О Концепции вхождения Москвы в информационное общество


Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов





Общий контекст проблемы: предпосылки развития информационного общества

В настоящее время происходит технологическая революция, в ходе которой сближаются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Использование мультимедийных приложений объединяет элементы информационной, коммуникационной, бытовой и оптоэлектронной техники. Развитие этого процесса определяется несколькими основными инновационными тенденциями: переводом информации в электронную форму (т. н. дигитализация), миниатюризация, интеграция и конвергенция.

Перевод в электронную форму позволяет без потери качества и с высокой скоростью обрабатывать, копировать, передавать и представлять большие объемы данных любого вида (текст, звук, изображение и т.д.). Что касается миниатюризации и интеграции, то темпы их развития весьма высоки: в течение последних 40 лет показатель плотности сохраняемой информации возрос в 130 тыс. раз. Специалисты прогнозируют появление в скором времени наручного компьютера, который будет сообщать последние новости, прогноз погоды, наилучшие способы избежания пробок на дорогах, показывать время и делать многие другие необходимые вещи.

Технологии находятся в процессе постоянного совершенствования. До сих пор этот процесс протекал в направлении специализации и дифференциации, т.е. для решения каждой задачи создавалась отдельная технология, в точности отвечавшая конкретным требованиям. В настоящее время ситуация принципиально меняется: одновременно с большей дифференциацией и усложнением технологических решений происходит их конвергенция, которая приводит к появлению универсальных, интегративных технологий. Главным условием, которому должны соответствовать сегодняшние технологии, является возможность универсального использования с одновременной оптимизацией конкретного использования. Это условие уже реализуется в мультимедийных системах, которые уже в настоящее время способны объединить функции телевизора, радиоприемника, звуковой карты, фотолаборатории, диапроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом классический набор вычислительных функций и доступ к сетям передачи данных. Отличительной чертой таких систем является их простая адаптация к индивидуальным нуждам пользователя.

За последние несколько лет претерпели существенные изменения как сами компьютерные технологии, так и взгляды на их использование. Феноменальный рост производства средств вычислительной техники сам по себе не стал основным условием перехода от индустриального общества к информационному. До последнего времени компьютеры работали в основном изолированно, однако теперь для эффективного использования разнообразной информации необходимо их объединение друг с другом с помощью телекоммуникационной инфраструктуры. Такой качественный переход вполне сопоставим с переходом от аграрного общества к индустриальному.

До 1994 года локальные сети, системы управления базами данных, текстовые процессоры, системы управления транзакциями и даже мультимедийные технологии использовались в основном как инструмент внутренней автоматизации компаний и отдельных фирм, то есть как средство автоматизации корпоративных систем. Однако начиная с 1995 года ситуация стала быстро меняться – в различных странах с различной быстротой и различными вариациями, но в целом в одном и том же направлении. Важнейшим катализатором этого процесса явилось мировое признание международной компьютерной сети Интернет. Многократно испытанные преимущества Интернет практически во всем мире привели к массовому отказу, несмотря на уже произведенные многомиллиардные вложения, от развития собственных корпоративных или ведомственных выделенных сетей в пользу построения открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.

Влияние информационной революции на общество. Особенности Российской ситуации

Развитие и конвергенция ИКТ повлекли за собой наисерьезнейшие последствия. Речь идет об изменении характера взаимодействия государства, общества и личности, о преобразовании экономики и всей системы экономических отношений, а также о развитии принципиально новой культуры – так называемой “экранной”, виртуальной. Вольно или невольно массированная интервенция ИКТ во все сферы жизни привела к усилению прозрачности рынка, к развитию так называемого третичного сектора экономики (оказание разнообразных услуг), к возникновению новых форм ведения бизнеса (“киберкомпании”, электронные платежи), к принципиальному изменению организации труда в пользу децентрализации управления, временного найма работников и создания виртуальных рабочих мест), к появлению новых форм потребления и досуга (виртуальные магазины, электронные путешествия и т.д.).

Главной целью построения информационного общества является улучшение жизни людей, их максимальная самореализация. Таким образом, в процессе формирования нового общества необходимо стремиться к использованию всех преимуществ, вытекающих из принципиально новых технических и технологических возможностей для индивидуумов и целых сообществ. На уровне отдельного человека речь идет о реализации ожиданий в отношении высококачественных и доступных услуг, необходимых для большинства населения. На уровне предприятий подразумевается развитие инновативности и эффективности труда с целью обеспечения большей конкурентоспособности. На уровне региона и страны – об использовании творческого и культурного потенциала, в том числе с помощью развития мультимедийных средств и наполнения их соответствующим содержанием.

В течение последних лет многие страны мира демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к упомянутой цели. По нашему убеждению, глобальная информационная революция затронула и Россию, хотя пока только на “низовом” уровне – здесь активно создаются и внедряются новейшие технологии, создаются и используются уникальные информационные ресурсы, естественным образом формируется культура, порождаемая эпохой информации. Проблема в том, что все эти процессы происходят сугубо стихийно, никоим образом не согласуются, что приводит к дублированию усилий по одним направлениям и полному отсутствию какой-либо активности по другим.

Развитие информационного общества, а вернее преобразование общества из постиндустриального в информационное – процесс объективный, однако темпы его развития напрямую зависят от конкретных условий. В России они сильно сдерживаются экономической нестабильностью, недостаточным законодательным обеспечением, низкой информационно-правовой культурой общества в целом, дефицитом специалистов в сфере информации (инфоменеджер, инфоброкер, контент-провайдер и др.), а также – и отнюдь не в последнюю очередь – тем, что информатизация не является предметом государственной политики. К этому можно добавить недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры, неравномерное распределение средств связи и телекоммуникаций по регионам, отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники, недостаточную финансовую поддержку научных исследований в области информатизации.

При этом следует отметить, что в нашей стране достаточно серьезных предпосылок для успешного развития информационного общества: здесь имеются давние традиции и подходы к организации и управлению информационной деятельностью, сохранились мощности по генерации информации и система ее распространения (сохранились и продолжают работать крупные информационные центры – ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ, ВИМИ и др.), наблюдается усиление процессов интеграции регионов, происходит устойчивое развитие всех секторов информационного рынка – развитие рынка информационных продуктов и услуг; стремительное увеличение количества и разнообразия информации для специалистов, массовой информации, а также деловой и коммерческой информации при усилении тенденций к их интеграции. Кроме того, отмечается увеличение доли финансовых потоков, направляемых на развитие информационной инфраструктуры и удовлетворение информационных потребностей общества, усиливаются требования к уровню образования и квалификации специалистов во всех сферах деятельности, большое внимание уделяется вопросам информационной безопасности на индивидуальном, корпоративном и государственном уровне. Все это – индикаторы достаточно успешного развития информационного общества. Для того, чтобы закрепить этот процесс, необходимо обеспечить всем членам общества равные возможности доступа к информационным ресурсам и использованию новых услуг; последовательно совершенствовать средства связи и передачи данных; добиваться повсеместной информатизации процессов производства, торговли и финансовой деятельности; способствовать созданию новых видов услуг в области науки, образования, здравоохранения и культуры; обеспечивать широкое использование современных ИКТ для укрепления и развития демократических процедур и институтов, стимулировать развитие информационного предпринимательства; совершенствовать и развивать законодательство в области информации и телекоммуникаций; налаживать обучение граждан основам информационной культуры.

Москва как лидер интеграции России в информационное общество

Москва вполне способна взять на себя роль лидера в процессе интеграции России в глобальное информационное общество, и для этого здесь имеется достаточно много объективных условий. В первую очередь это статус столицы государства, предоставляющий больше возможностей влияния на принятие политических решений и на развитие законодательной и нормативной базы. Москва – один из ведущих мировых центров производства и хранения информации, обладающий к тому же наиболее развитой информационной и коммуникационной инфраструктурой. Она пока демонстрирует более высокий средний уровень доходов населения и развития наукоемкого производства, весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники и ИКТ (отставание Москвы от некоторых других регионов России наблюдается лишь в области высокопроизводительных вычислительных ресурсов), нарастание объема электронных информационных ресурсов, а также наиболее активные международные контакты.

Для успешной интеграции Москвы в информационное общество необходимо решить следующие задачи: разработка и реализация политики формирования ИО в соответствии с мировыми тенденциями, обеспечение беспрепятственного доступа к информации для всех граждан, создание необходимых экономических и правовых условий (в первую очередь для привлечения частного и международного капитала, необходимого для развития информационного общества), преодоление монополизма и пиратства, эффективная охрана интеллектуальной собственности, обеспечение поддержки идеи информационного общества населением.

Основные направления интеграции Москвы в информационное общество

Залогом устойчивого развития информационного общества является обеспечение доступности информации и информационных услуг для максимально широкого круга пользователей, причем с учетом постоянного роста их потребностей и их неоднородных финансовых возможностей. Для выполнения этих условий в первую очередь требуется совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры. Она должна пройти через период экстенсивного развития, который потребует значительных вложений из городского бюджета, инвестиционных фондов, банков, компаний и других заинтересованных инвесторов.

Первым шагом к успешному развитию телекоммуникационной инфраструктуры является либерализация телекоммуникационного рынка. Опыт передовых стран показывает, что она дает мощный импульс к развитию новых услуг, повышению их качества и снижения их стоимости, что влечет за собой естественный рост инвестиций. Для развития соревновательности необходимо на уровне законодательной и исполнительной власти обеспечивать гибкую систему регулирования и лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, способствовать полноценному участию в телекоммуникационном рынке новых компаний независимо от форм собственности, следить за оптимальным использованием инфраструктурных ресурсов (прежде всего телефонных и телевизионных сетей, радиочастот), определять и контролировать тарифы на использование сетей.

Вторым шагом должно стать обеспечение доступа к современным телекоммуникационным услугам для предпринимательского и государственного секторов за счет предоставление широкополосных каналов связи по приемлемым ценам. Реализация этой задачи должна происходить в 3 этапа: выделение ограниченного числа зон для пользователей, способных оплачивать такие каналы на уровне, сопоставимом с мировым; распространение оптоволокна на районы с высокой плотностью рентабельного производства и развитой сферой услуг; расширение оптоволоконной сети за счет предприятий, муниципальных органов, социальной сферы, сферы здравоохранения, учреждений науки, образования и культуры.

Третьим шагом является обеспечение доступа к современным телекоммуникационным услугам для широких слоев населения. В первую очередь необходимо произвести модернизацию кабельных и беспроводных сетей телевизионной связи за счет внедрения оптоволоконной технологии. Вслед за этим можно вести речь о создании локальных оптоволоконных сетей и их объединении в единую сеть для обеспечения широкого спектра современных услуг населению.

При недостаточном уровне стратегических инвестиций можно пойти по пути предоставления населению льготных тарифов за использование оптоволоконных каналов связи или модернизации проводной телефонной связи. Расширение телекоммуникационной инфраструктуры ОИС в индивидуальном секторе будет происходить по мере развития реализуемых потребностей граждан в потребительских услугах и средствах организации досуга.

Среднесрочное развитие телекоммуникационной инфраструктуры ОИС должно происходить на основе преимущественного расширения услуг традиционной связи, долгосрочное – за счет массового внедрения универсальных услуг связи, возникающих благодаря конвергенции информационных и коммуникационных технологий.

Становым хребтом информационного общества являются информационные и коммуникационные сети. Целью их развития является эффективное использование информации, достижений науки и технологий на благо граждан. Условиями их успешного развития представляется в нынешней ситуации взаимодействие и интеграция. К услугам, предоставляемым на основе сетей передачи данных, относятся электронная почта, видеоконференции и мультимедийный сервис. Приоритетными приложениями этих услуг должны стать: телеработа; дистанционное обучение; взаимодействие органов муниципальной власти и управления между собой и с населением; взаимодействие учреждений науки и образования; телематика для малого и среднего бизнеса; управление наземным и воздушным транспортом; телемедицина; городские информационные магистрали. Дальнейшее применение новых сетевых технологий лежит в сфере управления предприятиями, налогового регулирования, теледемократии, телеконсультаций, телепокупок, телесервиса, оплаты товаров и услуг, видеотелефонии, виртуальных издательств и многое другое.

Лидерами в использовании ИКТ и информационных услуг должны стать органы власти и управления города, которые смогут продемонстрировать их возможности и преимущества широким слоям общества. Через посредство общегородской информационной системы, создание которой представляет собой отдельную сложную задачу, администрация города должна предоставлять гражданам и предприятиям информацию о собственной деятельности и высококачественные услуги, необходимые для успешной деятельности пользователей (доступ к нормативно-правовым документам и другой информации, создаваемой под контролем и при поддержке органов властей, через сеть или специальные инфокиоски). При этом необходимо добиваться того, чтобы эти услуги соответствовали потребностям пользователей, предоставляли возможность выбора и базировались на эффективном взаимодействии ветвей власти и различных подразделений внутри каждой из ветвей власти. Услуги, предоставляемые органами власти, должны в первую очередь касаться социально незащищенных групп населения и способствовать их полноценному участию в жизни города.

Прозрачность, обеспечиваемая предоставлением в публичный доступ информации о деятельности органов власти, в сочетании с такими формами, как теледемократия (выражение с помощью современных ИКТ мнения населения по тем или иным вопросам, затрагивающим его интересы) и интерактивный диалог, могут обеспечить гораздо более высокий уровень эффективности и ответственности власти.

Использование органами власти прогрессивных технологий и услуг будет способствовать ускорению принятия и обеспечение эффективной реализации нормативно-правовых документов, направленных на защиту интересов граждан, частной и интеллектуальной собственности, на развитие новых форм занятости и организации труда (телеработа), на развитие информационной безопасности, на предотвращение преступлений в информационной сфере и эффективную борьбу с ними, на совершенствование налоговой политики с целью создания благоприятных условий для развития информационного общества.

Для повышения эффективности управления городом необходимо обеспечить для органов власти, управления и городского хозяйства следующие возможности: оперативный доступ к любой информации из существующих баз данных; средства взаимодействия между собой, а также с хозяйствующими субъектами, общественными организациями и гражданами с целью оперативного, согласованного и взвешенного решения сложных экономических и социальных проблем; средства электронного документооборота и контроля за использованием ресурсов города.

Необходимо направить усилия на освоение и использование передовых ИКТ со стороны предприятий города и активное внедрение последних в ключевые сегменты развивающегося нового рынка. Изменение структуры рынка в пользу оказания услуг открывает новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, сферами действия которого становятся: телеуслуги, телемаркетинг, виртуальные финансовые операции, электронная издательская деятельность, индустрия программных средств, “контентная” индустрия, индустрия развлечений, производство мультимедиа и др.

Учитывая важность развития бизнеса для процветания города, необходимо обеспечить поддержку предприятий, в первую очередь малых, путем регулирования тарифов на использование и передачу данных, а также за счет предоставления возможности доступа к информации о преимуществах электронного ведения бизнеса, о компаниях, действующих в том или ином секторе рынка, их услугах и продукции, о соотношении спроса и предложения, о состоянии рынков труда в различных секторах производства, о возможностях подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля. Важно также обеспечить возможность: доступа предприятий к релевантной нормативно-правовой, научно-технической, инструктивно-методической и управленческой информации, в особенности касающейся информационной безопасности, защиты собственности и авторских прав; взаимодействия предприятий с органами власти, управления и городского хозяйства; информационного обмена предприятий между собой и потребителями.

Для развития социальной сферы важно предусмотреть предоставление в публичный доступ информации об учреждениях социального обеспечения, социальных привилегиях для отдельных категорий граждан, формах социального страхования, информации о специализированных товарах и сервисах. Современные технологии позволяют оказывать услуги гражданам, нуждающихся в поддержке – это онлайновое консультирование, оказание электронных медицинских услуг, создание виртуальных сообществ и т.д. Принимая во внимание, что доступ к компьютеру и к сети может стать мощным (и порой единственным) инструментом реабилитации многих членов общества, необходима специальная программа обеспечения вычислительной техникой и по крайней мере модемной связью людей с серьезными ограничениями физических возможностей. Решению социальных проблем может послужить и реализация концепции телеработы, эффективное наполнение и использование серверов служб занятости.

Использование ИКТ может оказать серьезную поддержку науке, способствуя объединению с помощью сетевых технологий интеллектуальных и информационных ресурсов научно-исследовательских и высших учебных заведений города, страны и всего мира; предоставляя ученым возможность участия в телеконференциях; обеспечивая эффективный информационный поиск; открывая доступ через сеть к базам данных по различным отраслям знания, к электронным научным журналам, к электронным библиотекам, к электронным форумам; предоставляя информацию о новейших достижениях в области средств вычислительной техники, программных средств и информационных технологий для научных исследований; публикуя объявления о конкурсах НИОКР, об исследовательских проектах и программах.

В Москве необходимо создать платформу для внедрения передовых ИКТ в образовательные учреждения всех уровней – от школ до университетов, способствовать широкому распространению компьютерной грамотности населения и развитию навыков использования вычислительной техники на протяжении всей жизни, предоставлять возможность доступа через сеть к новейшим методикам и средствам обучения, к электронным учебным пособиям, к курсам для самообразования по самым разным дисциплинам, к развивающим играм. Следует вести речь о реализации концепции пожизненного обучения и повышения квалификации специалистов всех профилей – за счет поддержки виртуальных курсов подготовки специалистов, в особенности в принципиально новых областях деятельности или в областях, претерпевающих существенные изменения в процессе формирования информационного общества.

Содействие развитию культуры может заключаться в интеграции информационных ресурсов отрасли культуры, в обеспечении эффективного обмена информацией между учреждениями культуры, в оперативном информировании о культурных мероприятиях и событиях, в предоставлении доступа к шедеврам культуры, а также к специальной информации через сеть, в помощи развитию системы виртуальных культурных мероприятий.

Развитие ИКТ должно способствовать кардинальному изменению частной жизни людей в сторону уменьшения вынужденных потерь времени, облегчения доступа к ранее недосягаемым услугам, совершенствования стиля жизни. Благодаря использованию новых технологий может быть обеспечен доступ к Интернет и другим сетям передачи данных для неограниченного числа абонентов обычной телефонной связи. Это в свою очередь влечет за собой эволюцию форм досуга населения, его более активное участие в культурной жизни города, расширение круга общения за счет присоединения к виртуальным сообществам по интересам, участия в электронных дискуссионных форумах и т.п. Распространение в частном секторе доступа к широкополосным каналам связи позволит частным лицам эффективно пользоваться разнообразными услугами, предоставляемыми за счет электронного обмена информацией – как общедоступными, так и коммерческими (“виртуальные магазины” с визуализаций выбираемых товаров, заказ путевок с визуализацией выбираемых мест отдыха, заказ билетов на транспорт, осуществление оплаты путем электронных транзакций – “банк на дому” и т.п.), возможностями телемедицины и дистанционного обучения, электронными библиотеками и музеями. Получит распространение такая форма досуга, как посещение виртуальной выставки, концерта, спектакля и т.п.

Темпы конвергенции ИКТ и неизбежное в процессе развития информационного общества изменение социальной структуры общества в пользу усиления среднего класса позволяют спрогнозировать стирание грани между бытом, работой и обучением – использование современных мультимедийных устройств позволит в домашних условиях решить множество задач, связанных с ведением домашнего хозяйства, выполнением служебных обязанностей и постоянным повышением квалификации. Есть все основания предполагать, что распространение этих тенденций в Москве будет достаточно быстрым.

Одним из важнейших направлений интеграции Москвы в информационное общество является совершенствование информационных ресурсов и услуг. Имеющиеся информационные ресурсы должны быть дополнены и организованы в единую логическую систему, простую и удобную для всех категорий пользователей. Эта система должна включать информацию о системе городского самоуправления, о социально-экономическом развитии города и административно-территориальных образований, об объектах городской инфраструктуры; регистрационные и статистические данные о населении, предприятиях и организациях; сведения о финансовых и природных ресурсах города, о землепользовании и землевладении; данные об общественно-политическом развитии города, о сфере производства; о сфере обслуживания; о социальной сфере, о состоянии и охране окружающей среды; о состоянии законности и правопорядка; о некоммерческих организациях и фондах.

Объединение имеющихся и вновь создаваемых внешних информационных ресурсов должно производиться с учетом результатов инвентаризации существующих информационных ресурсов и анализа возможности доступа к ним. Ограничений по количеству и составу предлагаемых сведений в принципе быть не должно, однако на уровне реализации внутренних механизмов сертификации и отбора должен быть обеспечен отсев недобросовестной, недостоверной информации или информации, противоречащей общественным интересам.

Основываясь на позитивном опыте функционирования ряда зарубежных общегородских информационных систем, а также изучении потребностей москвичей, в публичный доступ должны быть предоставлены следующие информационные ресурсы: правительственная информация, новости, право, экономика и финансы, транспорт, здравоохранение, наука, образование, культура и искусство, занятость, туризм, торговля, бытовое обслуживание, общение, политика, религия, спорт.

С точки зрения предоставления информационных услуг следует вести речь о трех различных типах последних: базовые (общедоступные), продвинутые и эксклюзивные. Реализованы эти услуги могут быть на базе телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий, вычислительных и информационных ресурсов Москвы с помощью сервис-провайдеров, контент-провайдеров и специальных общественных устройств (инфоматы, банкоматы, электронные турникеты и т.п.). Соответственно, для расширения спектра услуг, увеличения их числа и интенсивности необходимо развивать все перечисленные составляющие.

Необходимо стремиться к тому, чтобы общедоступные услуги, предоставляемые, как правило, под эгидой органов власти и управления города, могли быть получены как в специальных публичных точках доступа (киоски самообслуживания, публичные библиотеки), так и через сеть – дома или на рабочем месте. Доступ к базам данных и услугам общественного пользования может быть организован как на безвозмездной основе, так и за приемлемую для разных категорий пользователей плату. Регулирование доступа к базам данных и услугам, требующим авторизации и оплаты, целесообразнее всего производить с помощью специальных смарт-карт.

Широкий спектр услуг, включая вышеперечисленные, может быть оказан пользователям на базе публичных библиотек, которые по праву считаются главным инструментом развития информационного общества на локальном уровне. Здесь пользователям могут быть обеспечены: доступ к имеющимся электронным каталогам библиотек, к World Wide Web (всемирной информационной “паутине”), к электронным журналам и СМИ, к электронным библиотекам, к мультимедийным учебным материалам, к электронным материалам досугового характера; поддержка в поиске глобальных информационных ресурсов; оценка достоверности полученных данных; помощь в изучении возможностей для образования и обучения; интерактивное взаимодействие с депутатами, специалистами, объединениями; участие в виртуальных мероприятиях; помощь в поиске Интернет-сообществ по интересам и многое другое.

К платным услугам следует отнести размещение рекламы и объявлений, а также ряд специализированных сервисов, соединяющих возможности электронной коммерции и технологии мультимедиа – видео по заказу, виртуальные магазины (с доставкой по городу), электронные биржи; электронные экскурсии и путешествия, а также заказ, бронирование и оплата (и даже доставка некоторых) товаров и услуг.

Номенклатура всех видов услуг должна уточняться на основе регулярного маркетинга и оценки рентабельности. В качестве средств предоставления доступа к информационным ресурсам и услугам в рамках ОИС будут: традиционная электронная почта, теле-, аудио- и видеоконференции, Интернет-телефония, различные приложения компьютерных видеотехнологий.




Ершова Татьяна Викторовна — исполнительный директор Института развития информационного общества, председатель комиссии Общественного экспертного совета Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение"

Хохлов Юрий Евгеньевич — канд. физ.-мат. наук, председатель Совета директоров Института развития информационного общества, председатель Общественного экспертного совета Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение"


© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 14 - 19.