Реализация комплексных решений по обеспечению информационной безопасности в рамках ГЦП «Электронная Москва»




И.Л. Дмитриев



Информационная безопасность в глобальном информационном обществе становится одной из главных составляющих безопасности экономической, политической, социальной. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Недопустима ситуация, при которой многие из городских информационных систем и ресурсов имеют высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или умысла обслуживающего персонала.

Городская целевая программа «Электронная Москва», в полной мере осознавая важность этой проблемы, уделяет ее решению самое пристальное внимание. Безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся здесь основополагающими требованиями. В качестве первоочередных мер названо осуществление комплексного подхода к обеспечению требований информационной безопасности, привлечение высокопрофессиональных специалистов к решению задач информационной безопасности, а также ряд других мер.

К основным направлениям обеспечения информационной безопасности в ГЦП «Электронная Москва» можно отнести:


В рамках мероприятия «Система обеспечения информационной безопасности» должны быть разработаны и созданы интегрирующие подсистемы – то есть подсистемы «верхнего уровня» для системы информационной безопасности. Также должны быть разработаны и выбраны типовые технологические и технические решения по обеспечению информационной безопасности, применяемые в рамках единой методики при построении информационно-коммуникационных систем в защищенном исполнении. Практика показала, что это экономически эффективно и достаточно оправдано.

В новой городской программе четко сформулированы цели создания системы информационной безопасности. Это:


Реализация поставленных целей позволит решить основную задачу – создание комплексной системы обеспечения информационной безопасности города. При составлении плана действий учитывалось, что выполнение мероприятий Программы, предусматривающих широкий доступ к информационным ресурсам города, невозможно без обеспечения резервирования ресурсов и мониторинга безопасности основных информационных ресурсов, а также создания программно-аппаратных решений, позволяющих контролировать безопасность информационных ресурсов и их резервирование. Поэтому в рамках подпрограммы «Система обеспечения информационной безопасности» предусмотрены следующие мероприятия:
  1. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности города.
  2. Создание и развитие системы удостоверяющих центров города.
  3. Создание системы мониторинга и защиты информационных ресурсов Москвы от внешних и внутренних угроз информационной безопасности.
  4. Создание и развитие защищенного центра резервного хранения данных информационных ресурсов города Москвы.

Остановимся более подробно на том, что конкретно предполагается сделать по каждому пункту.

По пункту 1 запланировано создание нормативно-правовой базы информационной безопасности города Москвы, что включает в себя:


Очевидно, должна быть разработана единая система взглядов, требований и решений, обеспечивающая интегрированность и совместимость решений в области информационной безопасности при реализации конкретных проектов и программ информатизации в городе, с учетом специфики их реализации и функционирования. И должны быть созданы универсальные технические решения и обеспечено их соответствие полному набору требований в части информационной безопасности.

По пункту 2, создание и развитие системы удостоверяющих центров, запланировано проектирование системы удостоверяющих центров города и создание пилотного образца. Далее предусмотрены реализация и развертывание системы.

Здесь четко обозначены требования к реализации данного мероприятия, которые включают, в первую очередь, соответствие Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи». Далее, безусловно, должны быть обеспечены универсальность и эффективность использования этой системы как по сервисам (ЭЦП, шифрование, метки времени, аутентификация доступа к информационным ресурсам и т.п.), так и по обслуживаемым подсистемам (иные мероприятия ГЦП «Электронная Москва», различные информационно-коммуникационные технологии). Само собой разумеется, что требуется обеспечить соответствие государственным требованиям, определенным нормативными документами Гостехкомиссии России и ФСБ России, а также Минсвязи России как УФО.

По пункту 3, система мониторинга и защиты информационных ресурсов города Москвы, предусмотрено проектирование системы и реализация работ, связанных с ее созданием. Также определены требования к реализации мероприятий, включающие, в частности, обслуживание всех основных информационных ресурсов города, создание сбалансированной иерархической структуры мониторинга, разработку соответствующей правовой, нормативной и методологической базы. Конечно, должно быть обеспечено соответствие требованиям по информационной безопасности федеральных (Гостехкомиссия России и ФСБ России) и принятых в пункте 1 городских нормативных документов.

По пункту 4, создание защищенного центра резервного хранения, при реализации его мероприятий также должна быть обеспечена возможность обслуживания всех основных городских информационных ресурсов. В качестве обязательных требований названы создание сбалансированной иерархической (трехуровневой) структуры и разработка правовой, нормативной и методологической базы.

Основные требования к выполнению работ по защите информации в информационно-коммуникационных системах включают:


Считаю необходимым сказать еще несколько слов о некоторых направлениях взаимодействия ГЦП «Электронная Москва» с Федеральной целевой программой «Электронная Россия». Подчеркиваю, что выбраны не все аспекты этого взаимодействия и многое может показаться спорным. Естественно, я как главный конструктор ГЦП «Электронная Москва» по информационной безопасности хотел бы акцентировать внимание на том, что требует увязки с точки зрения информационной безопасности. На самих механизмах увязки я не буду останавливаться в настоящем докладе, это вопрос достаточно серьезный и глобальный.

Итак, повторяю, коротко остановимся на возможных направлениях взаимодействия «Электронной Москвы» с аналогичной федеральной программой.

1. По направлению «Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ». Здесь целесообразно обеспечить согласование мероприятий ГЦП «Электронная Москва» по совершенствованию правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и соответствующих мероприятий ФЦП «Электронная Россия».

2. По направлению «Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ». Здесь хотелось бы унифицировать не только технологии, но и подход с мероприятием 2.1. ФЦП «Электронная Россия» – «Разработка концепции и реализация практических мер по переводу в открытый доступ информации (за исключением специально запрещенной к распространению законодательством) органов государственной власти на безвозмездной основе, с учетом мероприятий по обеспечению ее целостности и достоверности».

3. По направлению «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ». Это направление целесообразно увязать с очень многими мероприятиями федеральной программы. Назову лишь некоторые из них:


Здесь хотелось бы, во-первых, делать совместимые технические средства, и, во-вторых, иметь общую взаимодополняемую нормативную базу. На мой взгляд, Москва готова внести свой посильный вклад.

4. По направлению «Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор» необходима увязка с двумя мероприятиями федерального уровня:


5. По направлению «Образование и развитие кадрового потенциала» необходимо согласование методик, нормативно-правовой базы информатизации в области подготовки и переподготовки кадров в сфере информационной безопасности.

В принципе, количество квалифицированного персонала в Москве несколько выше, чем в других городах. Однако усложнение задач информационной безопасности и наметившаяся тенденция к упорядочению методов ее обеспечения предъявляют более высокие требования к персоналу, отвечающему за информационную безопасность на всех уровнях иерархии. Причем усложнение предмета влечет за собой развитие специализации. В связи с этим все более насущной становится потребность в образовательных услугах по информационной безопасности, в проведении обучения разного объема и глубины. В ближайшем будущем подобные услуги будут все более востребованы, поэтому необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10–15 лет вперед и способствовать в настоящее время организации этой работы на городском и федеральном уровнях.

Таким образом, в ходе реализации мероприятий и подпрограмм по обеспечению информационной безопасности будет решена поставленная в Программе задача – создание комплексной системы информационной безопасности города Москвы (рис.1. ). Основными элементами ее инфраструктуры являются (рис. 2–6):


Рис. 1. Комплексеая система информационной безопасности города.


Рис. 2. Защищенное интернет-интранет взаимодействие.


Рис. 3. Система удостоверяющих центров.


Рис . 4. Защищенный информационный портал.


Рис. 5. Защищенная передача данных в распределенной сети.



Рис. 6. Взаимодействие системы общедоступных электронных ресурсов городского уровня с федеральным и муниципальными уровнями.

И в заключение мне хотелось бы сказать о том, как организована работа по реализации программных мероприятий. Глобальная информатизация такого мегаполиса, как Москва, требует разработки технологий, программного и аппаратного обеспечения нового уровня. Поэтому созданы все условия, чтобы в реализации ГЦП «Электронная Москва» участвовали действительно серьезные компании, имеющие большой практический опыт в данной области. Объявлены открытые конкурсы за право заключения государственных контрактов. Своевременно публикуются объявления о конкурсах, авторитетные экспертные комиссии гарантируют объективность при подведении итогов и выборе подрядчиков. Сделано все, чтобы в реализации мероприятий Программы приняло участие как можно больше тех, кто действительно что-то может сделать.

Дмитриев Игорь Леонидович - Заместитель генерального директора ОАО «Электронная Москва», главный конструктор ГЦП «Электронная Москва» по информационной безопасности.


© Информационное общество, 2003, вып. 4, сс. 13-19.