Своевременный и полезный учебник об основах парламентской деятельности (рецензия на книгу С.Ф. Гребениченко «Основы парламентской деятельности»



С.В. Орлов, В.П. Давидов, М.В. Васильев



Институт парламентаризма является одним из важнейших рычагов становления гражданского общества. Особенно важен этот институт в странах, переживающих переходный период. Сами по себе принципы парламентаризма представляют собой в то же время и основы демократии – выборность, открытость, состязательность, соблюдение определенных правил. Поэтому в последнее время интерес к проблемам становления парламентаризма, к опыту деятельности парламентов различных стран мира постоянно растет. Изучение этого опыта становится одним из важных направлений научной и педагогической деятельности.

Новая работа академика РАЕН, доктора исторических наук, профессора С.Ф. Гребениченко посвящена основам парламентской деятельности* , т. е. анализу тех базовых элементов работы парламентов различных стран, которые являются инвариантными и тем самым дают студентам необходимое и качественное представление о парламентаризме как общественном институте в целом. Следует подчеркнуть, что этот учебник являет собой очень интересный, причем – что особенно важно – первый в отечественной политической науке авторский курс, в котором излагаются фундаментальные основы парламентской деятельности.

В работе широко представлен международный опыт парламентаризма. Кроме того, студентам полезно знать и опыт парламента России и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, умело обобщенный на страницах данной книги и который, кстати, до сих пор был очень слабо отражен в публикациях по данной тематике.

В данном учебнике всесторонне анализируются такие важные для понимания законодательной деятельности вопросы, как устройство парламента, структура его органов и их функции, особенности работы комитетов, комиссий парламентов в России, США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, Индии, Венгрии, ряде латиноамериканских государств.

Отдельная глава книги специально посвящена анализу работы аппаратов парламентов в различных странах. При этом выделяются научные принципы их организации – комплексность, оптимальность полномочий различных структур и их численности, разделение и кооперация труда, внепартийность должностных отношений, ориентация на высокий конечный результат законотворческой и представительной деятельности. Дается широкий обзор опыта построения и работы аппаратов парламентов в субъектах Российской Федерации и за рубежом.

Рекомендуя данную книгу, следует отметить высокую научную значимость и методологическую ценность ее вводной главы, посвященной разделению властей. Несмотря на известность и исследованность этой проблематики (в том числе и благодаря работам самого С.Ф. Гребениченко), сегодня она приобрела особое звучание. Дело в том, что принцип разделения властей является непременным атрибутом современного государства, и по тому, какое место в системе власти занимает законодательный орган, можно судить о наличии или отсутствии самостоятельного и, стало быть, реально действующего парламента.

Особенно важны и полезны для студентов материалы, представленные в главах IV – VII, которые посвящены собственно деятельности парламентов. Здесь анализируются такие важные вопросы, как полномочия, права и обязанности парламентариев и их объединений, институт парламентских запросов, контрольные функции парламента; проблемы, связанные с реализацией парламентских расследований; работа депутатов в избирательных округах (контроль исполнения законов, постановлений парламента, прием населения, практическое решение волнующих людей вопросов).

Кроме того, детально рассматриваются проблемы, связанные с образованием, формированием и деятельностью фракций и депутатских объединений в парламенте, а также принципы их представительства в комитетах. Здесь же затронуты и такие вопросы, как роль, функции и полномочия помощников депутатов как в самом парламенте, так и в избирательных округах. То есть автором собран и профессионально проанализирован огромный объем материала, благодаря чему заинтересованный читатель сумеет найти убедительные ответы на многие вопросы относительно устройства и работы парламентов различных стран мира, а также получит возможность познакомиться с интереснейшим опытом функционирования законодательных органов власти различных субъектов Российской Федерации.

Планированию работы парламента и эффективному обеспечению организации его заседаний посвящена специальная глава. Здесь рассматриваются: общие вопросы функционирования Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов отдельных субъектов Федерации; специфические функции Председателя парламента или его палат; функции заместителей (их количество, распределение полномочий); право депутатов на выступление; проведение «правительственных часов»; организация заседаний комитетов, а также аппаратная поддержка работы парламента и его органов.

Множество интересного для себя материала найдет читатель в главе, посвященной вопросам парламентского голосования. Здесь, помимо прочего, представлена оригинальная аналитическая модель, которая отображает процесс принятия решения парламентарием во время голосования. Условно выделены четыре стадии этого процесса: две первые имеют место до голосования по законопроекту (когда на депутата может воздействовать целый ряд факторов, включая различного рода информацию, результаты обсуждений и т.д.), третья стадия – это само голосование (т. е. итог всех воздействий), четвертая – социальные и политические последствия того или иного коллективного решения, полученного в результате голосования.

Собственно нормотворческие функции парламента и опыт организации законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах изложены в заключительной главе исследования. Такой порядок изложения материала, несомненно, логичен. Лишь после того, как читатель получит общее представление о структуре законодательного органа власти, основах его работы, следует рассматривать определенные Конституцией функции парламента. Кто обладает правом законодательной инициативы, каков порядок внесения законопроекта в законодательный орган, как должен быть оформлен законопроект, какие стадии он проходит в палате (или палатах) парламента – все эти вопросы законодательной процедуры изложены в данном учебнике в полном объеме, причем самым доступным языком. Подробно описан весь цикл работы над законопроектом: предварительное рассмотрение, парламентские слушания, чтения на пленарных заседаниях (включая их порядок и количество), внесение и принятие поправок, рассмотрение альтернативных вариантов, оформление принятых законов, организация контроля исполнения принятого постановления.

Кроме того, читатель получает информацию о том, как ведутся стенограммы заседаний парламента (палаты), как оформляются протоколы заседаний его структурных подразделений, как работают информационно-аналитические системы, как оформляются те или иные решения законодательного органа, кто именно должен их подписывать. Это те самые рабочие моменты, без которых картина деятельности современного парламента будет неполной.

Книгу завершает обширный обзор исторического и современного опыта парламентаризма, в котором формулируются общие функции парламента: представительная, законодательная, контрольная, обеспечения политической гласности, легитимации власти, ее институтов. Отмечается, что законодательная функция парламента проявляется постольку, поскольку конечным результатом его деятельности является именно создание каких-либо правовых норм, которые несут функцию регуляции поведения. Таким образом, в итоге деятельности парламента складываются и определенная структура общества, и правила поведения социума.

В заключение еще раз подчеркнем крайнюю важность и удивительную своевременность учебника о фундаментальных и прикладных основах парламентской деятельности. Эта книга, в основу которой положен личный опыт парламентской работы автора, по нашему глубокому убеждению будет широко востребована студентами и преподавателями и действительно послужит хорошим подспорьем всем, кто интересуется вопросами современного парламентаризма.


Орлов Степан Владимирович - Депутат Московской городской Думы кандидат экономических наук.

Давыдов Валентин Петрович - Государственный советник РФ доктор философских наук.

Васильев Макар Валерьевич - Начальник информационного управления Института социальных инициатив.


© Информационное общество, 2004, вып. 2, сс. 67-68.