Методические и практические основы конструирования информационных образовательных проектов на примере электронных лекций и электронных семинаров

______________________________________

А.А. Андреев, И.В. Трайнёв



Статья рекомендована Ю.Е. Хохловым 20.08.2012

Аннотация

В статье на примере электронных лекций и электронных семинаров рассматриваются методические и практические вопросы разработки и использования информационных образовательных проектов в образовательной среде, являющейся одной из составляющих информационного общества. Приводятся данные обзоров мнений педагогов и обучающихся, выполненные как на основе изучения зарубежной и отечественной литературы, так и благодаря собственным исследованиям. Представленные результаты могут быть полезны при организации дистанционного обучения и других видов электронного обучения.

Ключевые слова:

информационные образовательные проекты, методы информатизации процесса образования, электронные лекции и семинары, образовательная среда.

Поскольку образовательная среда является одной из составляющих информационного общества, исследование методов информатизации лекций и семинаров представляет существенный интерес.

В педагогике используются различные подходы к конструированию информационных образовательных проектов (услуг). Как правило, в вузах используют смешанные формы обучения: наряду с очными занятиями в аудитории широко используются дистанционные формы, например, для промежуточного оценивания знаний обучающихся и для обеспечения доступа обучающихся к электронным библиотекам. Таким образом, происходит смешение традиционных форм обучения с электронными.

Смешанное обучение может использовать различные методики [1]. Чтобы дойти до каждого студента, преподаватель должен применять смесь учебных методик, таких как лекции, активное обучение, демонстрации и игры. С появлением синхронного (on-line) и асинхронного (off-line) обучения термин «смешанное» начал соотноситься с широким кругом методик обучения: проводимым в аудитории под руководством преподавателя (instructor-led training – ILT), синхронным или асинхронным электронным обучением (e-learning), использованием мобильных технологий и обучением во время работы (on-the-job training – OJT).

IDC1 регулярно с помощью журнала «Business Intelligence Board»2 проводит опросы на различные темы, связанные с обучением. Ниже по результатам этих опросов приводится мнение 574 респондентов о том, как эффективнее смешивать методы обучения (рис. 1).

Читатели BIB используют преимущественно смесь методик обучения. Как показано на рис. 1, «смешанность» определяется в основном преподавателем или методической службой. Все меньшая часть респондентов предоставляет студентам выбирать метод обучения, поскольку последним трудно самостоятельно разобраться во множестве методик.