Правительство-население: диалог в виртуальном пространстве
В.Е. Иванов
Сегодня в большинстве развитых стран мира создаются государственные интернет-порталы. Эти проекты получили название «Электронное Правительство». На первоначальном этапе функция государственных интернет-порталов достаточно ограниченная – информационно-справочная. Планируется, что все властные структуры (Президент, Парламент, Правительство, министерства, ведомства и т.д.) создадут свои интернет-сайты, которые станут составными частями единого государственного (правительственного) интернет-портала. В России над проектом «Электронного Правительства» работают Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство экономического развития и торговли, другие министерства и ведомства. В число разработчиков входит и Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ.
В конце 1999 года состоялась презентация информационного сервера Правительства РФ www.government.gov.ru. Открыты официальные сайты Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ, Судебной власти РФ, Совета Безопасности РФ и региональных органов федеральной власти. На конец октября 2000 года свои сайты имело более половины Федеральных министерств и ведомств (54%), причем процент министерств, имеющих свои представительства в Интернете, возрос до 87,5%. В самое ближайшее время эта цифра достигнет 100%, после чего предполагается объединить все эти сайты на одном портале. В перспективе там же будут размещаться и сайты местных органов власти.
Таким образом, первый этап создания сети сайтов органов государственной власти, реализующих информационно-справочную функцию, и их объединения в рамках портала «Электронное правительство» близится к успешному финишу. Вторым этапом могло бы стать предоставление населению некоторых услуг, как, например, уплата налогов и ответы на запросы граждан (преимущественно информационные). Далее, на третьем этапе развития государственного интернет-портала возможна реализация интерактивных форм общения с населением — создание специальных конференций, экспертных советов и т.д. Причем, как предполагается, участвовать в коммуникации смогут при желании все граждане страны.
Однако, прежде чем расширять функции портала, следует решить проблемы, с одной стороны, эффективного использования неограниченных возможностей обратной связи с населением, а с другой – учета специфических особенностей общения в виртуальном пространстве Интернета.
И здесь встает вопрос: какой же стратегии придерживаться, выстраивая отношения с пользователями портала? От того, как он будет решен, зависят и многие другие, более частные, вопросы, возникающие в связи с функционированием «Электронного правительства».
Так, на сегодняшний день не решен вопрос о целесообразности получения жалоб от населения по электронной почте, поскольку нет регламента для работы с таким видом обращений граждан (обращение через электронную сеть может быть приравнено к анонимному, а, значит, не должно рассматриваться). Принципиально важно также решить, как дифференцировать и оценивать выявленные посредством интерактивных форм общения разноплановые, по-разному мотивированные мнения людей.
В соответствии с теорией социального управления, разработанной отечественной наукой (Институт социологии РАН, автор — доктор психологических наук, профессор Т.М. Дридзе), предлагается, как наиболее отвечающий современному развитию общества, вариант социально ориентированного управления или управления с обратной связью, связанного с поиском диалога с аудиторией, ориентированного на партнерство. Здесь же разработаны и технологии проведения социально-диагностических и социально-проектных работ, не имеющие аналогов в мире. Одной из отличительных особенностей этих технологий является возможность дифференцировать аудиторию по социоментальным признакам, что принципиально важно для анализа процессов общения в Интернете, где электронный собеседник может при желании приписать себе любые качества, не соответствующие действительности (то есть — своему полу, возрасту, месту жительства, образованию, роду занятий, направленности своих интересов, материальному положению и т.д.), кроме своих навыков адекватно понимать и интерпретировать воспринятое.
И поскольку портал «Электронное правительство», бесспорно,– коммуникативный орган социального управления, применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство «правительство-население», благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала на важнейшие правительственные решения, причем с дифференциацией этих реакций по социоментальным признакам, а также эффективно реализовать идею социального участия населения в решении социально значимых проблем.
Создание диалогического пространства «правительство-население» (G2C) в сети Интернет будет способствовать и созданию положительного образа российского правительства в глазах его пользователей.
Иванов Валентин Евгеньевич -
сотрудник Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ
© Информационное общество, 2000, вып. 6, с. 42 - 43.