Осенью 2009 года в европейском издательстве Peter Lang, в серии «Междисциплинарные исследования коммуникации», в томе III, вышла книга «Электронные эмоции. Эмоции, опосредованные информационно-коммуникационными технологиями».
Книга вышла при поддержке COST (Cooperation in the field of Scientific and Technical Research) – старейшей в Европе межправительственной научной сети в области научно-технического сотрудничества. Редакторами книги являются известный итальянский ученый Леопольдина Фортунати и английский ученый Джейн Винсент.
Проблема эмоций, связанных с ИКТ, нова и для российской, и для европейской науки. Подобные междисциплинарные исследования э-эмоций только начинаются, и это первая книга в данной интересной области.
Роль эмоций во взаимодействии человека с ИКТ предлагается обсуждать с трех точек зрения:
Взаимосвязь между наукой и воображением, эмоциями и рациональностью особенно ярко прослеживается в отношении людей к ИКТ. Основные проводимые в мире исследования социальных аспектов распространения техники связаны с рациональными аспектами поведения и социальных практик. В то же время, каждой социальной структуре соответствуют разная эмоциональная чувствительность и репертуар эмоций. В культурной теории эмоций, разработанной антропологами, эмоции понимаются как поведение, передаваемое на культурном уровне. Эмоции можно изучать в свете социальных практик, перемен, структур и стратификации. Эмоции социальны на уровне социальных групп, пола, поколений. В соответствии положениями классической европейской социологии, эмоции являются одним из организующих принципов социальной дифференциации и стратификации. Эмоции рассматриваются в книге как нематериальный труд. Эмоциональную энергию можно получать, а можно и терять.
Проблема со-конструирования ИКТ и эмоций приобретает стратегическое значение не только на социологическом, но и на экономическом уровне.
С появлением кино и телевидения появились «электронные эмоции», эмоции не между людьми, а между человеком и машиной. Возникает множество вопросов. Что такое конкретно «электронная эмоция»? Как меняются эмоции, опосредованные ИКТ? Какие эмоциональные инвестиции люди вкладывают в ИКТ?
Электронные эмоции – это эмоции, проживаемые или обнаруживаемые с помощью машин. Это эмоции, которые человек почувствовал, описал или показал, произвел или потребил с помощью телефонного разговора, или при просмотре фильма или телепередачи, или на веб-сайте. С помощью ИКТ эмоции, с одной стороны, усиливаются и делаются стереотипными, а с другой стороны, приносятся в жертву из-за возможностей машинного языка.
В первом разделе книги «Эмоции при использовании/не использовании различных устройств» изучается роль эмоций в процессе получения информации и в процессе коммуникации. Основная идея – природа информации и коммуникации относительна и эмоциональна. Эмоции играют большую роль в обретении информации на психологическом и когнитивном уровнях. Большую роль они играют и в коммуникации, уже существует множество исследований эмоциональной коммуникации. Люди общаются, используя множество различных языков, включая невербальный, паралингвистический язык: жесты, выражение лица, позы, тональность голоса и пр. Невербальные каналы несут эмоции непосредственно, а слова несут эмоции косвенно, описательно.
Во втором разделе «Эмоции, порождаемые контентом» изучаются лингвистические аспекты выражения эмоций. Когда коммуникация стала письменной, появились графемы, так называемые эмотиконы (изображения улыбающихся или хмурых лиц с помощью знаков препинания) для письменного выражения эмоций. Изучается также вопрос о том, как мультимодальная коммуникация передает эмоции и как их отслеживать. Утверждается, что добавление образов к устной коммуникации усиливает эмоциональный эффект. Отдельно исследуется проблема доверия как эмоции, предлагается метод измерения доверия в киберинфраструктуре.
В третьем разделе «Эмоциональные инвестиции в ИКТ» основное внимание уделяется широкому распространению мобильных телефонов. Скорость их распространения и ставит вопрос об эмоциях. В жизнь новых поколений мобильная телефония включена с рождения, и поэтому она становится такой же невидимой, как и стационарная телефония. Другая обсуждаемая здесь проблема – изменение роли эмоций при переходе от индустриальной экономики к экономике услуг. Основа любой услуги – это взаимоотношения, а, значит, и эмоции. При этом способности управлять своими эмоциями, правильно оценивать эмоциональное состояние другого человека, возможности влиять на мнения других у всех разные. Предлагается пятимерная модель анализа: самоосознание (осведомленность о собственной компетенции); самоуправление (в частности; способность адаптироваться к переменам, отношение к новым идеям и технологиям), мотивации; способность к сочувствию; социальные навыки. Проводится анализ реакций менеджеров на внедрение новых технологий.
Три раздела книги – это предлагаемая редакторами модель исследования электронных эмоций. Книга содержит международную коллекцию новых междисциплинарных исследований человеческих эмоций, связанных с ИКТ.
Цели книги:
_______________________________
Вершинская Ольга Николаевна - доктор экономических наук, заведующая Лабораторией социально-экономических проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, член Наблюдательного совета Института развития информационного общества
© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 82-83.