О формировании программы информатизации общества

_______________________________

Синюков М.И.



Описаны этапы создания общегосударственной программы информатизации общества (ОГНИ), разработка которой завершена в I полугодии 1990 г. Указаны существенные отличия данной программы от существующих аналогичных документов, описаны основные разделы ОГПИ

В первом полугодии 1990 г. Завершена разработка проекта Общегосударственной программы информатизации общества (ОГПИ).

Формированию ОГПИ предшествовала организация в 1988-1989 гг. ГКВТИ СССР совместно с Госпланом СССР, ГКНТ СССР, Академией наук СССР, Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию разработки на конкурсной основе Концепции информатизации. В начале этого года Концепция была опубликована в "Вестнике Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники". Мнения и предло-жения ученых, специалистов и научной общественности были изучены и использованы при работе над программой.

При разработке ОГПИ критически осмыслен и учтен опыт формирования Общегосударственной программы создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 г., разработанной в 1985 г. Обеспечена необходимая преемственность разрабатываемой программы с тремя государственными целевыми научно-техническими программами, которые реализовывались в 12-й пятилетке: "Вычислительная техника", "Автоматизированная система", "Автоматизация проектирования".

В проект ОГПИ включены наиболее перспективные задания и проекты, предусмотренные рядом межотраслевых и региональных научно-технических программ в области информатики и вычислительной техники на 1990-1995 гг. Учтены также проекты, отобранные на конкурсных началах и включенные в Государственную научно-техническую программу "Перспективные информационные технологии" по сле-дующим направлениям: высокопроизводительные ЭВМ, внешние запоминающие устройства большой емкости, системы искусственного интеллекта, информационно-вычислительные сети, системные модели.

В разработке проекта ОГПИ приняли участие более 150 организаций: союзные и республиканские научно-исследовательские и учебные институты, научно-производственные и производственные объединения, вычислительные центры, научные коллективы. В проекте программы определены стратегические и ближайшие цели, приоритетные направления и входящие в них проекты, которые включают создание и применение новых информационных технологий, технических средств, систем информатизации, формирование информационной инфраструктуры, создание специализированных информационных систем для обеспечения функционирования рыночной экономики, развития сферы услуг, культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Говоря об ОГПИ, необходимо отметить, что она отличается от существующих общесоюзных программ не только масштабностью, многоцелевой направленностью, но и ориентацией на рыночную экономику, новыми подходами к ее формированию, реализации и управлению..

Прежде всего программа является принципиально открытой для участия в ней на конкурсной основе любых проектов, целью которых является реализация и развитие процессов информатизации. Все представленные на конкурс проектные предложения пройдут вневедомственную гласную экспертизу с широким привлечением общественности.

В целях концентрации весьма ограниченных ресурсов предусматривается создание ограниченного количества объектов специально выделенных в различных наиболее подготовленных для информатизации сферах социально-политической, культурной, политической жизни, материального производства и управления. При этом создаваемые информатизированные объекты будут на первом этапе служить опорными зонами формирования новой информационной среды общества. Создание этой среды предполагается осуществлять путем целенаправленного развития и тиражирования опорных зон и объектов. Кроме того, предполагается, что государство, как правило, будет осуществлять долевое финансирование работ по реализации проектов ОГПИ. Предусматривается широкое привлечение фондов государственных, арендных, кооперативных предприятий, ассоциаций, союзов, акционерных обществ, кредитов банков для финансирования отдельных направлений проектов информатизации, в которых эти организации заинтересованы. В рамках программы разрабатывается организационно-экономический механизм ее реализации, включающий льготное налогообложение, снижение ставок на банковский кредит, освобождение от налога на прибыль, предоставление преимуществ при получении лицензии на бартерные операции.

Разработанный проект программы состоит из пяти разделов: применение средств вычислительной техники и информатики в народном хозяйстве, инфраструктура информатизации, разработка и производство СВТИ, организационно-экономическое обеспечение процессов информатизации и макроэкономические показатели информатизации.

Раздел "Применение средств вычислительной техники и информатики" содержит три направления: информатизация в социальной сфере; информатизация сферы материального производства; информатизация социально-экономического управления.

Информатизация в социальной сфере включает 39 комплексных проектов, состав и содержание каждого из которых зависит от вида профессиональной деятельности. Например, разрабатываются типовые автоматизированные рабочие места (АРМ) профессиональных работников: профессионалов-врачей по каждой специализации, работников торговли, культуры, социального обеспечения и т. п., которые включают программно-технические комплексы, базы данных и знаний, сервисные системы и т.д.

АРМ специалистов объединяются в информационно-вычислительные системы: ИВС поликлиники, ИВС многопрофильной больницы, ИВС универмага, ИВС торга и т. д., т. е. в так называемые опорные объекты, которые реализуются в опорных зонах.

'Информатизация сферы материального производства включает 35 проектов, каждый из которых осуществляется в основном за счет средств самого производства. Вместе с тем предусматривается обеспечить координацию работ и финансовую поддержку со стороны государства в области типизации проектных решений и ускорения разработки крупных интегрированных автоматизированных систем и автоматизации межотраслевых процессов. В качестве первоочередных в программе определены следующие проекты в этой сфере: информатизация транспортных перевозок всеми видами транспорта, создание системы маркетинга для материальной сферы, создание электронного рынка для товаров материального производства, создание информационно-вычислительных систем научно-технической информации и других межотраслевых систем. Создание типовых интегрированных систем в различных отраслях материального производства на основе новых информационных технологий предполагается осуществить на выбранных опорных объектах.

Направление "Информатизация в сфере управления" включает несколько уровней: союзный, республиканский, территориальный (область, город, район).

Особое внимание в программе уделяется разработке и реализации комплексных проектов "Информатизация территориальных опорных зон". Под опорной зоной понимается территориальный комплекс, в котором по возможности обеспечивается полная информатизация социальных, производственных и управленческих процессов выбранного региона. В настоящее время в качестве опорных зон предложены: в РСФСР - Москва и Московская область, Ленинград и Ленинградская область, Свердловск, Томск, Владимир, Краснодар, Кемерово, Ростов, Горький; в УССР - Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков; в Белоруссии - Минск; в Латвии - Рига.

В 1991-1995 гг. должны быть реализованы комплексные программы информатизации 5-7 опорных зон РСФСР, 3-4 — Украины и по одной опорной зоне Белоруссии и Латвии.

Раздел "Инфраструктура информатизации" включает в себя:


В соответствии с этим раздел состоит из трех направлений. Системы и средства передачи информации являются важнейшей компонентой инфраструктуры информатизации общества, развитие которых предполагается обеспечить на основе перехода на новую технологическую базу, предусматривающую электронизацию технических средств, освоение новых передающих сред (волоконно-оптических, лазерных, спутниковых), цифровизацию процессов передачи и коммутации.

По масштабам предполагаемых инвестиций развитие связи существенно превосходит остальные компоненты ОГПИ, поскольку массовые коммуникации входят в инфраструктуру всего народного хозяйства.

Направление "Системы баз и банков данных" включает в себя проекты по созданию сетей общедоступных баз данных и, в первую очередь, для нужд информатизации социальной сферы. При этом предполагаемое создание системы баз данных (СБД) не изменит принадлежности информации, а включение базы данных в СБД означает лишь соблюдение правил описания данных, обновления данных, сроков их хранения и доступа к ним.

Основу структуры СБД составят государственные тематические сети баз данных, в каждой из которых будут накапливаться данные об объектах, принадлежащих определенному классу. В проект Программы предполагается включить 25 укрупненных проектов, которые могут быть сгруппированы в следующие 10 блоков — это системы баз: социальных данных, данных о природных ресурсах, о городском хозяйстве, о продукции научно-технической информации, научных данных Академ сети, справочных данных для населения, баз культурных, правовых, архивных, учебных данных; СБД для народных депутатов Советов всех уровней; СБД о транспортных путях и пунктах.

Направление "Создание сети территориальных центров информатизации" имеет целью поэтапное создание в масштабах страны сети территориальных центров ин форматизации (ТЦИ), которые должны стать опорными пунктами информатизации в регионах, обеспечить исходные предпосылки и сформировать необходимые условия для успешного развития информатизации.

Программой предусматривается в качестве первоочередной задачи создание ТЦИ различных категорий в 12 опорных зонах. В результате будут впервые сформированы целостные комплексы инфраструктуры информатизации на территориальном уровне.

В разделе "Разработка и производство СВТ" предусматривается в первую очередь изменение структуры парка и переход преимущественно на поставку заказных комплектаций ЭВМ, вычислительных систем и всех средств информатики.

Можно выделить три типа проектов в области СВТ:


При этом с учетом все более полной ориентации на потребности пользователей вводится нетрадиционная классификация ЭВМ, предусматриваются проекты по созданию ЭВМ вычислительного ресурса как универсальные, так и специализированные; ЭВМ информационного ресурса в первую очередь для поддержки баз данных; ЭВМ рабочего места различных классов для комплектования функционально-ориентированных пользовательских систем.

В разделе "Организационно-экономическое обеспечение информатизации" представлены проекты, направленные на создание и обеспечение условий для саморазвития процессов информатизации в рамках всего народнохозяйственного комплекса страны. Подобный раздел, цель которого - создать наиболее эффективные механизмы реализации ОГПИ, включается в программы такого уровня впервые.

В разделе в комплексе предусматривается проработка вопросов правового обеспечения информатизации, ее кадрового обеспечения, создания соответствующего экономического механизма информатизации, а также механизмов, обеспечивающих международное сотрудничество в этой областей вопросов стандартизации в сфере СВТИ. При этом в качестве первоочередных мероприятий предусмотрены подготовка базового закона в области информатизации - "Закона об информационных отношениях", проработка проблемных вопросов, связанных с охраной интеллектуальной собственности.

Помимо этого, в проекте Программы большое значение придается созданию механизмов и соответствующей информационной системы анализа, формирования, сопровождения и обеспечения реализации проектов ОГПИ. На систему возлагаются функции анализа проблем и потребностей в области СВТИ, тенденций развития, формирование и уточнение Концепции информатизации, стратегии развития и механизмов реализации ОГПИ.

Проект ОГПИ рассмотрен и одобрен в июне 1990 г. на расширенном вневедомственном научно-техническом совете. Вместе с тем масштабность и новизна проблем, решаемых в рамках ОГПИ, новизна происходящих в стране процессов перехода к рыночной экономике, разграничение прав, ответственности союзных, республиканских и местных органов власти требуют расширить рамки общественного обсуждения проекта ОГПИ, прежде всего по вопросам уточнения первоочередных проектов, порядка и механизмов их финансирования. С этой целью проект ОГПИ разослан 25 региональным отделениям ВОИВТ, Верховным Советам, Советам Министров и Академиям наук союзных республик, в 31 региональное объединение ГКВТИ СССР, находящиеся во всех столицах союзных республик и крупнейших городах РСФСР.

Широкое участие научно-технической общественности в обсуждении проекта ОГПИ с учетом ее открытого для предложений различных проектов характера позволит сформировать именно ту программу информатизации, которая нужна всему обществу.


Статья поступила в редакцию 23 июля 1990 г.

ГКВТИ СССР


______________________________________________

Синюков М.И. - кандидат технических наук


© Информационное общество, 1990, вып. 3, с. 3-6.