Национальные особенности зарубежных медиасистем в условиях рынка: о книге «Медиаэкономика зарубежных стран»



В.Л. Иваницкий



Невозможно представить современный мир без средств массовой информации и технологий, распространяющих СМИ. Без информации и знаний невозможен успех экономики, без полноценно проведенного свободного времени невозможно свободное существование индивидуума. В обоих случаях важнейшим элементом выступают СМИ и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

СМИ являются сегодня важнейшей частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия XX века стала неотъемлемой частью национальной экономики наиболее развитых стран мира. Прогресс в сфере ИКТ преобразует традиционные медиасистемы, все больше разделяя сектор производства содержания в цифровой форме и каналы распространения. При этом первичный процесс производства содержания приобретает экономическую самостоятельность, а аудитория становится все более независимой от журналиста в выборе содержания СМИ.

Развитие медиаэкономики определяется общими процессами, происходящими в постиндустриальных обществах. В развитых странах сектор СМИ аккумулирует значительные ресурсы. Доля медиаиндустрии в валовом национальном продукте развитых стран достигает 3% (США, Великобритания), причем медиасектор в 1980-2000-х годах существенно опережал по росту экономику в целом. Это было связано и с общим экономическим положением (развитие рекламного рынка), и с увеличением свободного времени у людей, и с демографическими изменениями.

В современной России место классических вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» все чаще занимает вопрос «Кто платит?». С переходом к рыночным отношениям наша страна столкнулась с тем, что для многих отраслей экономики выработка новых основ хозяйствования стала трудной, почти невыполнимой задачей. Это в полной мере относится и к средствам массовой информации.

В развитых странах Западной Европы и Северной Америки медиаиндустрия – преуспевающая и прибыльная отрасль, которая является одной из важнейших составляющих современного бизнеса. Особенности финансирования и управления предприятиями СМИ во всех странах имеют специфический национальный колорит, однако закономерности медиаэкономики в экономически развитых рыночных демократиях одинаковы. Данное учебное пособие анализирует и общие принципы, и национальную специфику медиаэкономики в информационно богатых странах мира, обобщая их опыт в этой сфере. В книге дается анализ важнейших концепций медиаэкономики, рассматриваются современные бизнес-модели зарубежных медиакомпаний, содержатся статистические данные о ведущих предприятиях СМИ и о медиаиндустрии в США, Великобритании, странах Северной Европы. К несомненным достоинствам нового учебного пособия также можно отнести то, что оно сопровождено подробными методическими указаниями и справочным аппаратом.

Следует отметить, что данное пособие является первой частью дилогии, посвященной экономике и менеджменту зарубежных СМИ. Его структура повторяет курс лекций «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ», который читается автором** на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Основы экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации» федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго поколения по специальности 021400 «Журналистика», рекомендованной Научно-методическим советом УМО государственных университетов. Вопросы управления и структуры зарубежных медиа будут рассмотрены во второй части, работа над которой будет завершена автором в ближайшее время.


* Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие / Елена Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с. ISBN 5–7567–0298–9
** Автор данной книги, доктор филологических наук, профессор Елена Леонидовна Вартанова является заместителем декана по научной работе факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Иваницкий Валерий Людвигович - Доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.


© Информационное общество, 2003, вып. 3, с. 68.