Концепция "Информационного общества" и кризис


И.С. Мелюхин





В современных работах по проблемам информационного общества зачастую доминируют футуристические построения, основанные на утопическом понимании воздействия технологий на общество. В рубрике “информационное общество”, как правило, оказываются работы, посвященные информационно-технологическим новшествам, в лучшем случае их социально-экономическим последствиям. Между тем формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется технологическими факторами. Гораздо большее воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Именно эти фундаментальные изменения должны быть представлены в концепции информационного общества. Такая постановка вопроса, во-первых, требует для понимания сущности информационного общества разработки системы индикаторов, которые бы отражали переход от постиндустриального типа обществ к информационному; во-вторых, временные рамки “пришествия” информационного общества существенно расширяются. Сегодня мы можем говорить, впрочем как и в 70-ые годы, лишь о некоторых его основаниях и тенденциях становления.

В настоящий период любые рассуждения о построении информационного общества в России необходимо начинать с анализа кризисной ситуации в отечественной информационной сфере, неразрывно связанной с общим спадом деловой активности.

В аудиовизуальном, наиболее развитом и важном с политической точки зрения, секторе происходит снижение доходов от размещения рекламы, соответственно программы развития коммерческих каналов замораживаются. Перспективы развития платного телевидения и сопутствующая специализация каналов вещания отдаляются на неопределенный срок. Замена спутников связи космической группировки и соответствующее развитие спутникового вещания, в том числе и его современных видов требует долгосрочных вложений. У государства средств нет, инвестиции частного сектора и иностранных инвесторов на этот рынок не пойдут в ближайшее время.

Телекоммуникационная инфраструктура, существенно развившаяся за последние несколько лет, видимо и дальше будет прогрессировать, но менее быстрыми темпами. Продажа оставшегося государственного пакета акций компании “Связьинвест”, акционирование предприятий связи, распространяющих телевизионный сигнал – также дело не близкого будущего. Следовательно, действительно крупных инвестиций в эту отрасль в ближайшие годы ожидать не придется.

На компьютерном рынке – глубокий спад. Корпоративные заказчики в кризисной ситуации экономят прежде всего, помимо персонала, на информационных технологиях. В государственном секторе программы экономии бюджетных ресурсов практически закрывают планы информационно-технологического развития, поскольку проекты информационных систем делаются, как правило, без расчетов их трудосберегающих последствий и возможностей. Население будет продолжать покупать компьютеры, особенно в образовательных целях, но и этот рынок сильно сужается.

Рынок программного обеспечения имеет шансы для развития, поскольку любая продукция местного производства имеет ценовое преимущество.

Рынок предоставления услуг Интернета также, видимо, будет расширяться, поскольку повременную оплату телефонных разговоров вряд ли введут быстро по причинам социального характера, а кризис скажется самым непосредственным образом на объемах рынка печатных СМИ.

Таким образом, в информационном секторе российской экономики предпочтительные шансы по выживанию в условиях кризиса имеют производители программных продуктов и информационных услуг, в частности “Интернета”.

Индустрия производства содержания – наиболее важная часть информационной индустрии, поэтому те отечественные компании, которые найдут возможности для ее развития в современных условиях, обеспечат себе хорошие стартовые условия в период экономического подъема.

Можно предположить, что создание технологической базы информационного общества в России затягивается. Это и понятно, поскольку информационное общество – это следующая ступень развития, на которую нельзя “запрыгнуть”, не пройдя предыдущие, которые традиционно именуются индустриальной и постиндустриальной. Ростки информационного общества проявляются во всех странах в виде основ информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, но без серьезных преобразований в социальной сфере, экономической жизни они так ростками и остаются.

В этой связи целесообразно еще раз вернуться к понятию “информационное общество”. Оно закрепилось в иностранной лексике, на государственном уровне связывается с программами развития информационной сферы. Однако технологическая составляющая в определении сути информационного общества пока явно доминирует. Всегда подчеркивается, что в этом типе общества информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) создают широкие возможности для передачи, хранения и обработки информации, ускоренными темпами развивается информационный сектор экономики. Однако, на наш взгляд, в понятие информационного общества необходимо вкладывать не только и не столько социальные последствия повсеместного распространения ИТТ, но те принципиально новые возможности, которые появляются у человечества при переходе на эту стадию развития.

ИТТ являются необходимым элементом всех существующих технологий. Авиационная, автомобильная промышленность, энергетика и прочие отрасли экономики не могут функционировать без опоры на ИТТ. А последние технологии призваны обрабатывать информацию, а не природные ресурсы. Объективированное в них знание, человеческий опыт становятся решающим фактором дальнейшего технологического прогресса. Результаты деятельности человеческого сознания, долгие столетия объективировавшиеся лишь в виде книг, стремительно меняют формы представления и доступности. Информационная сфера общества растет быстрыми темпами и не имеет “пределов роста”, которые накладывает на традиционную потребительскую экономику нехватка и удорожание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды.

Технологическим базисом информационного общества являются так называемые “высокие технологии”. Все они, в том числе и ИТТ, капиталоемки и наукоемки. Это означает, что для их развития необходима не только государственная поддержка, но и частные инвестиции. Капитал же, как известно, появляется прежде всего там, где высока норма прибыли. В 1995 году для компаний информационной индустрии складывалась благоприятная ситуация на рынках акций высокотехнологичных кампаний. Однако впоследствии выяснилось, что ожидания инвесторов были завышенными, а реальное воплощение технологических новшеств в сфере информационной индустрии идет далеко не так быстро, как ожидалось. В результате начался отток капиталов, вкладываемых в этот сектор мировой экономике. Финансовый кризис способствует этому процессу. Кроме того, чисто технологические неудачи (взрыв ракеты, выводившей спутники связи) дополнительно затрудняют реализацию глобальных космических проектов Глобал Стар, Иридиум, Теледиск, которые должны взять на себя роль телекоммуникационной инфраструктуры будущего.

Вопросы собственности всегда были первостепенными. Собственность на природные ресурсы, средства производства в информационном обществе дополнятся не менее важным видом собственности на результаты интеллектуальной деятельности. Вопросы авторского, патентного права, интеллектуальной собственности для информационного общества приобретают ключевой характер. Информационное законодательство, регламентирующее эти вопросы, динамично развивается во всех странах.

ИТТ составляют технологическое основание процесса глобализации экономической жизни и финансовых рынков. Благодаря современным средствам связи и передачи информации пространственные границы не имеют прежнего значения для хозяйственной деятельности.

Перспективы электронной торговли осознаны многими странами, которые принимают законодательные акты, упорядочивающие использование цифровой подписи на документах, систем защиты информации. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но именно в этом направлении ведется сотрудничество по линии международных организаций, в том числе всемирной торговой организации.

Происходящий процесс глобализации экономики помимо очевидных преимуществ, принес и мировой финансовый кризис, наиболее сильно ударивший по развивающимся странам. Дело в том, что перелив капиталов технически стал возможен благодаря повсеместному использованию современных банковских технологий. К таким социальным последствиям ИТТ в финансовой сфере мировое сообщество оказалось не готово. Это – одно из негативных последствий перехода к информационному обществу. Видимо, будут и другие, поскольку бескризисного перехода к новым социальным конструкциям не бывает.

Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ, к которым постепенно примыкает глобальная компьютерная сеть “Интернет”. С одной стороны, выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда. Каждый может формировать собственное информационное “окружение” по своему вкусу и запросам. Этому способствует рост числа телевизионных каналов, альтернативных источников информации, экономическая доступность продуктов развлекательной индустрии для больших масс людей. Известно, что рост темпов продажи компьютеров существенно превышает соответствующие показатели рынка телеприемников. Когда сравняются абсолютные цифры продаж, то борьба за массовую аудиторию и общественное сознание примет совершенно новые формы. Конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий объективно требует продолжения ряда “телефон-телевизор-компьютер” следующим концептуальным продуктом, который сочетал бы в себе возможности всех трех, был бы тем устройством, через которое будет осуществляться выход в информационные магистрали будущего. Разработки в этом направлении уже ведутся. Можно упомянуть разработку сетевых компьютеров, программы компьютерного вещания, использование телеприемников для работы в “Интернете”.

С другой стороны, происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди “потребляют” практически одновременно одни и те же новости, особенно глобального характера, идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации, в различных странах рекламируются одни и те же группы товаров. Особенно сильно этот механизм “глобализации массового сознания” воздействует на молодежь. Соответственно через пару десятилетий вырастет поколение людей, разделяющих гораздо больше стереотипов сознания, чем их предшественники.

Проблема выбора информационных продуктов и услуг для большинства людей обременительна. Они привыкли быть потребителями. Поэтому технические возможности, допустим, 50-ти канального телевещания, натолкнутся на спросовые ограничения. Кроме того, в мировом медиабизнесе идут серьезные процесс концентрации капиталов и организационных слияний, что приведет к доминированию на глобальных рынках медиапродукции нескольких информационных империй, определяющих, что смотреть и слушать человечеству.

Последствия перехода к информационному обществу оказываются далеко не столь радужными, как они виделись еще несколько десятилетий назад, когда впервые заговорили о нем, как более высокой ступени развития человечества. Технологический детерминизм, как концептуальная основа для информационного общества, привлекателен простотой и понятностью объяснения исторического процесса. Однако он опасен тем, что им порождаются утопии и иллюзии по поводу осуществимости технологических проектов. Законы экономики, политики, социальной психологии вносят свои существенные коррективы в первоначальное видение информационного общества как “технотронного” общества. То что технически реализуемо — далеко не всегда экономически выполнимо, социально приемлемо и политически оправдано. Эту особенность необходимо иметь в виду при разработке концепции построения информационного общества в России. Необходимость в такой работе осознана интеллектуальным сообществом, но в практический план пока не переведена. Для того чтобы идея информационного общества оказалась востребованной в социальном плане, она должна быть включена в сферу политики. Привлекательность концепции информационного общества для политиков состоит в том, что она рисует перспективу развития человечества под новым углом зрения.

В связи с изложенным, как представляется, концепция информационного общества будет востребована в нашей стране, когда начнется реальный рост в экономике и активизируются политические процессы, связанные с национальными выборными кампаниями. До этого времени перед научным сообществом стоит задача подготовить такие наработки на основе изучения мирового опыта, которые могли бы быть сразу воплотиться в концепции и программы конкретных действий правительства.



Мелюхин Игорь Серафимович — доктор филос. наук, сотрудник Аппарата Администрации Президента Российской Федерации


© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 20 - 22.