Парламент нашей страны – Маджлиси Оли – был избран всенародным голосованием в 2000 году, после внесения ряда кардинальных поправок в Конституцию Таджикистана. Он состоит из двух палат – Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Сегодня это профессиональный парламент, в котором представлены депутаты от различных политических партий. Его создание стало важным шагом в дальнейшей демократизации жизни нашей республики. Депутаты от Народно-демократической партии, Коммунистической партии, Партии исламского возрождения получили возможность вести в стенах парламента цивилизованные дискуссии по всем актуальным проблемам жизни общества и государства, вносить свои предложения по решению имеющихся проблем.
Изменился стиль ведения законотворческой работы. За годы, прошедшие после создания постоянно действующего профессионального парламента, был принят ряд важнейших законов, других нормативно-правовых актов, направленных на демократизацию жизни в стране, ускорение политических и экономических реформ.
Разумеется, для нашего государства и его парламента сложно сразу создать прочную и долговременную правовую базу для всех происходящих в обществе процессов. Мы находимся на переходном этапе, и жизнь то и дело вносит коррективы в принятые, казалось бы, самые идеальные законы.
В связи с этим перед нами встает ряд проблем повышения эффективности законотворческой деятельности. Пока, к сожалению, работе парламента присущи такие недостатки, как отсутствие четко сформулированных положений, создающих основу для оценки результатов законотворческой работы и ее плодотворности. Для отслеживания этих процессов при руководстве парламента создана информационная служба, которую поручено возглавить мне.
В ее задачи входит оказание информационно-аналитической поддержки в работе парламентариев, обобщение опыта законодательной работы в других странах мира, в частности в государствах СНГ, сталкивающихся со схожими проблемами.
В этой связи следует отметить сложившиеся за последние годы плодотворные и конструктивные связи между аппаратами Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Сложился прочный обмен опытом между специалистами этих структур, что способствует налаживанию более четкого законотворческого процесса в наших странах.
Руководство нашего парламента уделяет также внимание координации усилий по развитию законотворческой деятельности с коллегами по Межпарламентской Ассамблее СНГ.
В практическом плане для успешной работы информационной службы созданы необходимые организационно-технические условия – служба оснащена компьютерным оборудованием, подключена к интернету. Это позволяет оперативно узнавать о новинках в системе законодательства различных стран мира, обобщать их и доводить до сведения руководства и депутатов парламента. Во многом это уже помогло в работе наших законодателей.
Следует отметить, что парламент не может осуществлять свою деятельность в вакууме, без учета общественного мнения и настроений в обществе, которые отражает наша пресса. В связи с этим у нашей информационной службы сложились прочные отношения с представителями как отечественных, так и зарубежных СМИ. Сегодня при Маджлиси Оли аккредитовано более пятидесяти корреспондентов. Это позволяет нам доводить до сведения общественности важнейшие проблемы законотворческой деятельности и, в свою очередь, иметь представление о мнениях населения относительно эффективности принимаемых законодательных актов, необходимости внесения в них изменений и дополнений.
В ходе встреч с нашими коллегами из аналогичных служб парламентов стран-участниц Межпарламентской Ассамблеи СНГ нам доводилось слышать немало лестных слов о постановке работы в нашей информационной службе. Это обнадеживает и вселяет уверенность в ее будущем. Уверен, что нынешняя встреча и обмен мнениями и опытом станет важным шагом в этом направлении.
В заключение хочу еще раз поблагодарить организаторов данного семинара-совещания руководителей информационно-аналитических служб аппаратов парламентов государств-участников СНГ.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 29-30.