Интервью с депутатом Московской городской Думы С.В. Орловым.
Правовое поле информационного города
По мнению экспертов, многие тенденции современного информационного общества уже характерны для российской столицы. Она – центр не только производства и хранения информации, научной, образовательной деятельности, культурной жизни страны, но и национальных и международных телекоммуникационных сетей, средств массовой информации.
Ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу играют органы исполнительной и законодательной власти Москвы, которые выступают в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности. Так, например, еще в 1998 году, осознавая вызовы времени, Московская городская Дума второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное: «Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение». Его координатором стал депутат Мосгордумы по 21 избирательному округу г. Москвы Степан Владимирович Орлов. Тогда же был организован при Московской городской Думе и Общественный экспертный совет по данному направлению – постоянно действующий консультативный орган.
Об успехах столицы в формировании информационного общества главному редактору нашего журнала Юрию Евгеньевичу Хохлову рассказывает депутат Московской городской Думы, координатор направления «Информация, информатизации, связь, телекоммуникации и телевидение» Степан Владимирович Орлов.
–
Степан Владимирович, что Вы считаете «достижением года» на пути Москвы в информационное общество?
– Это, несомненно, утверждение 20 июля 2001 года Мэром Москвы Ю.М. Лужковым Концепции движения Москвы к информационному обществу и создание рабочей группы по подготовке Комплексной программы движения Москвы в информационное общество. Этот документ – итог плодотворной совместной работы Правительства Москвы и Московской городской Думы – стал серьезным шагом в реализации на региональном и муниципальном уровнях государственной политики информатизации.
Иными словами, для российской столицы определен стройный комплекс взаимоувязанных мер, реализация которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности. Таким образом, Москва войдет в информационное общество как город достаточно компьютеризированный, обеспеченный компьютерными сетями и другими информационными технологиями; город, где будет иметь место массовое использование ИКТ во всех областях жизни и деятельности, что приведет к кардинальному изменению образа жизни людей; город – центр производства информации и информационных услуг, развития ИКТ.
– Каким образом построение информационного общества отразится на жизни простого человека?
– О преимуществах информационного общества можно говорить долго. Я остановлюсь лишь на нескольких, с моей точки зрения, наиболее важных для населения, моментах.
Во-первых
, использование электронных коммуникаций коренным образом преобразует систему образования: все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, начинает активно реализовываться принцип пожизненного повышения квалификации. Улучшение подготовки специалистов открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а, значит, и новые возможности роста производства. В свою очередь, для каждого работника это означает более успешную и динамичную карьеру, большую мотивацию к труду.
Во-вторых
, не меньшее значение имеет широкое распространение электронной информации научного и культурно-просветительского характера. Это открывает доступ к электронным журналам, библиотекам, форумам, шедеврам мирового искусства, позволяет общаться и обмениваться информацией, не выходя из квартиры.
Третья возможность
, предоставляемая информационным обществом – это улучшение системы здравоохранения путем распространения электронной информации профилактического характера, применения методов телемедицины (онлайнового консультирования больных).
Кроме того, информационное общество – благоприятная среда для развития «среднего класса», который является основным общественным слоем во всех передовых странах.
Развитие ИКТ способствует также кардинальному изменению частной жизни людей – уменьшает вынужденные потери времени, облегчает доступ к ранее недосягаемым услугам, совершенствует стиль жизни.
– Однако информационная революция несет с собой не только новые возможности, но и новые проблемы. Одна из них – проблема информационного неравенства, когда лишь часть населения имеет доступ к информационным ресурсам. Тем самым к традиционным видам разделения людей на бедных и богатых добавляется еще один – социальная дифференциация по принципу возможностей доступа к ИКТ. Каким образом московские власти предполагают решать эту проблему?
– С этой проблемой сталкиваются все страны (и города, в том числе), вступившие на путь формирования информационного общества. Что касается Москвы, здесь уже можно говорить об информационном неравенстве, информационной бедности и информационном богатстве и различных районов, и различных категорий населения мегаполиса. Огромное число жителей не имеет возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже превратилась в инструмент бизнеса. Немало людей отрезано от пользования компьютерами и интернетом, более того, у них даже нет возможности научиться применять эти технологии. Среднесуточная аудитория интернета, например, составляет всего 3% взрослого населения.
Разумеется, новый вид социального неравенства требует действий городских властей, включая законодателей, по его ликвидации. В 1999 году при поддержке Московской городской Думы был начат проект «Инфоград», главная цель которого – оказание социальной помощи малоимущим слоям населения в электронной форме. Сюда относится и стимулирование использования ИКТ, и «ненавязчивое обучение», и обеспечение доступа к высококачественным технологиям и социально важной информации. В Концепции движения Москвы к информационному обществу предусмотрена даже разработка специальной программы, ориентированной на население и включающей целый комплекс мероприятий по уменьшению цифрового разрыва.
– И, в заключение, еще один вопрос: как Вы, законодатель, оцениваете состояние нормативно-правового обеспечения движения столицы к информационному обществу?
– Общеизвестно, что создание и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных ресурсов требует эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо также соотносить и с федеральным нормативно-правовым регулированием, и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений. К сожалению, многие акты федерального законодательства до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. В то же время нормативно-правовые акты города Москвы характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием кодификации и системности в их принятии. В какой-то степени исправить существующее положение поможет недавно принятый городской Думой Закон «Об информационных ресурсах и информатизации в городе Москве», разработчики которого постарались свести в единую систему «распыленные» между различными ведомствами нормы.
Естественно, и существенную фрагментарность нормативной базы города, и наличие значительного числа пробелов по различным предметам регулирования невозможно устранить с помощью одного законодательного акта. Для этого потребуется дальнейшее развитие норм информационного права. Надеюсь, что это и станет первоочередной задачей Московской городской Думы третьего созыва.
© Информационное общество, 2001, вып. 5, с. 32.