___________________________________________________
В.Д. Аносов, Л.М. Ухлинов
Рассматриваются основные классы угроз информационной безопасности России, связанные с ростом правонарушений в сфере компьютерной информации. Приведены направления федеральной и региональной государственной политики в области выявления и пресечения компьютерных преступлений.
Развитие информационной сферы, обеспечение ее безопасности становится одним из приоритетов национальной политики промышленно развитых стран мира. Это относится прежде всего к странам "большой семерки" и имеет свое экономическое обоснование. Как считают специалисты, по темпам развития, влиянию на социально-экономическую инфраструктуру, вкладу в научно-техническую революцию, позитивным изменениям в интеллектуализации общества микроэлектронная и компьютерная промышленность, составляющие базу развития информационного пространства любой страны, не имеют аналогов. К 2000 г. эти области промышленности могут стать самыми мощными и наукоемкими в мире. По некоторым оценкам, к этому году объем выпускаемой ими продукции может достигнуть 1 трлн. дол., и превзойти объем рынка природных ресурсов. Уже в 1994 г. около 11 % мирового экспорта товаров в стоимостном выражении пришлось на офисное и телекоммуникационное оборудование, включая компьютеры, комплектующие к ним и полупроводниковые элементы, что превышает объем торговли по направлениям продовольственных продуктов, изделий автомобилестроения, химического производства, топлива.
Началось реальное формирование мирового информационного сообщества. Уже действует более десяти международных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих территорию значительной части стран мира. Их использование позволяет получать целый набор полезных информационных услуг и, в частности, электронной почты, удаленного доступа к вычислительным ресурсам, каталогам библиотек ряда университетов США, Европы, Японии, Австралии, получение копий документов в виде текстов, графики, аудиоинформации, видеофильмов и т. п. Пользователи международных сетей могут принимать участие в телеконференциях по целому ряду проблем, оперативно получать новости крупнейших информационных агентств мира, важную информацию коммерческого характера.
Вследствие этого информационная сфера становится не только одной из важнейших сфер международного сотрудничества, но и международного соперничества. Страны с более развитой информационной сферой способны в определенной степени навязывать другим странам условия формирования мирового информационного пространства и, как следствие, оказывать влияние на формирование и функционирование их информационных сфер. Характерно, что отрыв промышленно развитых стран в совершенствовании современных информационных технологий как основы развития их информационного пространства от других стран мира постоянно увеличивается. В области базовых отраслей микроэлектроники и программного обеспечения он выглядит подавляющим. Более 90 % производства печатных плат, базовых программных средств общего назначения, средств телекоммуникаций и систем связи сосредоточено в США и в других странах "большой семерки". Производство компьютерной памяти сосредоточено полностью в рамках четырех фирм Японии, Германии и США.
Таким образом, даже такой краткий анализ позволяет сделать вывод о важности информатизации как фактора всестороннего развития общества. Уже сегодня нельзя представить нормальное функционирование финансово-кредитной сферы без использования систем сбора и обработки данных. Государственное управление немыслимо без систем телекоммуникаций. Системы спутниковой связи и телевидения вошли практически в каждый дом. И этот список можно продолжать до бесконечности. При этом по мере развития информационных технологий их роль в жизни человечества будет только увеличиваться.
Ярким примером стремительного, развития информационных технологий может служить глобальная информационная сеть Internet. Эта сеть уже в ближайшее время может стать основным средством массовой информации, основной системой передачи информации, основным информационным ресурсом. В отличие от США Россия пока еще находится на начальном этапе создания информационных ресурсов, включенных в Internet. В то же время существует опасность бесконтрольного развития таких ресурсов, что может привести (и иногда приводит) к неконтролируемой утечке информации, носящей стратегический характер.
Учитывая все большее проникновение информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества, целесообразно рассматривать проблемы влияния информационных технологий и систем на все общественные процессы. Принято выделять шесть основных типов объектов, на которые направлен процесс информатизации: промышленное производство, рыночные структуры экономики, государство, общество, наука и образование, личность. При этом каждый из объектов информатизации может и должен рассматриваться как объект нарушения информационной безопасности, что обусловлено объективным существованием ряда угроз. К наиболее значимым относятся:
Кроме того, существование серьезных угроз информационной безопасности России непосредственно связано с появлением нового класса правонарушений — компьютерной преступности. Тенденции информатизации общества, повышения взаимосвязи протекающих в нем процессов с перспективными информационными технологиями требуют более активного формирования и реализации государственной политики федерального и регионального уровней, направленной на противодействие компьютерной преступности, и обеспечения информационной безопасности России.
Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с компьютерной преступностью формируется по следующим основным направлениям:
Важными условиями эффективного функционирования системы являются, во-первых, наличие в ее составе всех необходимых и достаточно развитых составных элементов и, во-вторых, организация тесной взаимосвязи этих элементов между собой.
Накопленный ведущими странами Запада опыт в области регламентации поведения государственных служащих, в том числе и в сфере защиты секретов, может быть весьма полезен для улучшения положения дел в аналогичной области в государственном аппарате России в целом и в ее специальных службах в частности. Кроме того, целесообразно использовать данный опыт для подготовки .нормативных документов, регламентирующих поведение служащих негосударственных организаций и учреждений.
Не менее важным направлением федеральной политики является развитие инфраструктуры информационного пространства Российской Федерации, создание условий для обеспечения сохранности государственных информационных ресурсов, их вовлечения в хозяйственную и иную законную деятельность. Здесь государство прежде всего должно поддерживать создание соответствующих технологий, обеспечивающих возможность формирования и эксплуатации региональных и глобальных телекоммуникационных систем и систем связи, накопления и использования информационных ресурсов. Следовательно, значительно повышается роль государственных органов, координирующих все процессы информатизации общества и обеспечения информационной безопасности на основе использования механизмов программно-целевого планирования. В первую очередь необходимо отметить существенное расширение спектра задач Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, которая должна способствовать повышению эффективности координации работы всех министерств и ведомств в данной области. Одновременно с этим расширяются задачи, решаемые ФАПСИ и Роскоминформом. К новым приоритетным задачам этих структур следует отнести подготовку и реализацию федеральных программ создания информационно-телекоммуникационных систем для органов государственной власти, создания безопасных информационных технологий, развития систем массовых коммуникаций, включая и системы связи, информационного обеспечения населения России, интеграции российских телекоммуникационных систем в международные информационные и телекоммуникационные системы. Возможность успешного решения этих задач была продемонстрирована на прошедшей в июне 1996 г. под эгидой Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности выставке "Российские информационные технологии двойного назначения". В выставке приняли участие организации Минобороны России, ФАПСИ, Роскоминформа, Российской академии наук, Миноборонпрома России и др.
Кроме рассмотренных принципов государственной политики в области обеспечения информационной безопасности в широком смысле и предотвращения компьютерной преступности в частности необходимо отметить совершенствование структуры органов, осуществляющих практическую работу по предупреждению, выявлению и пресечению компьютерных преступлений, а также форм и методов их взаимодействия, создание и совершенствование федеральных и региональных систем защиты информации, определения направлений их деятельности, включая вопросы лицензирования работ по защите информации и сертификации создаваемых средств защиты. Кроме того, важным направлением является развитие международного сотрудничества в области информатизации и предотвращения компьютерных преступлений с четкой ориентацией на стимулирование развития отечественной промышленности средств информатизации и использование средств защиты информации только отечественного производства.
Цель региональной политики Российской Федерации — активизация законотворческой и правоисполнительной деятельности субъектов федерации по реализации скоординированной государственной политики в области борьбы с компьютерной преступностью на своей территории. Можно сформулировать следующие направления этой деятельности:
Таким образом, подводя итог анализу основных направлений государственной политики в области борьбы с компьютерной преступностью, можно сделать вывод, что создание в Российской Федерации демократического правового государства в условиях проведения широкомасштабной информатизации потребует весьма значительных усилий по повышению уровня информационной и правовой культуры общества, формированию общественного правосознания при одновременном совершенствовании жесткой системы выявления и пресечения правонарушений в информационной сфере.