22 апреля 2003 г. были подведены итоги конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», согласно которому Московская область – один из трех самых передовых регионов в номинациях «Доступность ИКТ» и «Государственная поддержка региональной информатизации», а также в подноминации «Электронное правительство». Область всерьез задумалась о создании единой Территориальной информационной системы. Разрабатывается проект областной целевой программы «Информатизация и телекоммуникация Московской области на период 2004-2007 гг.». Кроме того, Московская область, по-видимому, будет играть более активную роль в реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
По мнению В.Б. Крымова, – основная специфика Московской области заключается в том, что это содружество 73 муниципальных образований. Но, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, может появиться до 500 муниципальных образований вместо 73, что значительно повышает требования к информационной инфраструктуре государственных органов и их «электронной прозрачности».
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
С начала 90-х годов в Московской области формулируются и развиваются принципы и положения региональной политики информатизации, которые получили свое отражение в областной целевой программе «Информатизация Московской области на 1997 – 2000 гг.», в областной целевой программе «Территориальная информационная система Московской области на 2001 – 2005 годы», в проекте областной целевой программы «Информатизация и телекоммуникация Московской области на период 2004-2007 гг.», разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2002 № 638/50 «О разработке проектов областных целевых программ и программ Правительства Московской области».
В целях выработки единой политики информатизации и координации деятельности органов государственной власти ведется разработка нормативных правовых актов в сфере информатизации.
Так, например, в январе 2001 года Московской областной Думой был принят закон Московской области «О создании органами государственной власти Московской области информационных ресурсов и систем и их использовании», устанавливающий принципы и порядок создания, приобретения, использования и распоряжения информационными ресурсами и системами, являющимися собственностью Московской области.
Для проведения единой государственной политики в сфере региональной информатизации было подписано соответствующее Соглашение между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Правительством Московской области.
В 2003 г. Министерство экономики Московской области сконцентрировало свои усилия на решении задачи, которая получили название «электронное правительство».
Первое, что было сделано – это ввод в эксплуатацию корпоративной телекоммуникационной сети органов государственной власти Московской области, основой которой являются оптоволоконные каналы и телекоммуникационные узлы. Это позволяет сегодня в любой точке системы управления Московской области получить и передать необходимую информацию. Кроме того, широко идет процесс организации точек доступа в интернет в сельских населенных пунктах. Развивается проект модернизации подразделений ГУ ЗАГС, во все его подразделения поставлено единое программное обеспечение. Сформированы онлайновые информационные ресурсы, которые располагаются на портале Московской области и сайтах областных органов государственной власти.
Основой формирования интегрированных информационных ресурсов является Система показателей социального и экономического развития области, районов и городов, которая представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей.
При формировании ее разделов учитывались основные направления Концепции социально-экономического развития Московской области до 2005 года, показатели, необходимые для разработки прогноза и бюджета области, районов и городов; показатели, отражающие ход выполнения областных целевых программ; основные аспекты развития экономики области в соответствии с постановлениями Правительства области.
Действующая система показателей положена в основу формирования государственного заказа на поставку статистической и аналитической информации для органов государственной власти всех уровней Московской области, государственных органов и государственных учреждений федерального подчинения.
На повестке дня стоит еще один вопрос, достаточно сложный в законодательном плане. Речь идет о ведомственном реестре объектов, без которого дальше работать невозможно. Ситуация складывается таким образом, что нам необходимо самим формировать свои ресурсы. Это будет очень дорогая работа – ввести в систему 65 тыс. объектов, тем не менее, за год, надеюсь, мы с ней справимся. Объекты социального назначения – образования, здравоохранения, социальной защиты – также должны отражаться в реестре, поскольку мы перешли к нормативным методам формирования бюджета и без расходной части данных учреждений работать бесполезно.
Как известно, внедрение электронного документооборота в деятельность органов управления является необходимым условием оперативной подготовки принятия решений и их исполнения в условиях сложной социально-экономической обстановки. Одним из аспектов этой проблемы является обеспечение защиты электронных документов от подделки.
В рамках областной целевой программы «Территориальная информационная система Московской области» проводились подготовительные мероприятия, обеспечивающие внедрение электронного документооборота в органах управления с использованием цифровой подписи в электронных документах. Была произведена централизованная закупка для всех органов государственной власти и государственных органов Московской области сетевой версии системы электронного делопроизводства «Дело». Сегодня можно констатировать, что во всех органах государственной власти области внедрена единая система делопроизводства.
Также централизовано закуплена в исполнительные органы государственной власти Московской области и ее государственные учреждения единая автоматизированная система бухгалтерского учета корпорации «Парус». При выборе поставщика программного обеспечения принималось во внимание наличие устойчивой системы сопровождения («горячая линия», оперативный выезд консультантов, разветвленная сеть партнеров на территории региона), так и то, что из 4500 учреждений областного и муниципального подчинения 800 ранее использовали продукты ПАРУСа. На сегодняшний день 19 из 30 министерств используют программный продукт в полном объеме, что позволило сократить время подготовки бухгалтерской отчетности в среднем на 30%. При этом ошибки расчетов обнаруживаются сразу и устраняются в автоматическом режиме. Таким образом, сделан первый шаг к созданию единой автоматизированной системы управления финансовыми потоками региона, что позволит Правительству Московской области перейти к формированию электронного казначейства при Министерстве финансов Московской области, более оперативно контролировать использование бюджетных средств.
Для использования электронной подписи в документах необходимо наличие уполномоченного исполнительного органа государственной власти Московской области, обеспечивающего государственное регулирование в области использования электронной цифровой подписи, и наличие удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей подписей уполномоченным лицам. Решить эту задачу планируется в 2003-2004 гг.
Удостоверяющий центр мы уже зарегистрировали и переходим теперь к реализации Закона «Об электронной подписи» в полном объеме. В качестве пилотных районов выбраны Домодедово и Ступино, которые должны уже в этом году завершить переход к электронному казначейству.
Удостоверяющий центр призван решить несколько задач.
Первая – внедрение в электронном виде системы сбора отчетности с использованием электронно-цифровой подписи. Предпосылки для этого имеются, поскольку у нас 2,5 тыс. предприятий и организаций на сегодняшний день отчитываются в электронном виде в органах статистики.
Вторая задача – внедрение электронно-цифровой подписи в электронную систему государственных закупок. Сегодня наш совокупный госзаказ (с учетом муниципальных расходов на эти цели) составляет около 25 млрд. руб. Естественно стремление проводить все конкурсы, тендеры в электронном варианте, здесь видны очень заманчивые перспективы. Подсчитано, что создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 процентов средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.
Третья задача – внедрение электронно-цифровой подписи в систему электронного документооборота. Здесь есть трудности, которые понятны всем. Прежде всего, следует учитывать, что часть документов имеет ограниченный доступ. Это вопрос информационной безопасности.
В 2002 году принято Постановление Правительства Московской области № 467/39 «О внедрении в Московской области системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт для обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим согласно законодательству право на льготы» и утверждена областная целевая программа «Социальная гарантия на 2003-2004 годы», государственным заказчиком которой является Министерство экономики Московской области.
В рамках областной целевой программы «Социальная гарантия на 2003-2004 годы» планируется создание социального Реестра населения Московской области и автоматизированной системы по обеспечению социальных гарантий населению Московской области посредством безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. Участие Московской области в пилотном проекте «Электронной России» по созданию Государственного регистра населения облегчает задачу создания Реестра льготников Московской области.
В настоящее время на федеральном уровне у нас существует более 150 видов различной помощи и более 236 категорий населения, имеющих право на льготы. В Московской области 6,5 миллионов населения. Причем во многих муниципальных образованиях от 30 до 40% населения составляют люди, которым предоставляются те или иные льготы. Сегодня таким жителям уже выдано более 25 тыс. пластиковых карт – то есть магнитных карт на основе контактного чипа. Главное достоинство карты – однозначная идентификация личности. Некоторые субъекты нашего региона уже имеют 100% выверенные базы данных льготников по каждому виду льгот, подтвержденные пластиковыми картами жителя Московской области. К ним относятся, например, город Электросталь или Балашихинский район, где по этим картам льготные категории населения получают в аптечной сети бесплатно лекарственные средства, оформляют субсидии за жилищно-коммунальные услуги.
В 15 муниципальных образованиях внедрены автоматизированные системы по сбору и обработке коммунальных платежей.
Получила развитие и электронная торговля. Использование электронно-маркетинговой системы и системы электронной торговли в проекте «Торговый центр Московской области» позволило реанимировать ГУП «Мособлглавснаб» и объединить информационно-телекоммуникационные, маркетинговые и торговые технологии. Мы рассчитываем также, что запланированные меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота в сфере предпринимательства приведут к сокращению времени на заключение сделок, осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и, в конечном счете, к сокращению торговых издержек, повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
В данный момент разработан и прошел предварительное интернет-обсуждение проект следующей областной целевой программы в этой сфере – «Информатизация и телекоммуникации Московской области на период 2004-2007 годов». Основным отличием нового документа является включение в областную целевую программу подпрограмм социального блока, предназначенных для улучшения предоставления услуг населению в образовании, культуре, здравоохранении, повышения открытости органов государственной власти и местного самоуправления Московской области и информированности населения Московской области.
Разработка этой областной программы ведется Управлением формирования информационных ресурсов Московской области, в ней выделены шесть направлений:
- развитие системы нормативно-правового обеспечения, государственного регулирования и управления;
- обеспечение представления информации органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления через интернет;
- развитие телекоммуникаций и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
- развитие информационных систем органов власти, обеспечение общедоступности государственных информационных ресурсов;
- создание системы электронных торгов;
- информационное обеспечение выполнения мероприятий программы.
Быстрое развитие ИКТ, расширение применения современных ИКТ во всех сферах общественной жизни будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции.
Большое значение будет иметь интеграция государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую информационную систему, что позволит сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов.
Создание единого информационного пространства на всей территории Московской области и развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных муниципальных образований, обеспечит гражданам и организациям независимо от мест проживания и расположения равную общедоступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов.
Формирование интегрированных общедоступных информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечит открытость органов государственной власти и органов местного самоуправления и участие Московской области в создании общероссийских и мировых информационных ресурсов в соответствии с мировой системой стандартов. Показателем эффективности Программы в этой области будут объемы произведенных в Московской области информационных ресурсов в интернете, их доля в общих российских ресурсах.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей.
И последнее замечание. Собираются вводить новый закон о местном самоуправлении – «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления». В данном документе не указано, что к функциям муниципального образования относится информационно-аналитическая деятельность, что вызывает серьезные опасения. Если закон будет принят в нынешней редакции, это означает, что муниципальные образования исключаются из построения информационной системы. Но в таком случае Совету главных конструкторов больше собираться незачем, ибо больше никому эта информационная система не будет нужна. Отсутствие данной нормы в законе фактически сведет на нет все усилия по созданию Государственного регистра населения и других баз данных. На наш взгляд, руководству Минсвязи России следует обратить на это серьезнейшее внимание. Со своей стороны, мы также подготовим соответствующие поправки к этому законопроекту. Формулировка самая простая – вернуть из старого закона статью, что муниципальные образования ведут информационно-аналитическую деятельность. Я бы добавил еще слово «статистическую», потому что политика Госкомстата Российской Федерации направлена на сжатие системы на уровне субъекта. В то же время формирование областного бюджета без информационно-статистической муниципальной базы просто невозможно. Да и само муниципальное образование не выживет без собственной информационной базы.
В заключение мне хотелось бы высказать пожелание, чтобы наши встречи чаще приводили бы к принятию нормативно-правовых актов. Обсуждая их реализацию на территории в целом Российской Федерации, мы бы выстраивали общую позицию для всех, кто участвует в процессе информатизации. Это дало бы нам возможность в определенной степени влиять на принятие управленческих решений руководителями субъектов Российской Федерации, поскольку непонимание и недооценка возможностей информатизации руководством региона непредсказуемы по своим последствиям для его социально-экономического развития.