Проект "Инфоград Москва": использование информационных и коммуникационных технологий в социальной сфере

С.И. Акимов, Ю.Е Хохлов
Институт развития информационного общества





1. Задачи проекта
В 1999 году по инициативе ряда государственных, коммерческих и общественных организаций города при поддержке Московской городской Думы был начат проект «Инфоград Москва», ориентированный на население как основную категорию пользователей и ставящий перед собой следующие задачи:

2. Исходное состояние
2.1. Доступ к сетевым информационным ресурсам
Имеется определенный разрыв в уровне доступа к сетевым информационным ресурсам различных групп населения. Высшее и среднее управленческое звено предприятий, работники профильных фирм (программисты, компьютерщики) или организаций, использующих Интернет как инструмент бизнеса (финансовые компании и банки, другие организации, применяющие современные информационные технологии), ориентируются на использование сетевой информации в решении как производственных, так и личных, семейных задач.

К категории активных пользователей современных информационных ресурсов относятся представители наиболее образованных слоев населения. В целом по стране 60% аудитории Интернета имеет высшее образование и 18% – среднее. В Москве – 73% пользователей Интернета обладают высшим образованием, в Петербурге – 84% (по материалам доклада доктора философских наук, профессора Бориса Докторова на семинаре «Интернет в меняющемся обществе: Петербургские реалии» – Петербург, 23 июня 1999, Gallup Ltd.). Эти же показатели для русскоязычного Интернета в целом выглядят следующим образом: 81,1% имеют высшее образование, 11,3% – среднее и лишь 2,5% – начальное. Доля России в этом исследовании составляет 82, 6% (по материалам Акции переписи русскоязычного Интернет-населения, проведенной в рамках Московского международного Интернет-фестиваля, проходившего с 30 июля по 30 сентября 1999 г.).

Рис. 1. Количество (в %) пользователей разного уровня образования


По уровню доходов в месяц российская Интернет-аудитория выглядит следующим образом: менее 80 долларов – 33,8%, от 80 до 200 – 20,0%, от 200 до 500 – 19,4%, более 500 долларов – 9,5%. Косвенным показателем уровня жизни пользователя Сети можно считать наличие в собственности тех или иных характерных вещей: 68,9% имеют дома компьютер, 72,4% – видеомагнитофон, 42,5% – автомобиль, 33,0% – микроволновую печь, 23,7% – видеокамеру, 17,5% – сотовый телефон (Интернет-фестиваль-99).

Итак, москвичи – пользователи Интернета, в среднем хорошо образованы и имеют устойчиво высокий уровень доходов. Они ощутили удобства и преимущества электронной сетевой информации и применяют ее с различной степенью эффективности.

С другой стороны, существуют многочисленные группы населения города, лишенные возможности доступа к сетевым информационным источникам. Они лишены такого доступа вследствие дороговизны подключения к Интернету и оснащения рабочих мест, непонимания информационных и коммуникационных возможностей Сети и, следовательно, отсутствия потребности в электронной сетевой информации, недостаточности уровня образования и др.

Указанные признаки социальных групп горожан, использующих и не использующих сетевую информацию в своей производственной, общественной и личной, семейной жизни, не претендуют на полноту и приведены здесь исключительно для иллюстрации того очевидного факта, что разрыв в использовании информационных ресурсов различными слоями горожан имеет объективный характер. Социологические исследования показывают, что первая рассмотренная группа, использующая возможности информационного доступа, по сравнению со второй группой, лишенной этого доступа, относительно немногочисленна. Действительно, по данным Gallup Media, в среднем за неделю к Интернет-страницам обращаются 6,2% москвичей старше 16 лет, что составляет более 430 тысяч человек. Среднесуточная аудитория составляет 3,0% взрослого населения Москвы, соответственно – около 210 тысяч человек.

Таким образом, основные массы населения города не вовлечены в повседневное использование информационных ресурсов и услуг, не могут воспользоваться ими для улучшения качества своей жизни и работы.

Доступ к сетевым информационным ресурсам различных социальных групп

Рис. 2. Количество (в %) пользователей разного уровня доходов



Рис. 3. Количество (в %) пользователей, имеющих в собственности...



Рис. 4. Количество обращений к ресурсам



2.2. Структура информационных

Уже несколько лет русскоязычная часть Интернета переживает бурный рост. Многие коммерческие и государственные организации представлены в Сети своими страничками. Существует множество деловых, информационных, образовательных, развлекательных и других Web-сайтов.

По материалам ежегодного отчета РОЦИТ «Россия в Интернете» за 1998 год, в стране создано более 26 тысяч самостоятельных информационных ресурсов Сети (Web-сайтов, тематических страниц, серверов). Рост – свыше 200% в год. Всего в российском Web-пространстве размещено не менее 0,5 терабайта информации на русском языке.

Какую же информацию ищут пользователи в Сети? Косвенно на этот вопрос отвечает анализ предпочтений посетителей крупнейшего каталога русскоязычных ресурсов Интернета – «Ау!». По сведениям фирмы V6 (http://www.v6.ru) за ноябрь 1998 года количественные характеристики информационного наполнения рубрик «Ау!» и сведения об их посещаемости (по 13 рубрикам верхнего уровня, общее количество рубрик – более 200) выглядят следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Анализ предпочтений пользователей (ноябрь, 1998)


На основании этих данных строится таблица, характеризующая превышение спроса (доля переходов к данному разделу) над предложением (доля ресурсов, размещенных в данном разделе).

Видим, что абсолютным лидером по количеству и ресурсов, и обращений к ним, причем с отрывом почти в 2 раза, являются ресурсы, посвященные семье, дому и досугу. Большим и относительно неудовлетворенным спросом пользуются научная и образовательная информация, а также информация о личной жизни. Отметим также большой спрос на справочную информацию.

Неудовлетворенность пользовательского спроса на информацию объясняется тем, что ресурсы Интернета пока не стали действенным средством информирования широких слоев населения. Несмотря на бурное развитие, сохраняется общая элитарная направленность существующих информационных ресурсов. Лучшие ресурсы ориентированы не на широкие слои населения, а на малочисленные группы посвященных. Связано это как с отсутствием у этих широких слоев доступа к Сети, так и с уровнем развитости самих ресурсов и соответствующих служб. Большинство ресурсов либо рассказывает «все ни о чем», либо «ничего обо всем». Как те, так и другие не пользуются массовым спросом, поскольку не отвечают действительным потребностям в актуальной ежедневной.

В целом сетевым информационным ресурсам присущи следующие недостатки:


Действительно массовыми могли бы стать ресурсы, приближенные к реальной жизни и проблемам большинства населения. Они должны содержать информацию о жизни в районах города и связанных с этим проблемах, включая работу и досуг. В терминах иерархии административного управления города – это ресурсы микрорайона и муниципального района Москвы.

Рис. 6. Превышение спроса на информацию над предложением (отношение доли переходов к данному разделу к доле ресурсов в разделе; ноябрь, 1998)


Однако именно этот уровень совершенно не представлен в информационных ресурсах города. На официальных городских серверах (www.mos.ru и др.) он только обозначен. В частности, о городских районах сообщается, кроме названия и схематического плана, кое-где – краткая информация о районе и его администрации, краткие списки предприятий, что-то еще, фрагментарное и необязательное. Результаты социологического исследования «Информированность населения о деятельности органов власти г. Москвы» (Москва, МГУ, 1998) показали, что информированность населения о происходящих в районе делах, мероприятиях, событиях крайне низка (плохо и очень плохо информированы 57,8% населения района), а вот о мероприятиях масштаба города – в 2 раза выше. В этом исследовании не рассматривались сетевые информационные ресурсы, однако известно, что для них разрыв между информацией о городе и микрорайоне еще больше.

По данным того же социологического исследования, население Москвы нуждается в организованной достоверной информации по вопросам жизни в районе, в справочной информации, испытывает трудности в получении необходимых сведений для решения возникающих проблем, при обращении за помощью к представителям администрации.

Такое положение дел объяснимо, однако оно не может считаться нормальным ни с точки зрения власти, ни с точки зрения населения. Преодолеть указанное отставание в информационном обеспечении широких социальных слоев горожан сегодня невозможно только наращиванием усилий в сфере традиционных СМИ. Привлечение новых информационных технологий и ориентация на информационные запросы этих слоев населения позволят, с одной стороны, повысить информированность горожан и, с другой стороны, сделают создаваемые нами информационные ресурсы по-настоящему востребованными пользователями.

Рис. 7. Процент населения, плохо и очень плохо информированный о делах, мероприятиях, событиях в районе и в городе


2.3. Выводы

Анализ вопросов доступа горожан к информационным ресурсам и самой структуры ресурсов показывает, что здесь существуют определенные проблемы. Их решение состоит в расширении возможностей работы с сетевыми ресурсами новых категорий горожан и совершенствовании структуры самих ресурсов. Общим для данных проблем является их социальная направленность, ориентированность на самые широкие слои потребителей информации.

3. Характеристики проекта
3.1. Преодоление социального неравенства и развитие общественно доступных информационных услуг
Рост социальной дифференциации по принципу доступа к информации и знанию – проблема не только московская. С ней сталкиваются все города и страны, вступившие на путь информатизации. В 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности – информационное, характеризующее возможность доступа к «информационной магистрали» широких слоев населения.

С целью ликвидации социального неравенства, порождаемого отсутствием у населения доступа к современным информационным и телекоммуникационным технологиям (ИКТ), в мире развивается движение по созданию центров новейших технологий общественного пользования, основанное на объединении усилий городских администраций, общественных организаций, частного сектора и ученых. Его девиз – оказание социальной помощи в электронной форме. Основные цели «публичных электронных центров» (ПЭЦ) – стимулирование применения ИКТ различными слоями населения, их «ненавязчивое обучение», обеспечение доступа к высококачественным технологиям и демонстрация их возможностей.

В Москве существует множество курсов, где учат работать с компьютерами, однако из-за высокой стоимости они доступны не всем. Кроме того, на этих курсах обычно существует узкая специализация (например, редактирование текстов, работа с электронными таблицами и т. п.). Многопрофильные социально ориентированные услуги здесь, как правило, не оказываются. В связи с этим основными задачами ПЭЦ должны стать следующие:

Организация ПЭЦ способствует развитию гражданского общества и идеи равных возможностей, приобщению к новейшим технологиям и услугам тех слоев населения, которые иначе остались бы за пределами информационного общества.

3.2. Структура информационных ресурсов
3.2.1. Задачи
Полнота. Одной из важнейших задач в организации социально-ориентированных информационных ресурсов для населения города является обеспечение полноты этих ресурсов. Пока любая информация по вопросам жизни в городе не будет представлена в Сети, сохраняется противоречие между запросами и информационными возможностями их удовлетворения. Под полнотой ресурсов здесь подразумевается и широта охвата различных аспектов жизни населения, и глубина их представления.

Если по поводу широты охвата сегодняшнюю ситуацию в сетевом информационном секторе можно охарактеризовать как удовлетворительную, то относительно глубины этого сказать нельзя.

Рассмотрим в качестве примера считающийся официальным сервер префектуры Зеленоградского административного округа www.zelenograd-info.ru. На верхнем уровне – это достаточно подробно проработанный сайт. Казалось бы, здесь представлена информация по всем аспектам жизни района. Однако чем ниже спускаешься к конкретной информации, тем ее меньше. Власть в микрорайонах представлена только списком районных управ с адресами и телефонами, культура и искусство – лишь перечнем библиотек, то же – медицина и здоровье. Нижний уровень информирования, где должна идти максимальная по разнообразию, размеру и оперативности информация, полностью отсутствует. То, что представлено на сайте, можно назвать разве что планом-схемой информационного ресурса, необходимого населению. Тщательно спроектированный на верхнем уровне, ресурс не наполнен на нижнем. Это вполне объяснимо. Начальное проектирование – сложный творческий процесс, требующий определенных усилий. Эти усилия могут быть значительными, но они по плечу группе разработчиков. Другое дело – наполнение спроектированной информационной структуры. Похоже, эта задача не под силу отдельной компании.

Актуальность. Каким бы привлекательным ни был информационный ресурс, с точки зрения пользователя он ничего не стоит, если устарел, неточен, не обновляется вовремя, иными словами, не актуален, ведь информация такого ресурса неадекватна действительности. Это еще одна проблема сегодняшних сетевых информационных ресурсов и еще одна задача, требующая решения. Информационные сайты коммерческих фирм, рассматривающих Интернет как инструмент ведения своего бизнеса или, как минимум, сферу рекламы, чаще всего поддерживаются в актуальном состоянии. Есть множество сетевых газет, аналитических обзоров по различным темам, ежедневных и еженедельных, обновляемых с различной степенью аккуратности.

Однако информационно-справочные сервера типа сервера Городской информационно-справочной системы (ГИСС), для которых вопросы актуальности (наряду с полнотой охвата) являются главнейшими, не справляются со своей задачей. Действительно, такие разделы сервера www.giss.ru, как обзор прессы, не обновлялись с 1997 года, в справочнике фирм указаны ликвидированные организации, предприятия с изменившимися контактными телефонами и т. д.

Доступность. Еще одной важной задачей, требующей своего решения, является проблема доступности имеющихся ресурсов. Доступность понимается здесь в смысле простоты нахождения имеющейся в сети информации, удобства пользовательского интерфейса, простоты навигации в Сети и построения поисковых запросов и т. п. С этим связаны вопросы поиска и представления в Сети локальных информационных ресурсов для обеспечения широкого доступа к ним. Самая подробная и актуальная информация окажется невостребованной, пока не будет обеспечен необходимый уровень ее доступности.

Интерактивность. Кардинальным отличием сетевых информационных ресурсов от традиционных СМИ является интерактивность. Собственно говоря, все предыдущие задачи с различной степенью эффективности решают газеты, радио, телевидение, информационные издания и листки и др. Качественно новая ситуация возникает с появлением возможности обеспечить широким слоям населения доступ посредством Сети к представителям властей города и района, к авторитетным специалистам – экспертам по различным вопросам жизни горожан, наконец, организовать общение и обмен информацией друг с другом. Интерактивный информационный сервис позволит получить конкретную информацию (насколько это возможно при опосредованном общении) в ответ на запрос, касающийся отдельного гражданина, причем от профессионала в требуемой области. Решение этой задачи в наибольшей степени ориентировано на широкие массы пользователей и отвечает их коренным информационным потребностям.

3.2.2. Методы
Для решения рассмотренных выше задач, без которых создание действительно массовых социально-ориентированных информационных ресурсов невозможно, требуются во многом новые подходы и методы. Собственно, в технологическом плане ничего нового не предлагается, однако выделение этих методов как ключевых, в совокупности со службами, обеспечивающими их эффективное применение, может дать качественное улучшение ситуации.

Коллективная актуализация. При рассмотрении задач обеспечения полноты и актуальности информационных ресурсов кратко были рассмотрены причины возникающих при этом проблем. Объем работ по первичному созданию ресурса с соблюдением принципа полноты и поддержание его в актуальном состоянии выходят за рамки отдельной организации. Попросту говоря, в одиночку с такой задачей никто не справится. Необходимо другое решение.

Таким решением является распределение усилий по созданию ресурса среди нескольких или множества организаций и физических лиц. Должны быть подобраны «эксперты на местах» по соответствующим направлениям создаваемого ресурса, которые отвечали бы за его наполнение и актуализацию. Центр осуществляет общий контроль над функционированием и развитием ресурса, формирует сеть уполномоченных информационных экспертов. За счет такого рационального распределения сил уже второй год поддерживается на отличном уровне ресурс «Округа и районы Москвы» официального сервера Мэрии Москвы www.mos.ru в части информирования о плановых заседаниях префектур административных округов города. Здесь ежедневно сообщается по всем префектурам повестка дня очередного заседания и список выступающих. Информация совершенно свежая, есть архив за этот и предыдущий год. В обязательном порядке указывается ответственный из округа за информацию. (В данном ресурсе недостаточно проработаны вопросы полноты, но это другая проблема).

Итак, задача полноты и актуальности ресурсов может быть решена. Для этого необходимо построить сеть информационных агентов и поддерживать дисциплину коллективной работы, т. е. организовать соответствующую информационную службу. Технологически, при современном развитии сетевой коммуникационной инфраструктуры и программных средств организации коллективной работы, создать такую службу в городе несложно. Организационные и финансово-экономические вопросы также легко решаются при определенных условиях.

Служба систематизации и интеграции ресурсов. Задача обеспечения доступа к имеющимся в Сети локальным ресурсам может быть решена организацией соответствующей сетевой службы. Эта служба прорабатывает вопросы, изложенные выше при формулировании задачи «Доступность».

В качестве перспективных технологических подходов при решении задачи навигации в огромном количестве существующих информационных ресурсов могут быть использованы множественные рубрикаторы и личные настраиваемые рубрикаторы. Применение множественных рубрикаторов в случаях, когда поисковые системы не дают должного эффекта, позволяет точнее классифицировать ресурс и предлагает альтернативные пути для доступа к нему. Использование личных настраиваемых рубрикаторов основано на признании того факта, что средний пользователь предпочитает работать в собственной информационной среде и редко выходит за рамки однажды сделанных предпочтений. Иными словами, для него нет более удобного каталога ресурсов, чем созданный им самим.

Дальнейшее развитие этой идеи ведет к разработке пользовательского интерфейса по принципу личного информационного портала. Помимо каталога информационных ресурсов, такой портал предлагает клиентам ведение личных календарей, списков дел, дневников и др. Механизм синхронизации этих личных информационных задач пользователя на сервере с их репликами на рабочих местах клиента (включая домашний и носимый терминалы) позволяет пользователю постоянно находиться в привычной и комфортной информационной среде.

Интерактивные сетевые службы. Технологически, как и в вопросах коллективной актуализации информационных ресурсов, интерактивные сетевые службы опираются на методы организации коллективной работы в компьютерных сетях.

Организационная сторона сводится к построению службы, привлекающей квалифицированных экспертов в различных областях нашей жизни для консультирования пользователей сети. Другими словами, организуются виртуальные юридическая, медицинская, психологическая консультации, виртуальные службы и клубы садоводов-огородников, любителей домашних животных, автолюбителей и спортсменов и т. д. и т. п. С течением времени накапливаемые в базах данных ответы на многочисленные вопросы пользователей сами превратятся в актуальный и полный информационный ресурс.

Вопросы финансово-экономического обеспечения работы экспертов в интерактивных сетевых службах частично могут быть решены за счет привлечения пользователей из организаций, в которых работают эти эксперты.

3.2.3. Состав информационных ресурсов для населения

Рассмотренные выше вопросы построения социально-ориентированных информационных ресурсов позволяют следующим образом представить структуру таких ресурсов.

Прежде всего, это ресурсы, ориентированные на широкие массы населения и гостей города. Это информационно-справочные ресурсы, призванные удовлетворять каждодневные потребности пользователей. В перспективе – это тот информационный фон, в котором живет, работает, отдыхает простой горожанин.

Социально-ориентированные информационные ресурсы, в противоположность элитарным, во всех смыслах приближены к пользователю. Они приближены к нему и в смысле доступности (дешевизна и удобство пользования), и в смысле полноты и актуальности (действительно информируют по многим вопросам), и даже в смысле административной ориентации на муниципальные районы и административные округа, в которых живут и на территории которых работают пользователи наших ресурсов.

Приведем примерный состав и содержание информационных ресурсов для населения:
3.2.4. Иерархия информационных ресурсов
В предыдущем разделе представлено содержание информационных ресурсов для населения. Предполагается, что структурно эти ресурсы оформлены в соответствии с 3-х уровневой иерархией: ресурсы муниципальных районов, административных округов и общегородские ресурсы.

Ресурсы муниципальных районов. Это самый близкий к пользователю информационный уровень. Здесь наиболее широко и полно представлена следующая информация.

Ресурсы административных округов. Информационные ресурсы административных округов содержат блоки информации, которые либо не представлены на уровне района, либо обобщают районную информацию. Это касается органов власти административных округов, справок по работе местного транспорта, ситуации с экологией и правопорядком, новостей и др.

Городские ресурсы. Информационные ресурсы города содержательно включают все рассмотренные выше направления информационного обслуживания населения. Основным критерием отнесения ресурса к этому уровню является информационная значимость ресурса для населения нескольких или всех районов (округов) города.

3.3. Коммуникационная инфраструктура
При решении поставленных в проекте «Инфоград Москва» задач мы опираемся на существующую в городе развитую телекоммуникационную инфраструктуру, и, прежде всего, на Московскую волоконно-оптическую сеть (оператор – Московская телекоммуникационная корпорация «Комкор»).

Это одна из самых крупных на сегодня в городе телекоммуникационных сетей, общая протяженность которой составляет более 2 тыс. км. Сеть используется, прежде всего, в качестве транспортной среды для обеспечения функционирования распределенных информационных систем подразделений Правительства Москвы, органов муниципального управления города, государственных, коммерческих, научных и производственных организаций.

Партнерство с Корпорацией «Комкор» в рамках нашего проекта позволит обеспечить самые современные коммуникационные и информационные услуги всем категориям жителей, как через публичные точки доступа, так и индивидуально.

4. Реализация
4.1. Медиатека

4.1.1. Цель

Первым проектом в рамках «Инфограда», находящимся в стадии практической реализации, является «Медиатека».

Его цель – предоставление максимально возможного количества информационных услуг конечному пользователю– горожанину. Для этого на базе Центральной библиотеки № 146 им. Л. Н. Толстого (ЦБС-1 ЮАО) создается экспериментальная медиатека.

Выбор именно этого проекта не случаен. Сегодня в мире ширится сеть медиатек – специальных публичных библиотек, собирающих, хранящих и предоставляющих всем желающим так называемые нетрадиционные, хотя и давно ставшие привычными, материалы досугового, учебного, творческого характера. Популярность медиатек растет из года в год, от страны к стране в силу целого ряда их преимуществ:

Библиотечная система России в целом и Москвы в частности – одна из самых устойчивых и хорошо отлаженных. Опираясь на нее, достаточно легко создать систему медиатек – например, в качестве специализированных отделов при библиотеках. Если дополнить функции медиатеки возможностью обучения посетителей работе с современными информационными и телекоммуникационными средствами и подключить ее к Интернету, то такая структура вполне способна решать задачу обеспечения информационного доступа для широких масс населения. При этом медиатека практически становится «публичным электронным центром», обеспечивающим любому жителю города реальные возможности использования преимуществ информационного общества для жизни и работы.

4.1.2. Описание

Перечень услуг.

Тарифы на услуги предполагаются на 30% ниже, чем в среднем по Москве. Кроме коммерческих услуг, в медиатеке предполагается проведение презентаций, семинаров, реализация некоммерческих образовательных сетевых проектов, оказание методических консультаций преподавателям и пр.

План помещения медиатеки. Площадь помещения для пользователей – 40 квадратных метров. Вспомогательные площади – 20 квадратных метров. В медиатеке может одновременно обеспечиваться различными видами услуг до 10 человек. Первоначальный штат медиатеки: 3 человека.

Рис. 8. План помещения медиатеки и размещения оборудования
1 - рабочее место менеджера; 2 - рабочее место инженера; 3 - рабочее место продавца; 4 - сервер и сетевое оборудование; 5 - склад; 6 - стеллажи для мультимедиа изданий; 7 - рабочие места пользователей.


Этап реализации. На сегодняшний день составлено и успешно защищено технико-экономическое обоснование проекта. Определена структура затрат, перечень источников финансирования и платных услуг. Составлена и утверждена вся проектно-сметная документация. Частично установлено необходимое оборудование. Корпорация «Комкор» провела подключение медиатеки к Интернету по выделенному каналу 128 Кб/с.

4.2. Другие проекты

«Инфоград Москва» – открытый проект. К участию в нем приглашаются все заинтересованные структуры. Назначение этого проекта – способствовать скорейшему и качественному, в интересах большинства населения, включая социально незащищенные группы, движению города в информационное общество. Выработка стратегических ориентиров такого движения – одна из главных задач проекта.

Радостно видеть, что многое из того, что задумывалось в рамках проекта «Инфоград Москва», сегодня самостоятельно и успешно реализуется городскими организациями, подтверждая жизненность изложенных в проекте идей. Это следующие социально ориентированные информационные проекты.



© Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 4 - 13.