По уровню доходов в месяц российская Интернет-аудитория выглядит следующим образом: менее 80 долларов – 33,8%, от 80 до 200 – 20,0%, от 200 до 500 – 19,4%, более 500 долларов – 9,5%. Косвенным показателем уровня жизни пользователя Сети можно считать наличие в собственности тех или иных характерных вещей: 68,9% имеют дома компьютер, 72,4% – видеомагнитофон, 42,5% – автомобиль, 33,0% – микроволновую печь, 23,7% – видеокамеру, 17,5% – сотовый телефон (Интернет-фестиваль-99). Итак, москвичи – пользователи Интернета, в среднем хорошо образованы и имеют устойчиво высокий уровень доходов. Они ощутили удобства и преимущества электронной сетевой информации и применяют ее с различной степенью эффективности. С другой стороны, существуют многочисленные группы населения города, лишенные возможности доступа к сетевым информационным источникам. Они лишены такого доступа вследствие дороговизны подключения к Интернету и оснащения рабочих мест, непонимания информационных и коммуникационных возможностей Сети и, следовательно, отсутствия потребности в электронной сетевой информации, недостаточности уровня образования и др. Указанные признаки социальных групп горожан, использующих и не использующих сетевую информацию в своей производственной, общественной и личной, семейной жизни, не претендуют на полноту и приведены здесь исключительно для иллюстрации того очевидного факта, что разрыв в использовании информационных ресурсов различными слоями горожан имеет объективный характер. Социологические исследования показывают, что первая рассмотренная группа, использующая возможности информационного доступа, по сравнению со второй группой, лишенной этого доступа, относительно немногочисленна. Действительно, по данным Gallup Media, в среднем за неделю к Интернет-страницам обращаются 6,2% москвичей старше 16 лет, что составляет более 430 тысяч человек. Среднесуточная аудитория составляет 3,0% взрослого населения Москвы, соответственно – около 210 тысяч человек. Таким образом, основные массы населения города не вовлечены в повседневное использование информационных ресурсов и услуг, не могут воспользоваться ими для улучшения качества своей жизни и работы. Доступ к сетевым информационным ресурсам различных социальных групп Рис. 2. Количество (в %) пользователей разного уровня доходов
Рис. 3. Количество (в %) пользователей, имеющих в собственности...
Рис. 4. Количество обращений к ресурсам
2.2. Структура информационных
На основании этих данных строится таблица, характеризующая превышение спроса (доля переходов к данному разделу) над предложением (доля ресурсов, размещенных в данном разделе). Видим, что абсолютным лидером по количеству и ресурсов, и обращений к ним, причем с отрывом почти в 2 раза, являются ресурсы, посвященные семье, дому и досугу. Большим и относительно неудовлетворенным спросом пользуются научная и образовательная информация, а также информация о личной жизни. Отметим также большой спрос на справочную информацию. Неудовлетворенность пользовательского спроса на информацию объясняется тем, что ресурсы Интернета пока не стали действенным средством информирования широких слоев населения. Несмотря на бурное развитие, сохраняется общая элитарная направленность существующих информационных ресурсов. Лучшие ресурсы ориентированы не на широкие слои населения, а на малочисленные группы посвященных. Связано это как с отсутствием у этих широких слоев доступа к Сети, так и с уровнем развитости самих ресурсов и соответствующих служб. Большинство ресурсов либо рассказывает «все ни о чем», либо «ничего обо всем». Как те, так и другие не пользуются массовым спросом, поскольку не отвечают действительным потребностям в актуальной ежедневной. В целом сетевым информационным ресурсам присущи следующие недостатки:
Однако именно этот уровень совершенно не представлен в информационных ресурсах города. На официальных городских серверах (www.mos.ru и др.) он только обозначен. В частности, о городских районах сообщается, кроме названия и схематического плана, кое-где – краткая информация о районе и его администрации, краткие списки предприятий, что-то еще, фрагментарное и необязательное. Результаты социологического исследования «Информированность населения о деятельности органов власти г. Москвы» (Москва, МГУ, 1998) показали, что информированность населения о происходящих в районе делах, мероприятиях, событиях крайне низка (плохо и очень плохо информированы 57,8% населения района), а вот о мероприятиях масштаба города – в 2 раза выше. В этом исследовании не рассматривались сетевые информационные ресурсы, однако известно, что для них разрыв между информацией о городе и микрорайоне еще больше. По данным того же социологического исследования, население Москвы нуждается в организованной достоверной информации по вопросам жизни в районе, в справочной информации, испытывает трудности в получении необходимых сведений для решения возникающих проблем, при обращении за помощью к представителям администрации. Такое положение дел объяснимо, однако оно не может считаться нормальным ни с точки зрения власти, ни с точки зрения населения. Преодолеть указанное отставание в информационном обеспечении широких социальных слоев горожан сегодня невозможно только наращиванием усилий в сфере традиционных СМИ. Привлечение новых информационных технологий и ориентация на информационные запросы этих слоев населения позволят, с одной стороны, повысить информированность горожан и, с другой стороны, сделают создаваемые нами информационные ресурсы по-настоящему востребованными пользователями. Рис. 7. Процент населения, плохо и очень плохо информированный о делах, мероприятиях, событиях в районе и в городе
2.3. Выводы
Этап реализации. На сегодняшний день составлено и успешно защищено технико-экономическое обоснование проекта. Определена структура затрат, перечень источников финансирования и платных услуг. Составлена и утверждена вся проектно-сметная документация. Частично установлено необходимое оборудование. Корпорация «Комкор» провела подключение медиатеки к Интернету по выделенному каналу 128 Кб/с. 4.2. Другие проекты