Рис. 4. Планируемые изменения в методах обучения бизнес- и ИТ-знаниям
Рис. 4 показывает, что преподаватели в обеих областях предполагают провести изменения в течение ближайших лет. Для приобретения бизнес-знаний значимый процент респондентов хочет увеличить долю синхронного и асинхронного электронного обучения, заменив им традиционную методику.
Методики проведения ИТ-обучения показывают те же тенденции. Только 11% предполагают в следующем году больше использовать обычное обучение, методы, полностью определяемые преподавателем. Большинство ИТ-тренеров смотрит в сторону увеличения доли электронного обучения.
По результатам опросов все методы обучения одинаково значимы при профессиональной подготовке как для сотрудников с высоким уровнем знаний, так и для начинающих. Например, асинхронное электронное обучение одинаково подходит для обучения сотрудников, обладающих большим набором знаний, и для тех, у кого этот набор минимален. Похожие выводы можно сделать и о стаже работы обучающихся. По мнению специалистов, стаж работы или уровень знаний не являются ключевыми факторами при выборе метода обучения.
Анализ эволюции смешивания методов помогает пониманию эффективности развивающихся тенденций и технологий в индустрии обучения, но, прежде чем использовать эти методы как основу решений по организации обучения, следует в первую очередь поставить вопрос: «Что более важно для моих учеников?», а не: «Что из этого можно использовать?» При выборе смеси методов обучения необходимо подобрать наиболее подходящий для каждого бизнес-контекста метод и определить роли обучающихся3.
Лекционная деятельность преподавателя основывается на широком применении электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Э-лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном времени (онлайн, или синхронно) и виртуально (офлайн, или асинхронно), фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции чаще всего применяется телевидение, а для индивидуального и группового – видеоконференции.
Широкое применение находят э-лекции в текстовом формате, что имеет преимущества по отношению к традиционной лекции: студент получает значительно больше информации, чем ему удается законспектировать во время слушания традиционной лекции, при этом качество этой информации (особенно графической) существенно выше, чем фиксируемой в конспекте.
Ряд авторов [2, с. 7] считают обязательным конспектирование лекций, а использование раздаточных материалов – вредным, ссылаясь на то, что самостоятельное вычерчивание студентом рисунков, схем и диаграмм способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Но существует и противоположное мнение [3], согласно которому очные лекционные занятия должны быть заменены семинарами (сетевыми форумами). Ниже эта точка зрения будет представлена подробнее.
Э-лекции предоставляют следующие возможности:
1) «свободную» навигацию по информации и выход в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любом фрагменте продукта;
2) выделение в текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется получение справочной или другой пояснительной (в том числе визуальной) информации, с использованием технологии гипертекста и гипермедиа;
3) работу с различными приложениями;
4) увеличение (детализации) изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа»), при сохранении качества изображения;
5) обработку изображения различными программными средствами с научно-исследовательскими или учебно-познавательными целями;
6) использование видеофрагментов из различных источников.
В качестве основных принципов разработки э-лекций (презентаций) указываются [2, с. 9-11]:
1) доступность;
2) разнообразие форм;
3) учет особенности восприятия информации с экрана;
4) занимательность;
5) дизайн и эстетичность;
6) динамичность.
Привносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий студента дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможное отвлечение.
С самого начала разработки э-лекций надо учитывать, что слайды должны быть наглядны и понятны студентам. Создавая презентацию, необходимо представить, каким образом действовал бы студент, знакомясь с содержанием данного материала, и решить, как можно упростить и облегчить этот процесс. Атрибуты слайдов − масштабы и цвета объектов (текста, графики, диаграмм, таблиц и т.п.), характер их изменений и движений, темп показа, длительности пауз – должны определяться, исходя из особенностей восприятия.
Как указывалось выше, существует мнение о целесообразности замены очных лекций семинарами, а также о предоставлении текстов лекций в качестве раздаточного материала [3]. Обоснованием этого является короткий период между созданием и публикацией изданий в электронном виде: сразу после того как автор обновил содержание интернет-странички, все читатели могут получить обновленное содержание интернет-ресурса. Главный смысл очного чтения лекций при этом теряется.
Принципы построения соответствующей системы иллюстрируются на рис. 5 (см.: [3]). Все лекции выкладываются на сетевом ресурсе, и студенты могут в любое время ознакомиться с материалами курса. Для ответа на вопросы, возникающие у студентов, создается форум, где они могут задать вопросы и получить на них ответы от преподавателя или от своих однокурсников, уже разобравшихся в этом вопросе. Все вопросы и ответы документируются (сохраняются в архиве форума) и остаются общедоступными.