Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Парламента Республики Казахстан


А.И. Бабкин



Как показывает мировой опыт, процесс развития информационно-аналитического обеспечения парламентской деятельности находится в прямой зависимости от процессов развития парламентаризма в государстве.

Установление подлинного парламентаризма ведет к коренным изменениям самих высших представительных учреждений, их превращению из органов, лишь легитимирующих решения правительств, в органы реального народовластия.

В Казахстане законодательная ветвь власти значительно усилила свое влияние и теперь она стремится быть не только хорошо информированной, но и более независимой в принятии обоснованных решений.

Эти обстоятельства послужили причиной пересмотра организационных принципов построения парламентских служб Аппаратов Мажилиса и Сената, выработки новых подходов в организации их деятельности.

Реструктуризация Аппарата Мажилиса (в настоящее время в Аппарате Мажилиса 18 структурных подразделений) позволила внести коррекцию в систему информационного и аналитического обеспечения, которая раннее была строго централизована и воплощалась преимущественно через Информационно-аналитический центр Парламента.

Кратко о сути нововведений. Были определены два ведущих направления в обеспечении парламентской деятельности:


Во главу угла работы по информационному и аналитическому обеспечению выполнения законодательной функции была положена технологическая схема прохождения законопроекта в двухпалатном Парламенте. Она начинается в Мажилисе с субъекта инициативы, затем следует рабочая группа, потом – головной комитет, Бюро Палаты и пленарное заседание Мажилиса. Далее, в соответствии с общепарламентским регламентом, идет процесс рассмотрения законопроекта Сенатом, принятия закона Парламентом.

На каждом этапе определены задания соответствующим подразделениям Аппарата и привлекаемым на договорных условиях учреждениям и экспертам по информационному и аналитическому сопровождению законодательного процесса. В результате депутатам предоставляются информационные материалы, необходимые на данном этапе законопроектной деятельности.

Большая часть подготовленных материалов вносится в компьютерную базу данных (Контрольная карта законопроекта), легко контролируется как с точки зрения качества, так и с точки зрения сроков исполнения.

Следует отметить, что выбранная нами схема действенна и, как правило, не дает сбоев. Однако не на всех ее этапах достигается нужное качество, прежде всего, аналитических продуктов, которое удовлетворяло бы законодательный процесс в его современном состоянии.

Причинами этого являются дефицит требуемых специалистов – аналитиков и исследователей, отсутствие конкурентной среды среди организаций и учреждений, специализирующихся на изучении и обобщении правоприменительной практики, отсутствие правовой системы лоббирования, ограниченность финансовых ресурсов.

Что касается обеспечения представительской деятельности, то ее тематика определяется информационными потребностями депутатского корпуса в целом, отдельных депутатов и их объединений, сотрудников Аппарата. Здесь мы готовим материалы, которые необходимы для работы в округах, осуществления взаимодействия Парламента с органами государственного управления страны, межпарламентской и межгосударственной деятельности, а также вопросы по актуальным проблемам политики, экономики и социальной сферы, которые требуют внимания и контроля со стороны депутатов.

Отделом обеспечивается сбор и подготовка информационных материалов для выпуска бюллетеней, брошюр и иной печатной продукции по основным направлениям парламентской деятельности.

Формирование информационных ресурсов общего пользования в основном возложено также на Отдел информационно-аналитической работы. По видам ресурсы разделены на юридические, справочно-аналитические, внутрипарламентские и служебные. Информационные материалы для пользователей предоставляются как на бумажных, так и электронных носителях.

Отделом ведется накопление и учет законодательства Республики Казахстан, модельных законов МПА, правовых актов стран СНГ, других зарубежных государств, международных пактов, конвенций и др. Сведения о нормативно-правовых актах классифицируются и заносятся в базу данных, которая называется «Законодательство». Установлены и постоянно обновляются две полнотекстовые справочно-правовые системы – «Закон» и «Юрист», содержащие тексты нормативных правовых актов, принимаемых Парламентом и другими органами государственного управления.

Обобщая сказанное, можно сказать, что Парламентом Казахстана работа по информационно-аналитическому обеспечению депутатской деятельности ведется в русле общемировых направлений и по схемам, выработанным Аппаратами парламентов государств с высоким научным уровнем развития исследовательских служб.

Поступательное развитие в этом русле информационно-аналитической работы все же вызывает у нас неудовлетворенность прежде всего глубиной изучаемых проблем, способами и формами подачи аналитических материалов, формированием информационных ресурсов и их использованием с помощью автоматизированных прикладных технологий.

Во многом реализация этих возможностей пока зависит от сложившейся системы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти. Поэтому мы надеемся, что процесс развития информационной оснащенности парламента будет идти позитивно.


Бабкин Аркадий Иванович - Заместитель заведующего отделом информационно-аналитической работы Аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан.


© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 24-25.