Информационная безопасность в глобальном информационном обществе становится одной из главных составляющих безопасности экономической, политической, социальной. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Недопустима ситуация, при которой многие из городских информационных систем и ресурсов имеют высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или умысла обслуживающего персонала.
Городская целевая программа «Электронная Москва», в полной мере осознавая важность этой проблемы, уделяет ее решению самое пристальное внимание. Безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся здесь основополагающими требованиями. В качестве первоочередных мер названо осуществление комплексного подхода к обеспечению требований информационной безопасности, привлечение высокопрофессиональных специалистов к решению задач информационной безопасности, а также ряд других мер.
К основным направлениям обеспечения информационной безопасности в ГЦП «Электронная Москва» можно отнести:
В новой городской программе четко сформулированы цели создания системы информационной безопасности. Это:
По пункту 1 запланировано создание нормативно-правовой базы информационной безопасности города Москвы, что включает в себя:
По пункту 2, создание и развитие системы удостоверяющих центров, запланировано проектирование системы удостоверяющих центров города и создание пилотного образца. Далее предусмотрены реализация и развертывание системы.
Здесь четко обозначены требования к реализации данного мероприятия, которые включают, в первую очередь, соответствие Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи». Далее, безусловно, должны быть обеспечены универсальность и эффективность использования этой системы как по сервисам (ЭЦП, шифрование, метки времени, аутентификация доступа к информационным ресурсам и т.п.), так и по обслуживаемым подсистемам (иные мероприятия ГЦП «Электронная Москва», различные информационно-коммуникационные технологии). Само собой разумеется, что требуется обеспечить соответствие государственным требованиям, определенным нормативными документами Гостехкомиссии России и ФСБ России, а также Минсвязи России как УФО.
По пункту 3, система мониторинга и защиты информационных ресурсов города Москвы, предусмотрено проектирование системы и реализация работ, связанных с ее созданием. Также определены требования к реализации мероприятий, включающие, в частности, обслуживание всех основных информационных ресурсов города, создание сбалансированной иерархической структуры мониторинга, разработку соответствующей правовой, нормативной и методологической базы. Конечно, должно быть обеспечено соответствие требованиям по информационной безопасности федеральных (Гостехкомиссия России и ФСБ России) и принятых в пункте 1 городских нормативных документов.
По пункту 4, создание защищенного центра резервного хранения, при реализации его мероприятий также должна быть обеспечена возможность обслуживания всех основных городских информационных ресурсов. В качестве обязательных требований названы создание сбалансированной иерархической (трехуровневой) структуры и разработка правовой, нормативной и методологической базы.
Основные требования к выполнению работ по защите информации в информационно-коммуникационных системах включают:
Итак, повторяю, коротко остановимся на возможных направлениях взаимодействия «Электронной Москвы» с аналогичной федеральной программой.
1. По направлению «Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ». Здесь целесообразно обеспечить согласование мероприятий ГЦП «Электронная Москва» по совершенствованию правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и соответствующих мероприятий ФЦП «Электронная Россия».
2. По направлению «Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ». Здесь хотелось бы унифицировать не только технологии, но и подход с мероприятием 2.1. ФЦП «Электронная Россия» – «Разработка концепции и реализация практических мер по переводу в открытый доступ информации (за исключением специально запрещенной к распространению законодательством) органов государственной власти на безвозмездной основе, с учетом мероприятий по обеспечению ее целостности и достоверности».
3. По направлению «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ». Это направление целесообразно увязать с очень многими мероприятиями федеральной программы. Назову лишь некоторые из них:
4. По направлению «Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор» необходима увязка с двумя мероприятиями федерального уровня:
В принципе, количество квалифицированного персонала в Москве несколько выше, чем в других городах. Однако усложнение задач информационной безопасности и наметившаяся тенденция к упорядочению методов ее обеспечения предъявляют более высокие требования к персоналу, отвечающему за информационную безопасность на всех уровнях иерархии. Причем усложнение предмета влечет за собой развитие специализации. В связи с этим все более насущной становится потребность в образовательных услугах по информационной безопасности, в проведении обучения разного объема и глубины. В ближайшем будущем подобные услуги будут все более востребованы, поэтому необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10–15 лет вперед и способствовать в настоящее время организации этой работы на городском и федеральном уровнях.
Таким образом, в ходе реализации мероприятий и подпрограмм по обеспечению информационной безопасности будет решена поставленная в Программе задача – создание комплексной системы информационной безопасности города Москвы (рис.1. ). Основными элементами ее инфраструктуры являются (рис. 2–6):
Рис. 1. Комплексеая система информационной безопасности города.
Рис. 2. Защищенное интернет-интранет взаимодействие.
Рис. 3. Система удостоверяющих центров.
Рис . 4. Защищенный информационный портал.
Рис. 5. Защищенная передача данных в распределенной сети.
© Информационное общество, 2003, вып. 4, сс. 13-19.