С чего начиналась наша работа? В 1991 году была принята Концепция создания и эксплуатации общегородской информационной системы, в основном направленная на информатизацию городского управления. Уже тогда было понятно, что в современных условиях эффективно управлять мегаполисом с его сложным и разносторонним хозяйством без применения средств вычислительной техники и информационных технологий практически невозможно. Более того, требовалось одновременно решить две прикладные проблемы: сократить численность аппарата и приблизить его деятельность к насущным потребностям населения. Плюс к этому на переходном этапе появились абсолютно новые задачи, которые приходилось решать "с нуля". Речь шла о создании в сжатые сроки громадных информационных массивов. К примеру, возникла проблема управления недвижимостью – значит, необходимо организовать электронный учет, регистрацию этой недвижимости, создать банки данных юридически достоверной информации. Появилась задача управления земельными ресурсами – надо обеспечить создание, ведение и развитие в электронном виде Государственного градостроительного кадастра Москвы, а для этого требуются цифровые данные по закреплению и изменению границ земельных участков, по существующим в этой области ограничениям. Подобного рода задачи возникли также в сфере управления финансовыми ресурсами и во многих других областях деятельности. Поэтому одним из основных направлений нашей работы в течение прошлого десятилетия было создание рассредоточенных информационных баз данных в тех органах управления, которые по закону имели право стать собственником городских информационных ресурсов или распоряжаться ими. Одна из самых сложных задач заключалась в том, чтобы исключить неоправданное дублирование ввода данных. Главной целевой установкой здесь являлось получение информационных ресурсов с абсолютно достоверной и юридически чистой информацией, которыми могли пользоваться смежные системы и смежные пользователи. Параллельно с созданием баз данных совершенствовались технологии автоматического обмена информацией между ними, а также с теми пользователями, которые в этой информации нуждались. Создание общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д. позволяло унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование всех систем. Все это давало возможность в недалеком будущем выйти на безбумажный документооборот, значительно упростить принятие управленческих решений, создать интегрированную систему управления городом, соответствующую требованиям концепции "электронной" власти и "электронного" учреждения.
Естественно, мы учитывали опыт развитых стран, где информационные технологии к этому моменту достаточно широко использовались. Наше отставание в какой-то степени сыграло нам на руку – фактически мы сразу получили доступ к самым современным ИКТ, не создавая предыдущие поколения IT техники. Это был тот самый шанс, которым обязательно следовало воспользоваться. Закупая в передовых западных странах самые современные средства вычислительной техники и программное обеспечение, мы получили возможность на протяжении, как минимум, последующих 10-15 лет работать с этой техникой без дополнительных инвестиций на ее замену и обновление.
Кроме этого, была проведена большая работа по развитию транспортных сетей и сетей доступа к тем ресурсам, которыми обладает город Москва. Общеизвестно, что телекоммуникационная инфраструктура является важным градообразующим элементом. Уровень ее развитости в значительной мере определяет деловую активность, управляемость, инвестиционную привлекательность, комфортабельность жизни горожан. Поэтому для стимулирования развития транспортных магистралей и сетей доступа законодательно были введены налоговые льготы. Так, например, средства, которые направлялись на развитие транспортных систем и сетей, фактически освобождались от налогообложения по налогу на прибыль. Сыграли свою роль и рыночные механизмы, подтолкнувшие очень многих операторов направить усилия на развитие городской транспортной сети. В итоге сегодня мы располагаем достаточно развитой транспортной телекоммуникационной инфраструктурой, которая позволяет любому желающему беспрепятственно выходить в интернет, пользоваться мировыми интеллектуальными ресурсами.
Учитывая накопленный опыт, мы совместно с Московской городской Думой пришли к пониманию необходимости разработки программного документа, отвечающего вызовам времени. Таким документом стала утвержденная в 2001 году Концепция движения Москвы к информационному обществу. Она заложила концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определила общие и конкретные по видам деятельности цели перехода к информационному обществу.
Утверждение Концепции движения Москвы к информационному обществу стало серьезным шагом в реализации на региональном и муниципальном уровнях государственной политики информатизации. Новый программный документ определил для российской столицы стройный комплекс взаимоувязанных мер, реализация которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности.
Какие направления работы мы считаем приоритетными при реализации Концепции?
Прежде всего, это:
На новом этапе информатизации важнейшей является проблема интеграции информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Особо следует отметить направленность всех систем на информационное обслуживание потребностей населения и города в целом. В конечном итоге все корпоративные информационные системы Москвы должны предоставлять гражданам свободный доступ через интернет к открытой информации.
Мы всегда должны помнить о том, что органы управления работают не ради загрузки самой системы управления, а ради москвича, удовлетворения его интересов. Поэтому требуется максимально упростить механизм взаимодействия рядового жителя с органами управления любого уровня. С этой целью был реализован ряд крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем. Наиболее значимыми из них являются создание общегородской информационной системы ЗАГС, баз данных Бюро технической инвентаризации, уже упоминаемого градостроительного кадастра. Планируется создание единой государственной картографической основы г. Москвы, автоматизированной системы банка данных "Население", единого городского информационного портала. Все эти системы призваны облегчить рядовому москвичу получение необходимой для него социальной информации, свести к минимуму затраты времени. Следующим этапом станет после принятия Государственной Думой закона "Об электронно-цифровой подписи" юридическое признание документов в электронном виде.
Мне бы хотелось еще несколько слов сказать об организации использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Несомненно, мы обязаны думать о нуждах подрастающего поколения, обеспечить каждому подростку возможность получения необходимых знаний и навыков. С этой целью предполагается все учебные учреждения города подключить к городским магистральным информационным сетям. Это позволит каждому школьнику иметь бесплатный доступ к информационным ресурсам Всемирной Паутины. Кроме того, современный уровень развития ИКТ дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым. В будущем такая система приведет к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, станет основой формирования единого образовательного пространства, доступного даже для социально незащищенных слоев населения.
Активное внедрение современных информационных технологий, форсированное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры должны не только обеспечить доступ москвичей к накопленным человечеством информационным ресурсам, но и качественно улучшить их жизнь, изменить взаимоотношения граждан и общества, сделать более прозрачной работу органов городского управления. Электронизация квартир, следующий этап городской программы информатизации, приведет к качественному улучшению жизни даже стариков, этой многочисленной и растущей части населения города, а также инвалидов. Подключение жилищ к поликлиникам, к общественному центру резко повысит эффективность оказываемой им помощи. Обеспечение этих групп населения бесплатной информацией позволит им лучше сохранять свое здоровье и полноценно участвовать в общественной жизни.
И последнее. Реализация политики движения к информационному обществу предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социальнозначимых информационных услуг появляются и развиваются снизу. Поэтому на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны стать эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества. Только благодаря активной поддержке идей информационного общества всеми жителями столицы наш город сможет стать по-настоящему "Электронной Москвой".
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 5-7.