Роль и место бизнес-образования в контексте развития

информационного общества

___________________________________

Н.В. Тихомирова, С.А. Кочерга



Статья рекомендована Ю.Е. Хохловым 17.01.2012

Аннотация

Сегодня мы уже находимся не на пороге, а внутри информационного общества, развивающегося на базе информационно-коммуникационных технологий. Знания быстро устаревают, информация постоянно обновляется, соответственно, возникает необходимость в непрерывном и доступном образовании. Это в полной мере относится и к бизнес-образованию.

Ключевые слова:

глобализация образовательного процесса, бизнес-образование, модернизация образования, ИКТ, e-learning, дистанционное бизнес-образование, непрерывное обучение.


Жить - значит непрерывно двигаться вперед

Сэмюэл Джонсон


Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, глобализация экономики, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему высшего профессионального образования.

Информационное общество ставит перед системой образования новые задачи: овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (креативного), а не репродуктивного типа мышления; дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность»; ориентация знаний на практическое применение [1]. В.В. Путин отмечает: «Мы должны проявлять способность реагировать на запросы общества, которые все более усложняются, а в условиях «информационного века» — приобретают качественно новые черты» [2].

Переход от индустриального общества к информационному обществу характеризуется многими чертами, одной из которых является то, что информация и знание становятся одним из основных факторов развития и структурирующим социальным фактором, под воздействием которого меняются формы экономической деятельности и социальные взаимоотношения. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса будущего имеют огромное значение для любого общества и государства [3].

Новая экономика основывается в первую очередь на знаниях и информационных технологиях, которые, превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития. При этом речь идет как о всемерной доступности знаний, так и об изменении их структуры – с акцентом на умении разбираться в быстро возрастающем потоке информации, на повышении квалификации, профессионализма при одновременном расширении кругозора и развитии творческих способностей.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Следует отметить, что кардинально трансформируется отношение государства к образованию. Совершенно логично, что задача реформирования профессионального образования решается системно и планомерно, следовательно, и действия должны носить целенаправленный и комплексный характер. Приоритетными являются вопросы гарантии качества образования, разрабатываются механизмы повышения научного потенциала, определяются наиболее перспективные области подготовки кадров, которые в перспективе смогут наиболее эффективно реализовать свой потенциал.

Для обеспечения качества образования большое значение имеет разработка национальных стандартов оценки качества профессионального образования, гармонизированных прежде всего с требованиями Болонского процесса, но сохраняющих опыт и достижения российского образования.

Новые тенденции развития государства требуют разработки и реализации соответствующих направлений государственной политики.

На сегодняшний день руководством страны уделяется особое внимание социально-экономическим преобразованиям государства и общества. Образование – одно из приоритетных направлений развития государства и общества.

Президент Российской Федерации и премьер-министр Российской Федерации в посланиях и поручениях определяют развитие всей системы образования приоритетным направлением государства и общества: к 2020 году в России необходимо создать целую сеть университетов мирового класса; система образования и воспитания России должна отвечать вызовам нового времени, не отказываясь от главного достижения – доступности образования; необходимо формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей; нужно практико-ориентированное образование; в разработке профессиональных стандартов должны принимать участие работодатели, бизнес, профессиональные союзы; необходима интеграция в мировую систему образования; совершенствование системы образования и науки, поощрение международной кооперации в инновационной сфере, поддержка в высших учебных заведениях духа свободного творчества.

Согласно Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации до 2015 года, основу государственного сектора науки и высшего образования в перспективе должны составить технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные учреждения [4].

В этот период предусматриваются реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, трансформация организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях [5].

На законодательном уровне утверждены программы и концепции по модернизации образования в Российской Федерации.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определяется, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [6].

Приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования [7].

Утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, согласно которой одним из приоритетных направлений является участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой [8].

Также определено, что развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере [9].

Основными направлениями в области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий являются: развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт); создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией; создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием; повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий [10].

Принят ряд федеральных законов, направленных на модернизацию образования, в том числе: об автономных учреждениях, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.

В феврале 2012 г. внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Согласно данному закону, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования может применяться электронное обучение [11].

Отдельные программы разработаны на региональном уровне, так в январе-марте 2007 года состоялся первый конкурс субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На конкурс поступили заявки от 53 субъектов Российской Федерации [12].

В контексте всех инновационных изменений и преобразований роль образования на современном этапе развития России определяется задачами развития демократического правового государства, инновационного развития экономики, -необходимостью создания механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Профессиональное образование должно отвечать вызовам информационного общества, удовлетворяя потребности всех субъектов образования, в том числе требованиям совмещения обучения и профессиональной деятельности, гибкости и доступности, с возможностью получения непрерывного образования вне зависимости от местонахождения. Для этого необходима соответствующая коммуникативная среда, способствующая решению этих задач. Сегодня вузы России удовлетворяют потребность в кадрах менее чем на 40%. Однако посадить за парты даже половину работающего контингента невозможно. Единственно возможным решением является применение технологий e-learning (электронного обучения). Они дают возможность обучаться автономно и в собственном ритме, учитывать индивидуальные потребности при разработке контента и быстро (в течение 1-2 часов) его корректировать. «Это становится особенно актуальным в эпоху, когда бизнес осуществляется «со скоростью мысли», - сказал Владимир Павлович Тихомиров. - Информационные технологии революционизировали не только бизнес, но и образование, наиболее эффективно развиваясь в образовании взрослых». Философия обучения в течение всей жизни получает продолжение в формате e-life-long-learning (долгосрочное обучения в течение жизни) [13].

Дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению – smart education (умное образование). Речь идет уже не столько о технологиях, сколько о новой философии образования. Smart education подразумевает объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий [14].

Вуз должен учить студентов жить на уровне наиболее прогрессивных идей своего времени, на уровне культуры своего времени; должен быть интегрирован в окружающую действительность и предлагать собственный культурный, профессиональный и научный взгляд на главные темы дня.

Трансформировались приоритеты в работе преподавателя, современный преподаватель должен не только владеть технологиями, но и понимать концепцию, превратиться из источника информации в проводника в глобальный мир знаний.

Требования российского рынка труда являются приоритетными, но при этом важны и требования иностранных бизнес-сообществ – и те, и другие, на наш взгляд, должны играть важную роль в оценку качества выпускника. В сложившихся условиях укрепление позиций российского профессионального образования является стратегическим приоритетом России, в том числе с точки зрения удовлетворения информационных, образовательных и культурных потребностей наших граждан и соотечественников.

Сегодня большинство российских организаций оказались перед необходимостью преодоления отставания в сфере бизнес-образования собственных работников, без чего невозможна интеграция в инновационную экономику XXI в. [15] .

Вопросы модернизации образования, развития конкурентных преимуществ, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно реагирующую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества, являются предметом обсуждения в государственных органах власти.

Образование ориентируется на принципы инновационной экономики, основанной на знаниях, на реализацию философии обучения в течение всей жизни. Демографическая ситуация и диспропорция профессиональной квалификационной структуры и спроса на рынке труда также оказывают влияние на реформы в образовании.

Происходит трансформации и самих учебных заведений: изменяются организационно-правовые формы деятельности, развиваются новые формы и механизмы оценки контроля качества деятельности, внедряются различные модели финансового обеспечения, усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, позволяющих внедрять гибкое и всеохватывающее образование, формирует одно из ключевых направлений развития современного образования.

Меняются тренды современного отечественного бизнес-образования:

1. Прагматизация программ с учетом потребностей бизнеса. Не примитивизация, а скорее оптимизация – или реальная контекстуализация под нужды конкретного предприятия.

2. «Обизнесвление» моделей управления школами бизнеса. Исчезают кафедры, возникают проектные команды, внедряется проектное управление школами бизнеса в целом, радикально меняются критерии успешности их работы.

3. Прагматизация оценки работы преподавателя. Главным становится умение донести до слушателя современные бизнес-знания и убедительно показать возможность их применения. Отсюда требование к преподавателю вести прикладные исследования, заниматься бизнес-консультированием, применять современные методики обучения [16].

Современное бизнес-образование базируется на трех важных составляющих: теоретические знания; практические знания и бизнес-кейсы; адаптация к информационным технологиям.

Массовая тенденция – сокращение обучения по времени: руководители постоянно испытывают потребность в том, чтобы в максимально короткое время получить знания в тех новых направлениях, которые появляются на рынке. Бизнес-школы и вузы при этом выступают в роли актуального фильтра, который помогает слушателю сориентироваться в море информации и получить для себя эффективные, а главное, практически ориентированные знания.

Новые потребности слушателей формируют иные требования к бизнес-образованию. Оно должно стать гибким, индивидуализированным, доступным в любом месте пребывания обучаемого и в любое время суток. Все это требует внедрения новых форм взаимодействия слушателей, профессорско-преподавательского состава и персонала, новых форм разработки и доставки учебного материала, наличия и предоставления лучшего контента как в обычном, так и в электронном виде, обеспечения открытого доступа к образовательным ресурсам. При этом отечественные учебные планы и программы должны соответствовать планам и программам бизнес-школ, являющихся мировыми лидерами. Для адаптации российского бизнеса к новым условиям необходимо прежде всего изменить существующие программы бизнес-образования, отказавшись от устаревших концепций и подходов.

Из года в год растет популярность дистанционного бизнес-образования с применением технологий электронного обучения, которые повышают уровень овладения знаниями слушателей по любой учебной дисциплине и способствуют их становлению как конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является признанным лидером в области разработки и внедрения современных методов обучения и инновационных технологий электронного обучения. Почти 20 лет университет ведет активную деятельность в сфере внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий. Программы дистанционного бизнес-образования МЭСИ удачно сочетают в себе лучшие традиции и современные методики передачи знаний, что делает их максимально приближенными по эффективности к очным программам.

Большинство компаний сейчас пришло к выводу, что необходимо активное внедрение инновационных методов обучения с использованием всех доступных технических возможностей. Кризис показал, что чем более пассивна компания в модернизации собственной образовательной базы, тем сильнее она подвержена влиянию деструктивных факторов окружающей обстановки [17].

Образование не должно быть привязано к какому-либо конкретному месту (заданию). Обучение с каждым днем становится все более мобильным, обеспечивая доступ к учебным материалам и обучающим курсам при помощи существующих средств коммуникации: компьютеров, мобильных устройств и т.д.

Преподаватели, которые дополнительно к аудиторным занятиям активно используют инструменты электронных сред и социальных сетей, отмечают очевидные следующие преимущества такой формы взаимодействия с учащимся, в том числе: возможность обучения в «близких» учащемуся информационных средах; преодоление территориального и организационного барьера; постоянная поддержка учащегося, взаимодействие с преподавателем; возможность коллективной работы, развитие межпрофильных работ; широкие возможности для открытых дискуссий по теме; широкие возможности для обмена информацией и лучших практик; обучение в течение жизни – непрерывность; развитие принципа «обучение как стиль жизни».

В качестве основных преимуществ электронного обучения можно выделить следующие: доступность для всех социальных групп и уровней образования; доступ большого количества пользователей в режиме 24х7х365; индивидуальные траектории обучения; единый репозиторий электронного контента; легкая масштабируемость; возможность использования в качестве точек доступа к информационным ресурсам отделений связи, библиотек, школ, муниципальных органов управления и др.; возможность постоянной актуализации контента; мониторинг пользователей.

Благодаря электронной среде обучения «Виртуальный кампус» слушатели МЭСИ всегда имеют доступ к учебной информации: программам учебных дисциплин, методическим указаниям и рекомендациям, графику изучения дисциплины, учебникам и пособиям, тестам, контрольным вопросам, практикумам, задачникам, презентациям, видеолекциям. В информационно-справочной среде МЭСИ в распоряжении слушателей – учебные планы, график учебного процесса, распоряжения, электронная доска объявлений, сведения о преподавателях, кафедрах, учебных корпусах. Учащиеся получают расписание на свои мобильные телефоны и карманные компьютеры (рис.1).


Рис. 1. Единая образовательная среда МЭСИ


Большинство преподавателей вузов оторваны от реального бизнеса и не всегда могут найти диалог со своими слушателями, являющимися реальными участниками бизнеса. Практико-ориентированность, использование инновационных принципов, сокращение времени обучения – таковы сегодня ожидания слушателей бизнес-программ, и именно их должны стремиться оправдать провайдеры бизнес-образования.

Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, умеют работать в команде, отличаются конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности, конкурентоспособны, мобильны.

Широкое использование современных информационных и компьютерных технологий является реакцией на социально-экономическую глобализацию и вместе с тем – фактором усиления общемировых интеграционных тенденций.

Современный слушатель, в совершенстве владеющий информационными технологиями, пригодными для общения, работы, обучения в любом месте, в любое время, в любом формате, как правило, является участником сетевого бизнес-сообщества. Современные менеджеры лучше воспринимают информацию в близких им высокотехнологичных парадигмах, таких как интернет, аудио- и видеографика, гипертекст, вики, система обмена короткими сообщениями и т.д. Именно таких профессионалов ожидает бизнес-сообщество, работающее в аналогичных информационных средах. Слушатели хотят научиться управлять своим временем, не запоминать большое количество информации, владеть современными системами быстрого поиска и анализа сетевой информации по интересующим его предметам.

Меняется облик не только обучаемых, но и обучающих. Научно-педагогические кадры должны отвечать требованиям той аудитории, в которую они вносят знания. Задача преподавателей не только дать хорошую прикладную базу по своему курсу, но и обратить внимание слушателей на инновации, которые могут быть им полезны в перспективе.

Прогрессивные университеты рутинную кадровую работу меняют на инновационные формы управления персоналом. Посредством комплекса мер, направленных на эффективный подбор и расстановку кадров, формирование всеобъемлющей системы повышения квалификации для всех категорий персонала, обеспечение социальной защищенности преподавателей и развитие позитивной социальной среды в вузе, совершенствование системы материального стимулирования деятельности сотрудников, формируются условия профессионального и личностного роста научно-педагогических кадров.

Опыт МЭСИ показывает, что для успешного развития университета необходима комплексная программа по развитию персонала университета, на основе компетентностного подхода, и это, безусловно, задача руководства вуза. Основанная на компетентностном подходе модель обучения персонала ориентирована на стратегическое направление вуза, формирование навыков и компетенций, позволяющих повышать конкурентоспособность не только преподавателя, но и вуза в целом.

Результатом инновационных процессов в экономике и науке стало внедрение в образовательные процессы новых информационных технологий, использование различных форм дистанционного обучения на основе современных достижений науки и техники в сфере информации и информатизации.


Рис. 2. Информационное общество


Социально-экономические реформы и преобразования, происходящие в государстве, во многом определяют развитие системы российского бизнес-образования. Социологические исследования показывают, что 50% должностей, которые будут популярны через 10 лет, сегодня еще не изобретены [18]. Одной из первостепенных задач вузов является своевременное реагирование на глобальные изменения в экономике и социальной сфере.

Стоящие сегодня глобальные задачи перед системой образования России возможно реализовать лишь посредством изменения подхода к образовательной системе – как со стороны государства, так и со стороны бизнес общественности, в части изменений требований, критериев оценки, программ обучения.

Мы должны перейти от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. Только оно позволит каждому человеку отслеживать реалии экономики, развития общества, мира, быть успешным в течение всей жизни. И тут университеты как базовые ячейки развития культуры, генерации и развития знаний могут и должны сыграть неоценимую роль [19].

Литература:

1. Информационное общество vs образование // URL: http://ntihomirova.livejournal.com/23060.html (дата обращения: 14.02.2012)

2. Официальный сайт РИА Новости // URL: http://www.ria.ru/politics/20120206/558118465.html (дата обращения 10.02.2012).

3. Хохлов Ю.Е. О месте электронных библиотек в информационном обществе// URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part2/Hohlov (дата обращения: 14.02.2012).

4. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации // URL:http://mon.gov.ru/press/reliz/2180/ (дата обращения: 26.07.2011).

5. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 568 «О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы"».

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6653307/ (дата обращения: 14.02.2012).

7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)»// Собрание законодательства РФ, 30.01.2006, N 5, ст. 589.

8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. N 34. 16.02.2008.

9. Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // Российская газета. N 46. 02.03.2012.

10. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации // URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/reg/ (дата обращения: 14.02.2012).

11. За рамками технологий. E-learning развивает инновации // URL:http://www.mesi.ru/about/press/releases/detail/1779/ (дата обращения: 04.05.2011).

12. Официальный сайт Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) // URL: www.mesi.ru/upload/doc/about/Tihomirov.doc (дата обращения: 14.02.2012).

13. Магура М.И. Корпоративная система подготовки руководителей как конкурентное преимущество // Управление персоналом. 2011. N 2. С. 59-64.

14. Обнадеживающие сигналы для MBA // URL: http://news.rambler.ru/8874677 (дата обращения: 14.02.2012).

15. Современные тенденции в бизнес-образовании // URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?2681

16. Современные тенденции в бизнес-образовании // URL:http://www.top-personal.ru/issue.html?2681 (дата обращения: 26.07.2011).

17. Официальный сайт РИА Новости // URL: http://www.rian.ru/society/20080409/104211786.html (дата обращения: 26.07.2011).

___________________________________

Тихомирова Наталья Владимировна
Доктор экономических наук, профессор,
ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Кочерга Светлана Александровна
Кандидат юридических наук, доцент,
проректор по кадровому и правовому обеспечению
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ),
заведующая кафедрой информационного права МЭСИ


© Информационное общество, 2012 вып. 2, с. 26-36.