___________________
Райков А.Н., Логинов Е.Л., Ефремова Д.Н.
Статья рекомендована А.М. Елизаровым 24.03.2014 г.
Аннотация
В статье утверждается, что обеспечение постоянного роста компетенции персонала органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций требует создания системообразующей интегрированной образовательно-научно-производственной сети. Это позволит обеспечить адекватность функционирования сферы образования и науки динамически сегментированным потребностям реального сектора экномики.
Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, наука, образование, реальный сектор экономики, рынок потребностей, структуры, управление.
Новая организационная модель
В России идет становление института стратегического планирования, и под него формируется адекватная многоуровневая информационно-аналитическая система управления. Эта система предусматривает разработку и контроль исполнения стратегий, концепций, государственных программ и иных директивных документов на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях [. Райков А.Н. Система для стратегического управления // Государственная служба. 2012. № 6. С. 58–61.]. Таким образом оперативное включение населения (краудсорсинг), профессионалов и экспертов в процесс планирования и контроля деятельности органов государственной власти приобретает институциональное обрамление [. Губанов Д.А., Коргин Н.А., Новиков Д.А., Райков А.Н. Сетевая экспертиза / Под ред. Д.А. Новикова, А.Н. Райкова. М.: Эгвес, 2010. 168 с.]. Для решения стратегических задач повышения качества и конкурентоспособности российской продукции и услуг реализуются новые возможности регулярного мониторинга потребностей динамически сегментированного рынка в образовательных и научных услугах. Такие возможности обеспечены поступательным развитием инструментов информационного общества [. Ершова Т.В. Информационное общество – это мы! М.: ИРИО, 2008. 510 с.], которое подразумевает создание комплекса информационных систем, включая федеральную информационную систему стратегического планирования, федеральную информационную систему территориального планирования, систему распределенных ситуационных центров, сеть экспертно-аналитических структур и др.
Назрела необходимость целенаправленного формирования интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенции персонала органов государственной власти и местного самоуправления, корпоративного сектора, предприятий наукоемких отраслей на основе образовательно-научно-производственной сети (ОНП-сети) с распределенной информационно-вычислительной средой [. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 37 с.]. Создание ОНП-сети предполагает синергию деятельности всех субъектов ее разработки и использование на принципах конвергентности [. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 245 c.], то есть устойчивого и целенаправленного развития при синхронизации планов и работ участвующих субъектов.
Выделение в общей совокупности хозяйствующих субъектов функционального ядра предприятий и организаций определяет необходимость формирования матричных образовательных, научных, производственных структур как своего рода объединений с налаживанием процессов функционального и информационного взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, входящих в такое функциональное ядро, на основе использования различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП) [. Ефремов Д.Н. Проблемы развития новой технологической базы в индустриальном секторе российской экономики с опорой на ГЧП // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8. С.22–26.].
Оптимизация взаимодействия субъектов упомянутого выше функционального ядра должна поддерживать выполнение необходимых задач разнонаправленной профильной деятельности конкретных деловых и бизнес-единиц с ограниченным количеством сил, средств и ресурсов в запланированное время. Именно такие действия требуют формирования и развития системообразующего элемента подобной структуры – единой сети обмена данными в реальном или близком к реальному времени, включая распределенный доступ к соответствующим телекоммуникационным услугам и информационно-вычислительным сервисам, обмен информацией.
Сеть должна решать задачи многокритериального анализа сегментов рынка, сбора, обобщения и оценки информации из возможных источников, включая статистические, социологические, экспертные, визуальные, материалы средств массовой информации, для выработки управляющих воздействий в отношении проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств с параллельным обучением, переподготовкой, повышением квалификации кадров на уровне мировых стандартов [. Ракитов А.И., Райков А.Н., Ковчуго Е.А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление / Отв. ред. А.И. Ракитов. М.: Наука, 2007. 228 с.].
В рамках системного подхода, по нашему мнению, целесообразно ввести в научный оборот следующие понятия.
Распределенная образовательно-научно-производственная сеть – взаимосвязанная совокупность разнопрофильных хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивающая выполнение образовательных, научных, производственных и других функций в интересах обеспечения условий для смены и/или модернизации оборудования, внедрения новых технологических решений и инженерных подходов на базе упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере.
Сетевая интеграция компетенций в образовательной, научной, производственной сфере – комплексное объединение совокупности компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности, рассматриваемых как элементы достижения единой групповой цели, которая состоит в поддержке совокупности необходимых компетенций, оптимизации образовательно-научно-производственной цепочки при условии расширения общих организационных и финансовых возможностей.
Сетевая экспертно-аналитическая система мониторинга компетентностных потребностей – интегрированное и многоуровневое множество аналитических центров, «фабрик мысли», экспертных и профессиональных сообществ, ситуационных центров, частных экспертов и т.п., которые на регулярной основе изучают и оценивают потребности глобального динамически сегментированного рынка образовательных и научных услуг, а также обеспечивают соответствие потребностей рынка и формирующих услуги институтов, например, с применением методов менеджмента качества, матрицы компетенций.
Экономическая активность и динамика развития национальной технологической базы и наукоемких производств обусловлены различными видами выработки компетенций, необходимых для формирования комплекса научных программ, которые призваны обеспечить создание требуемых технологий и оборудования. Последние должны основываться на фундаментальных разработках, обладающих максимальным потенциалом наращивания добавленной стоимости и прибыли, посредством которых создаются и используются инновации и повышается конкурентоспособность национальных товаропроизводителей.
Сегодня необходимо создавать мощные образовательно-научно-производственные объединения, построенные по кластерному принципу и тесно связанные с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм государственно-частного партнерства.
Таким образом, предлагается внедрить новую организационную модель в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) образовательно-научно-производственной сети (рис. 1).
Рис. 1. Организационная модель ОНП-сети
Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти должны быть оптимизированы для дальнейшего развития научно-технологических заделов как основы модернизации и повышения конкурентоспособности производства путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ НИОКР с выходом на внедрение, производство, сбыт и дальнейшее сопровождение новых технологических решений. Эти взаимоотношения носят двухсторонний взаимозависимый характер, обусловленный активным взаимодействием субъектов в условиях рыночной экономики, что должно реализовываться на основе ГЧП.
Новая организационная модель в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационных объединений (сегментов) ОНП-сети должна обеспечивать реализацию взаимной поддержки компетенций персонала в органах государственной власти, наукоемких отраслях, бизнес-структурах с учетом множественности функционально-мотивирующих взаимосвязей, представленных на рисунке 2.
В таких условиях требуется применение сетевой экспертно-аналитической и информационно-аналитической системы [2], отвечающей, как минимум, следующим критериям:
Сетеформирующая кластеризация деятельности
Накопившиеся диспропорции в системно-структурных характеристиках образовательной, научной и производственной деятельности страны приводят к необходимости новой структурной компоновки образовательных и научных организаций на уровне субъектов Российской Федерации и федеральных округов.
Изменение территориально-структурной компоновки образовательных и научных организаций на основе постоянного совершенствования институтов информационного общества позволит решить многие из накопившихся проблем, причем с экономией финансовых и материальных ресурсов. Как представляется, целесообразен переход к сетеформирующей кластеризации образовательной, научной и производственной деятельности путем выделения соответствующих кластеров, находящихся на территории одного или нескольких территориально смежных субъектов Российской Федерации, в пределах которых предполагается достичь сбалансированного инновационного развития как традиционного, так и высокотехнологичного производства. Сетеформирующая кластеризация структур образовательной, научной и производственной деятельности при заданных критериях организационно-информационного взаимодействия обеспечивает формирование единого научно-технического пространства в сфере науки и образования.
Упомянутое выше функциональное ядро предприятий и организаций может обеспечить селективную, оптимальную и адаптивную реализацию пакета образовательных, научных и производственных задач с целью решения стратегических научно-технических и производственных проблем. При возникновении дефицита знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе ОНП-сети, недостающие знания и компетенции импортируются по линиям организационно-информационного взаимодействия. В случае избытка знаний и компетенций в инновационном кластере, сформированном на основе сети, этот избыток может быть предложен другому инновационному кластеру, испытывающему необходимость в нем, по линиям организационно-информационного взаимодействия. Если перераспределяемый объем знаний и компетенций обеспечивает их сбалансированность, то соответствующие взаимосвязи служат для повышения эффективности совокупности компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной и производственной деятельности инновационного кластера.
Таким образом, для эффективного построения и развития интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования и науки Российской Федерации требуется придать системе поддержки компетенций персонала во взаимосвязи с наукоемкими производствами новые качества, обеспечивающие:
Матричный характер и модульность ОНП-сети
Для удобства поиска ответов на возникающие при функционировании ОНП-сети вопросы могут использоваться известные инструменты типа структурирования функций качества с построением «домиков качества» или, в более простой интерпретации, с построением оптимизационной матрицы (рис. 3).
В приведенной матрице R – ранг требований потребителей к формированию научных услуг, xi – i-я образовательно-научная характеристика, yj – j-е требование в сегменте рынка компетенций, wij – функция влияния соответствующей характеристики на реализацию компетентностного требования.
Построение такой матрицы позволяет определить важность образовательно-научных характеристик и относительную величину ее изменения. Для этого по каждой характеристике xi вычисляется скалярное произведение si на основе векторов R и Wj, где Wj – столбец, соответствующий xi. Значения si помещаются в строку 1 «подвала» матрицы. Чем больше (по модулю) значение этой характеристики, тем большее внимание должен уделять ей производитель научно-образовательных услуг. Строки 2 и 3 этого «подвала» используются для оценки, соответственно, технической и экономической трудностей применения каждой научно-образовательной характеристики. Строка 4 «подвала» используется руководителем соответствующего образовательного/научного подразделения для выдачи задания на формирование услуги. Оптимизационная матрица позволяет упорядочить требования к развитию компетенций в органах госуправления и бизнесе и научно-образовательные характеристики процесса формирования услуг по степени их важности.
Структура системы поддержки компетенций персонала на основе ОНП-сети должна учитывать территориальное (административное) деление Российской Федерации с его особенностями. Технологическая взаимосвязь всех элементов ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой обусловливает необходимость в единых принципах поддержки компетенций. Однако наличие современных информационно-вычислительных систем, систем передачи информации и средств управления единым организационно-функциональным процессом и безусловное исполнение регламентов, заложенных в общую систему управления всеми собственниками элементов распределенной информационно-вычислительной среды, не является достаточным условием ее эффективного создания, функционирования и развития. Эти условия должны учитываться также в различных видах деятельности для объединения интеллектуального и эмоционального потенциала, организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных и производственных структур.
При построении системы взаимодействия участников ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой особое внимание следует уделить разграничению уровней управления балансами активной информации путем централизации и локализации информационных потоков, баз данных и баз знаний. От правильного разграничения полномочий и ответственности по этой позиции будет зависеть эффективность всей системы, эффективность процессов осуществления образовательной, научной и производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели поддержки совокупности управленческих и функциональных компетенций.
Оптимизация достижения единой групповой цели поддержки совокупности компетенций при осуществлении образовательной, научной и производственной деятельности хозяйствующих субъектов в рамках сквозной образовательно-научно-производственной цепочки может осуществляться через реализацию функциональных блоков управления, включая блок экспертно-аналитического мониторинга потребностей рынка, реинжиниринга управленческих процессов, формирования научно-технологических результатов, привлечения инвестиций и бюджетного финансирования, что позволяет наладить процессы взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей различных структур.
При блочном построении информационно-аналитический аппарат ОНП-сети представляет собой распределенную дифференциально-аналитическую матрицу с функцией отбора из каждой базы данных релевантных сведений, с уточнением этих сведений по результатам дополнительных запросов из соответствующих блоков (модулей). С помощью модуля оптимизации организационных процессов осуществляется взаимоувязка (синхронизация) образовательных, научных и производственных процессов; с помощью модуля организационного структурирования функциональных и хозяйственных связей – компоновка функциональных связей и выстраивание хозяйственных связей по экономическим, правовым и пр. договорным характеристикам; с помощью модуля формирования инновационных кластеров разного типа и других форм инновационных альянсов – конфигурирование организационных схем объединений бизнес-единиц организационных структур различных форм собственности. На основе модуля преобразования сложившихся форм образовательной деятельности происходит изменение различных форм и видов образовательной деятельности, включая среднее профессиональное, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовку кадров и пр. С помощью модуля формирования новых типов производств на базе новых научно-технологических результатов осуществляется как модернизация и техническое перевооружение сложившихся производств, так и формирование новых производственных мощностей с изменением качественных и количественных характеристик производства, а также сбыта и послепродажного обслуживания. Модуль оптимизации структуры и процессов функционирования соответствующих научно-технических мощностей предназначен для наращивания и изменения структуры научного оборудования, формирования инновационно-технологической инфраструктуры в образовательной, исследовательской, проектно-конструкторской и других сферах деятельности.
Результаты оптимизации функциональной деятельности по каждому модулю доступны для оптимизирующих итераций для каждого из других модулей. Итоговые результаты оптимизации собираются с помощью механизма мониторинга, анализируются с помощь модуля анализа результатов, по результатам анализа с помощью модуля формирования корректирующих транзакций формулируются направления корректировки, которые передаются в основные функциональные блоки управления распределенной информационно-вычислительной среды для выполнения.
* * *
В рамках создания института стратегического управления в России назрела потребность ускоренного формирования интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенции персонала органов государственной власти и местного самоуправления, корпоративного сектора, предприятий наукоемких отраслей на основе образовательно-научно-производственной сети (ОНП-сети) с распределенной информационно-вычислительной средой.
ОНП-сеть обеспечит повышение эффективности и синергии в процессах объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных и производственных структур в рамках единого образовательно-научно-производственного подхода при развитии ключевых областей знания с динамичной сменой набора базовых навыков и компетенций специалистов.
Литература
1. Райков А.Н. Система для стратегического управления // Государственная служба. 2012. № 6. С. 58–61.
2. Губанов Д.А., Коргин Н.А., Новиков Д.А., Райков А.Н. Сетевая экспертиза / Под ред. Д.А. Новикова, А.Н. Райкова. М.: Эгвес, 2010. 168 с.
3. Ершова Т.В. Информационное общество – это мы! М.: ИРИО, 2008. 510 с.
4. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 37 с.
5. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 245 c.
6. Ефремов Д.Н. Проблемы развития новой технологической базы в индустриальном секторе российской экономики с опорой на ГЧП // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8. С.22–26.
7. Ракитов А.И., Райков А.Н., Ковчуго Е.А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление / Отв. ред. А.И. Ракитов. М.: Наука, 2007. 228 с.
________________________________
РАЙКОВ Александр Николаевич
Доктор технических наук, профессор Академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН
ЛОГИНОВ Евгений Леонидович
Доктор экономических наук, заместитель генерального директора Института экономических стратегий
ЕФРЕМОВ Дионисий Николаевич
Главный специалист-эксперт департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ
© Информационное общество, 2014 вып. 2, с. 17-26.