Расширение доступа лиц с ограниченными возможностями к информационно-коммуникационным технологиям: опыт Туниса

_____________________

Бен Юссеф Тарек, Росотто Карло Мария



Аннотация: Лица с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются со значительными сложностями при освоении новых технологий. Использование ноутбука, интернета, редактирование и печать текста или чтение документа могут представлять для них непростую задачу. На основе информационно-коммуникационных технологий разработаны новые инструменты, способствующие интеграции граждан с ограниченными возможностями в цифровую экономику. Новые технологии могут облегчить включение детей с инвалидностью в школьную систему, повысить их успеваемость и позволить им интегрироваться в профессиональную и социальную сферы. Тунис начал внедрение амбициозной программы по расширению использования ИКТ такими гражданами, программу, в центре внимания которой — обучение детей с ограниченными физическими возможностями. В настоящей статье представлены задачи, основные составляющие и предварительные результаты выполнения данной программы. В результате реализации тунисской программы более 50% детей с ограниченными возможностями используют ИКТ для повышения успеваемости; созданы 11 центров, специально оборудованных в соответствии с потребностями людей с различными видами нарушений; многие веб-сайты правительства создаются таким образом, чтобы обеспечить их использование этой группой граждан. Опыт реализации позволил сформулировать определенные выводы. Во-первых, программа успешно вышла за рамки пилотного проекта. Она реализуется в национальном масштабе, охватывая всех детей с ограниченными возможностями, а также большие группы взрослых людей с инвалидностью, при сравнительно низкой стоимости центров. Во-вторых, полученный опыт может быть полезным для развивающихся стран, которые разрабатывают стратегии широкополосного доступа и развития ИКТ, нацеленные на достижение социально-экономических преимуществ.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, доступ к ИКТ, центры доступа, цифровая экономика, социально экономические различия, развития ИКТ в Тунисе, преодоление неравенства, адаптация средств ИКТ, электронное правительство, институциональные механизмы, кадровые ресурсы.


Лица с ограниченными возможностями в Тунисе *

По оценке Министерства Тунисской Республики по социальным вопросам, солидарности и делам граждан Туниса за рубежом (Ministère des Affaires Sociales, de la Solidarité et des Tunisiens a l’Etranger, MASSTE) численность лиц с ограниченными возможностями в стране составляет около 152 000 человек, то есть около 1,5% всего населения, которое насчитывает 10 458 000 человек (INS). Эта группа делится следующим образом: 43% составляют лица с двигательными нарушениями, 28% — лица с нарушениями психики, 13% — лица с нарушениями зрения, 12% — лица с нарушениями слуха и 4% — лица с комплексными нарушениями (рисунок 1).



MASSTE отслеживает число лиц с ограниченными возможностями не только в целом по стране, но и по различным регионам Туниса. Как и следует ожидать, это число обратно пропорционально показателям благосостояния граждан и социально-экономического развития регионов. Как правило, чем выше социально-экономическое развитие региона, тем меньше в нем доля жителей с ограниченными возможностями.

На рисунке 2 показано, что доля лиц с ограниченными возможностями ниже в регионах Туниса, расположенных на средиземноморском побережье и характеризующихся более высокими показателями доходов на душу населения и урбанизации. В регионах, расположенных на побережье, где находятся основные экономические центры (Тунис, Сфакс, Сус), лица с ограниченными возможностями составляют менее 1,4% населения. Во внутренних же регионах, где уровень доходов меньше, доля лиц с ограниченными возможностями выше и составляет от 1,9% до 2,4%. Тунисские органы власти прилагают значительные усилия для ликвидации такого разрыва. Разработаны комплексные программы, которые должны охватить всю территорию страны с учетом социально-экономических различий.



MASSTE также оценило образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями. Тунис добился отличных результатов в сфере общего образования. Десятки программ позволили значительно снизить долю неграмотного населения с 1989 до 2009 гг. Установлено, что в 2008 году неграмотными были 4% лиц в возрасте от 15 до 24 лет, тогда как в 2004 году доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 6% (WDI, 2009). Однако в группе лиц с ограниченными возможностями того же возраста показатель неграмотности превышает указанное значение почти в десять раз и составляет более 50%. Более того, доля неграмотных среди лиц с психическими и комплексными нарушениями во всех возрастных группах составляет 60-80%. Среди лиц с двигательными нарушениями и нарушениями зрения доля неграмотных значительно ниже — 30-40%.

Учитывая результаты расширенных статистических исследований, которые показывают социально-экономические и географические особенности территорий, где проживают граждане с ограниченными возможностями, правительство Туниса разработало комплексную программу интеграции этих граждан в общество, в частности, за счет создания специальных учебных центров, которые призваны дополнить школьную систему (не заменяя ее), а также благодаря реализации поддерживающих законодательных Loi d’Orientation des personnes handicapées, August 2005. мер и программ профессиональной интеграции. С 2004 года Тунис добавил к этим программам использование новых информационно-коммуникационных технологий.

Проект развития сектора ИКТ в Тунисе: комплексный охват лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тунис, благодаря предоставленному на различные цели многокомпонентному кредиту Всемирного банка, внедрил комплексную программу, направленную на расширение доступа людей с ограниченными возможностями к цифровым технологиям. Некоторые из компонентов этой всеобъемлющей программы выполняются с 2005 года и уже приносят результаты. Другие меры разработаны в период 2005-2009 гг. и находятся в процессе реализации.

Внедрение программы осуществляется совместно MASSTE и Министерством Туниса по коммуникационным технологиям (Ministere des Technologies de la Communication, MTC). MASSTE, располагая знаниями о социальных потребностях лиц с ограниченными возможностями, взяло на себя активное руководство реализацией программы. Вклад MTC в партнерство заключается в предоставлении технических и технологических ноу-хау. Данное партнерство было расширено за счет гражданского общества: внедрение программы в социальную сферу и сферу образования осуществлялось неправительственными организациями (НПО), под наблюдением и общим руководством со стороны MASSTE (Рис. 4).





Программа позволила добиться значительных успехов в своих целевых группах, в частности, у детей с нарушениями психики или слуха. Цели этой программы:


Данный проект включает три основных компонента:
Компонент 1. Предоставление специализированного учебного программного обеспечения для детей с ограниченными возможностями

ИКТ позволяют существенно повысить успеваемость детей с ограниченными возможностями и облегчить их интеграцию в экономическую и социальную жизнь общества. Для реализации этих целей необходимо создание соответствующей инфраструктуры и сервисов. Лицам с ограниченными возможностями требуется физический доступ к средствам ИКТ. Средства доступа к интернету и электронному контенту должны быть адаптированы к потребностям таких лиц.

Местная компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, создала специализированное ПО, представляющее собой серию курсов для детей с нарушениями психики и проблемами обучаемости. Это ПО включает специализированный обучающий материал, а также контент, организованный и представленный таким образом, чтобы способствовать успешному обучению детей с ограниченными возможностями. В состав ПО входит конвертер, преобразующий речь в язык жестов, а также конвертер, преобразующий речь в текст. Обучающий контент, предлагаемый данным приложением, соответствует официальной программе Министерства образования (Ministère de l’Education et de la Formation). Представлены различные предметы, охватывающие все циклы базового образования (от дошкольной подготовки до конца начальной школы). Дети с ограниченными возможностями обучаются в специально оборудованных центрах, а также в центрах, объединенных с обычными школами и профессиональными учебными центрами.

Доступ к электронному контенту детей с незначительными психическими нарушениями, с физическими нарушениями или нарушениями слуха осуществляется посредством сенсорных терминалов. При этом учебный процесс осуществляется путем касания студентом дисплея в ответ на различные стимулы, предлагаемые программным обеспечением. Для лиц с определенными видами нарушений в учебных центрах имеются специальные клавиатуры, мыши, а также эргономичные стулья и столы.


Фото 1. Снимок экрана модуля, предлагаемого ученику начальной школы в классе английского языка

Эти приложения могут выполнять все функции и операции. Они прошли полное тестирование в специальных учебных центрах. С 2009-2010 учебного года программы распространены во всех специальных учебных центрах, оборудованных компьютерными кабинетами, а также во всех обычных школах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.



Стоимость материалов типового центра для обучения детей с ограниченными возможностями составляет 15 000 долларов США (этой суммы достаточно для полного оснащения 8 учебных станций). Всего учебного ПО, охватывающего все циклы обучения, было предоставлено на сумму 220 000 долларов США. В период тестирования (2007-2008 гг.) с помощью электронных курсов обучалось 3 000 детей с ограниченными возможностями. В 2008-2009 учебном году это число было увеличено до 5 000. Имеющиеся планы предполагают перевод этих приложений в онлайн, что позволит создать первую платформу дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями в Тунисе. Однако ключевым показателем данной инициативы будет оставаться наличие специализированных центров. Детям с ограниченными возможностями требуется помощь инструкторов и преподавателей, осуществляемая в специальной учебной среде. В 2009-2010 учебном году планируется начать подготовку преподавателей для работы с такими детьми.


Рис. 6. Типовой учебный центр для детей с ограниченными возможностями:


Средняя стоимость центра:
Оборудование и программное обеспечение, адаптированные к каждому виду нарушений, предоставлены целевой группе; преподаватели, отвечающие за обучение детей с ограниченными возможностями, отмечают их быстрое и подчеркивают, что данное средство, без сомнения, позволит улучшить социально-экономическую интеграцию таких детей.

Фото 2. Ребенок с нарушением слуха учится с помощью специализированного ПО

Компонент 2. Центры доступа для людей с ограниченными возможностями. Расширение доступа к ИКТ лиц с ограниченными возможностями и малоимущих граждан

Данный компонент предполагает создание для граждан с ограниченными возможностями специальных центров доступа, адаптированных ко всем видам нарушений. Эти центры оборудованы аппаратным и программным обеспечением, облегчающим доступ таких граждан к ИКТ, в частности, к сервисам электронного правительства, а также к социально-экономическому, культурному и образовательному контенту. Данные центры предназначаются для лиц с различными типами нарушений, в том числе с нарушениями зрения (разной выраженности), слуха, двигательными и даже психическими нарушениями.

11 центров в 11 регионах Туниса уже функционируют в полном объеме, а к марту 2010 года ожидается, что такие центры будут созданы во всех регионах страны. При этом их число возрастет до 24, по одному на каждый регион Туниса.

В каждом центре имеются эргономичные столы и стулья, а также специальное ПО для каждого вида нарушений (табл. 1).

Таблица 1.




Эти центры подключены к интернету и снабжены сканером и лазерным принтером, связанными со всеми компьютерами через локальную сеть. Стоимость центра составляет 15 000-20 000 долларов США. Наиболее существенное влияние на формирование этой суммы оказывает принтер Брайля, стоимость которого может достигать 9 000 долларов.

Фото 3. Центр для доступа в интернет, оборудованный специализированным программным и аппаратным обеспечением для лиц с ограниченными возможностями

Согласно первому опросу, проведенному в 2009 году, ежедневно каждый такой центр принимает около 20 человек с ограниченными возможностями. Таким образом, центры загружены приблизительно на половину своей мощности. Однако число лиц с ограниченными возможностями, посещающих такие центры, растет. Предполагается, что в ближайшем будущем загрузка большинства центров достигнет 80%.

Компонент 3. Доступность интернет-сайтов

Третий компонент проекта также готов к запуску. Его цель — обеспечить совместимость основных интернет-сайтов правительства со стандартами W3C/WAI, что будет способствовать доступности сервисов электронного правительства для граждан с ограниченными возможностями. В частности, проект будет поддерживать внедрение стандартных руководств по разработке интернет-сайтов государственных учреждений в соответствии со стандартами W3C/WAI (техническое руководство, стандартное разграничение компетенций). Кроме того, проект включает в себя аудит пяти пилотных интернет-сайтов, что должно подтвердить их соответствие стандартам W3C/WAI. Наконец, в проект входит интеграция программных средств, повышающих доступность этих сайтов для лиц с нарушениями зрения и лиц с двигательными нарушениями. Предполагается, что разработка доступных интернет-сайтов правительства будет способствовать расширению использования ИКТ людьми с ограниченными возможностями, то есть реализации стратегии по распространению ИКТ в этой группе населения.


Выводы

Опыт Туниса по расширению доступа к ИКТ лиц с ограниченными возможностями позволяет сделать важные выводы.

Важно, чтобы этот процесс был комплексным и широким. Новые технологии предоставляют в наше распоряжение отличные средства, позволяющие улучшить интеграцию лиц с ограниченными возможностями. Однако необходимо подготовить соответствующие кадровые ресурсы, институциональные и координационные механизмы. Отсутствие соответствующей институциональной инфраструктуры и адекватных кадровых ресурсов не позволяет в полной мере реализовать преимущества новых технологий. Существует специальное оборудование, облегчающее доступ для этой категории лиц. В случае Туниса необходимое инновационное ПО было разработано местной компанией. Однако наиболее важным добавлением в проекте являются институциональная координация и управленческие ноу-хау. Правительствам, которые хотят преуспеть в данной области, необходимо направить на подготовку институциональных механизмов и кадровых ресурсов столько же сил и средств, сколько и на разработку собственно технологических решений. Хорошие социально-экономические показатели в отношении лиц с ограниченными возможностями также помогли правительству Туниса в определении целей внутренней политики и разработке соответствующих программ.

Правительство должно поставить себе амбициозную цель обеспечить разработку массовых приложений, которые могут применяться в национальном масштабе. Пилотная фаза тунисского проекта завершилась. Он должен охватить всю группу детей с ограниченными возможностямиЗа исключением лиц с выраженными психическими нарушениями.. При правильных условиях технология легко масштабируется. От правительств требуется думать масштабно: ни один ребенок, ни один взрослый из соответствующей группы населения не должны остаться в стороне. Правильно сформулированная цель и правильно выбранная модель позволяют обеспечить широкое использование технологии со снижением предельных затрат. Стоимость реализации данного проекта в Тунисе составляет около 1,5 млн. долларов США. Правительства, разрабатывающие национальные стратегии широкополосного доступа и развития ИКТ, могут создавать эффективные программы с четко определенными целями, характеризующиеся сравнительно низкими затратами.

НПО и представители гражданского общества могут быть хорошими партнерами при распространении ИКТ среди лиц с ограниченными возможностями. Во многих странах частный и «общественный» сектора могут играть ведущую роль, эффективно дополняя усилия правительств. Опыт Туниса также показывает преимущества централизованного планового подхода, особенно в случаях, когда требуется разработка приложений для массового применения и охват различных регионов. Баланс между подходами «сверху вниз» и «снизу вверх» зависит от конкретной страны. Тесное партнерство между правительством и гражданским обществом является ключевым фактором для достижения успеха в данной области. Данная сфера представляет собой хорошую площадку для международного сотрудничества. Разработанные в настоящем проекте ноу-хау могут применяться и в других развивающихся странах. Возможно создание эффективных партнерств между «южными» странами. Технические решения являются сравнительно типовыми и общеприменяемыми или могут быть легко разработаны. Факторами, дополнительно способствующими успешности проекта, являются координация и управление применением технологии, а также ее адаптация к потребностям конечных пользователей.

Интернет становится доминирующей платформой экономической активности, социальных сетей и межличностного взаимодействия, поэтому правильно разработанная политика, обеспечивающая доступность интернет-сайтов и всего электронного контента в целом, является ведущим приоритетом в стратегии, позволяющей значительной группе граждан пользоваться плодами информационной революции.


* Авторы выражают признательность Анату Левину (Anat Lewin – сотрудник Отдела по разработке политики Департамента глобальных информационно-коммуникационных технологий Всемирного банка) за помощь в анализе и редактировании данного раздела.

_______________________________________

Тарек Бен Юссеф - директор, Министерство по социальным вопросам, солидарности и делам граждан Туниса за рубежом (Тунисская Республика)

Карло Мария Росоттто - региональный координатор по странам Ближнего Востока и Северной Африки, Департамент глобальных информационно-коммуникационных технологий, отдел по разработке политики, Всемирный банк


© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 9-17.