных телекоммуникационных систем является обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов России. Это направление включает в себя:

Возрастает угроза безопасности информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов из-за увеличения масштабов компьютерной преступности и повышения степени опасности этих деяний, распространения эпидемий вирусного заражения компьютерных программ. Последним примером является инцидент с рассылкой письма, содержащего вирус «ай лав ю». Он охватил практически все развитые страны и парализовал на несколько часов работу многих фирм и правительственных органов. В соответствии с этим одной из основных задач государства становится создание эффективного механизма противодействия таким угрозам на уровне международных договоренностей и в рамках национального законодательства.

Несколько слов о проекте федерального закона «О государственной поддержке развития сети Интернет в Российской Федерации». В ряде стран и на международном уровне приняты законодательные акты, направленные на обеспечение защиты прав пользователей электронных средств общения людей, в том числе и глобальных трансграничных сетей. И потому предлагаемый к обсуждению проект весьма актуален, однако он требует серьезной доработки, как с точки зрения структуры, так и в отношении юридической техники. Так, в проекте отсутствует такой раздел, как «понятия и термины, используемые в данном законе», не сформулирован пункт в виде поручения Правительству о разработке нормативно-правовых актов в сфере регулирования Интернета.

В заключение сформулируем первоочередные правовые проблемы Интернета:




Волокитин Александр Владимирович - заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации




© Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 28 - 30.