Дистанционное обучение (ДО) бурно развивается во многих странах мира, однако, для России это относительно новый вид образования. Одной из основных характеристик ДО является опора на современные средства передачи образовательной информации, с помощью которых образовательный процесс обеспечивается необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети и т.д. Использование методов ДО позволяет расширить рамки традиционного обучения, обеспечивая естественную потребность в знаниях.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Однако для их эффективного применения в процессе приобретения знаний и формирования интеллектуальных умений необходимо согласованное развитие как технологических, информационных, так и дидактических и методических его составляющих учебного процесса. Объединение педагогических и информационных технологий образования привело к созданию качественно новых предметных учебно-методических комплексов, так называемых учебно-информационных комплексов (УИК) [1]. Это новые системы, которые можно рассматривать как универсальные дидактические структуры, интегрирующие свойства, необходимые для различных форм обучения, и синтезирующие продуктивные дидактические и современные информационные технологии. Их отличие от учебно-методических комплексов в том, что существенным компонентом в их структуре является дидактическая компьютерная среда, ориентированная как на локальные, так и на сетевые варианты информационных технологий.
УИК выполняет несколько функций в учебном процессе:
1. включает в себя содержание учебного предмета, как и в традиционных учебниках;
2. отражает методику изучения указанного содержания как в учебниках для учителей (по методике преподавания предмета);
3. содержит новую форму учебных материалов — информационную компоненту комплекса, имеющую несколько модификаций, связанных с применением компьютеров и компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе;
4. ориентирован на разнообразные формы обучения: классно-урочная форма, самообразование и ДО.
Таким образом, схематично структуру УИК можно представить так: "информация + методика + компьютер". Такие комплексы могут разрабатываться по конкретной дисциплине или по отдельным темам.
В настоящее время на математическом и физико-техническом факультетах КубГУ разрабатываются и успешно внедряются в обучение в различных регионах РФ учебно-информационные комплексы для базовой и высшей школ, а также формируются их web-ориентированные версии. Они размещаются на сервере КубГУ "Библиотека электронных учебных пособий": http://mschool.kubsu.ru/. К ним относятся: школа "Абитуриент", типовые расчеты для студентов инженерно-технических специальностей (по математическому анализу, теории вероятности), задачи математических олимпиад, электронный сборник упражнений по педагогике, "Квадратичная функция" и др. В комплексах используются как традиционные формы представления информации в печатном виде, так и различные варианты её компьютерной интерпретации (интерактивная, мультимедийная, web-ориентированная).
Основными составляющими блок-схемы структуры УИК являются:
1) база данных учебных заданий: типовые расчеты, индивидуальные упражнения, контрольные работы, задачи-тренажеры, тесты;
2) учебно-методические материалы: нормативные документы, справочники теоретических сведений и методов решения задач (методические указания к решению задач, примеры выполнения типовых расчетов и тестовых задач, сборники ответов);
3) интерактивный блок (автоматизированные системы тестирования в режимах тренажера, тест-контроля со статистической информацией, системы интерактивных обучающих задач);
4) программные продукты дидактического назначения, образующие систему информационной поддержки УИК. В них можно выделить две группы: программы, с помощью которых организуется учебный процесс (автоматизированные обучающие программы, учебные web-сайты, подпрограммы (файлы) – решатели учебных задач, программы-демонстраторы и т.д.) и программы, позволяющие разрабатывать новые или модернизировать уже имеющиеся элементы УИК;
5) коммуникативный блок, осуществляющий обратную связь посредством электронной почты, гостевых книг, интернет-консультаций.
В качестве примера остановимся на УИК "Квадратичная функция", web-версия которого размещается на упомянутом выше сервере по адресу: http://mschool.kubsu.ru/parabola/ index.htm
Указанный УИК состоит из системы блоков, выполняющих определенные дидактические цели с помощью специфических педагогических технологий.
1. Знания об основных формулах и правилах решения квадратных уравнений формируются с помощью цепочной эстафеты квадратных уравнений, а также набора заданий "фасетного теста" (это многофункциональные практические задания сложной структуры, охватывающих большой объем тем), состоящий из большого массива элеметов-фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.
2. Задания на установление последовательности действий — ситуационные тесты, посредством которых в учебный процесс внедряются приемы алгоритмизированного обучения и формируются умения выполнения учебных действия на основе общих ориентиров (тесты УП).
3. Межпредметные связи с курсом физики отражены в динамических плоских моделях на масштабных полях, содержащих множество учебных ситуаций и используемые для формирования знаний — блоки "калейдоскоп задач", "стадион и полигон".
4. Тестовые задания "Да-нет", разработанные с учетом психологических рекомендаций, нацелены на развитие мышления, способности рассуждать, анализировать, а качество знаний оценивается в соответствии с несколькими факторами.
5. Блок "интеллектуальная лабильность" выполняет функции диагностики и качества знаний, в котором также заложены различные факторы знаний и умений.
6. Закрепление умений решать квадратные уравнения успешно выполняется благодаря комплексным обучающим играм (ролевые, имитационные, сюжетные) с особым набором методических приемов, обеспечивающих высокую активность и увлекательность. Для каждого из практических блоков разработана оценочная шкала, и результаты интегрируются в единую рейтинговую систему.
Практика показала, что применение интернет-технологий в учебно-информационных комплексах существенно обогащает процесс обучения. Благодаря синтезу педагогических и информационных технологий в ДО формируется мотивационная основа учения, стимулируется активная самостоятельная работа, интеллектуальное развитие учащихся. При этом обеспечиваются условия трансформации учебных материалов в интерактивные варианты, что дает возможность применения современных информационных технологий; расширяются возможности контроля и самоконтроля; обеспечивается разработка инструментальной программной оболочки, которую можно наполнять различным содержанием.
Кроме того, использование на web-страницах графики, элементов форматирования, таблиц, гиперссылок создает обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации.
Разработка учебно-информационных комплексов, основанная на синтезе педагогических и компьютерных технологий может стать новым образовательным направлением в развитии частных методик школьного обучения, а также в системе профессиональной подготовки специалистов.
Литература
1. Грушевский С.П., Архипова А.И. Проектирование УИК./ Учебная монография.// Краснодар, 2000 г.
2. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник физики.// Краснодар, Альманах "Школьные годы", 2000, №7.
Брегеда Игорь Дмитриевич - кандидат физико-математических наук, проректор по дистанционному образованию, зав. кафедрой современных технологий обучения физико-технического факультета Кубанского государственного университета
Грушевский Сергей Павлович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории функций Кубанского государственного университета
Крымская Екатерина Борисовна - преподаватель кафедры современных технологий обучения физико-технического факультета Кубанского государственного университета