____________________
Д.В. Ситников
Компания «Прогноз» основана в 1991 году на базе кафедры экономической кибернетики Пермского Государственного Университета. Генеральным директором и основателем «Прогноза» является доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем и математических методов в экономике Пермского госуниверситета, академик РАЕН Дмитрий Леонидович Андрианов.
На сегодняшний день компания «Прогноз» является одним из ведущих российских разработчиков информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений.
В основе решений компании лежат уникальная научная школа математического моделирования и накопленный опыт успешного выполнения сотен проектов для крупнейших государственных учреждений, предприятий и организаций в России; эффективные технологии построения информационных систем, использование программных продуктов лидеров мирового рынка (Microsoft, Oracle, IBM) и собственного оригинального программного инструментария – Аналитического комплекса «ПРОГНОЗ».
Штаб-квартира компании находится в Перми, представительства – в Москве и ряде регионов России, а также за рубежом – в Пекине и Филадельфии. Сплоченный коллектив «Прогноза» насчитывает более 400 сотрудников и состоит из высококвалифицированных экономистов, программистов, аналитиков. Среди них есть специалисты с ученой степенью – доктора и кандидаты физико-математических и экономических наук.
Сегодня мы знакомим читателей с решениями компании «Прогноз» для региональных органов власти и местного самоуправления.
Сегодня можно констатировать: наше общество пришло к консолидированному осознанию необходимости развития и использования информационных технологий во всех областях деятельности и повседневной жизни. В условиях формирования глобального информационного общества возможность обеспечения связи и получения информации в любом месте, в любое время, на любом языке становится первоочередной задачей, стоящей на повестке дня и страны, и каждого ее региона.
Реализация программы «Электронная Россия» инициировала интенсификацию процесса информатизации в регионах России. Формируется современная информационно-технологическая инфраструктура, органами государственной власти и местного самоуправления реализуются проекты и программы региональной информатизации.
Особое внимание уделяется использованию информационных технологий в государственном управлении. Прежде всего речь идет о создании единой инфраструктуры электронного межведомственного взаимодействия, оказании государственных услуг населению и бизнесу. «Электронная Россия» предусматривает создание условий для организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках формирования электронного правительства России.
Реализация электронного правительства в отдельно взятом регионе может стать основой для успешного выполнения региональной программы информатизации и интеграции региональных информационных ресурсов. В результате появляется реальная возможность создать эффективные механизмы управления муниципальными образованиями, региональными министерствами и ведомствами, региональным бюджетом, ЖКХ, борьбой с преступностью (включая коррупцию и терроризм), что в свою очередь обеспечит устойчивый рост уровня жизни в регионе.
Основным принципом при формировании электронного правительства России является единство архитектурного построения его составных частей, которое можно достичь лишь при соблюдении единых требований и стандартов их построения. Создание региональной системы следует осуществлять во взаимосвязи с федеральным и муниципальным уровнями власти. Этот принцип лежит в основе комплексного решения компании «Прогноз», которое, с одной стороны, обеспечивает разностороннюю поддержку принятия решений в области управления субъектом Российской Федерации, а с другой – является частью единой интеграционной системы органов власти (электронного правительства страны).
С 2003 года компания «Прогноз» принимает участие в реализации проектов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», связанных с разработкой систем поддержки принятия решений для органов государственной власти Башкирии, Чувашии и Якутии. В основе решений компании лежат принципы, технологии и опыт, полученные в ходе выполнения проектов федерального, регионального и муниципального значения.
Важная особенность систем поддержки принятия решений, разрабатываемых «Прогнозом», – применение комплекса динамических имитационных моделей финансовых и материальных потоков экономического объекта. Имитационные модели позволяют связать текущее состояние объекта и сценарии управленческих решений с будущим финансовым состоянием. При помощи многовариантного ситуационного анализа можно получить обоснованные ответы на вопрос «Что будет, если?…», а также решить целевые («Что нужно, чтобы?…») и оптимизационные задачи прогнозирования и планирования.
Решения компании «Прогноз» представляют собой комплекс взаимосвязанных функциональных систем регионального и муниципального уровней, которые разработаны по модульному принципу и могут использоваться обособленно друг от друга – в зависимости от их комплектации и коммуникационных особенностей региона.
Комплекс функциональных систем, предназначенных для обеспечения информационно-аналитической и инструментальной поддержки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, включает несколько программных блоков (рис.1).
1. Централизованное хранилище данных (ЦХД) предназначено для накопления и хранения информации из различных источников, необходимой для обеспечения текущей деятельности и решения прогнозно-аналитических задач органами исполнительной власти субъекта РФ.
В структуру ЦХД входят следующие разделы:
Для фильтрации исходной информации, автоматически загружаемой в ЦХД, пользователь может, задавая критерии значений показателей, активировать механизм автоматической обработки и контроля загружаемых данных.
2. Межведомственная система «Мониторинг – Аналитика – Прогноз» (МС МАП) предназначена для интеграции различных информационных ресурсов в рамках единого каталога показателей и аналитической обработки и выборки данных. Основным назначением МС МАП является обеспечение инструментальной поддержки специалистов органов государственной власти при работе с информацией из различных источников. МС МАП – это своего рода OLAP-средство, но с более специализированной функциональностью, настроенной на отдельные виды анализа. Среди основных функций МС МАП можно выделить следующие:
3. Комплекс специализированных ведомственных информационно-аналитических систем субъекта РФ (СИАС) обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия решений органами исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ в вопросах выполнения их задач и функций.
В рамках СИАС разработаны программные модули, которые могут быть использованы в органах власти как выборочно, так и в комплексе. В последнем случае ведомственные системы интегрируются между собой и обеспечивают единый технологический процесс обработки взаимодополняющей информации.
3.1. Программные модули СИАС, разработанные на текущий момент компанией «Прогноз» для органов исполнительной власти субъекта РФ, поддерживают выполнение следующих функций.
(1) Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития субъекта РФ:
(2) Мониторинг и планирование финансово-бюджетного развития субъекта РФ:
3.2. Среди программных разработок, обеспечивающих поддержку выполнения функций органами местного самоуправления субъекта РФ, выделяются следующие.
(1) Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования:
На текущий момент при реализации информационного взаимодействия между региональным и муниципальным уровнями СИАС применяются следующие схемы (рис.2).
Схема 2. На региональном уровне в интернете формируется веб-раздел для ввода удаленными муниципальными пользователями исходных данных напрямую в региональные системы. Данная схема возможна при устойчивом интернет-канале с достаточной пропускной способностью.
Схема 3. С уровня региональных систем делается вырезка (проекция) региональных задач на уровень муниципального образования, за счет чего формируется типовая муниципальная система, которая впоследствии тиражируется в города и районы. Ввиду того, что структуры хранения данных региональной и муниципальной систем совпадают, это делает возможным обеспечить и функциональное обновление, и информационное взаимодействие между системами.
В свою очередь при разработке комплекса систем для использования всеми муниципальными образованиями применяются следующие подходы:
a) специализация задач муниципального уровня предполагает построение унифицированных систем для каждого муниципального образования (достоинства: возможность учета специализации территории и детализации отдельных задач; недостатки: отсутствие единых принципов построения систем, решающих подобные задачи, и огромные затраты по интеграции с разработками как в других муниципальных образованиях, так и с уровнем региона);
b) типизация задач муниципального уровня предполагает выделение комплекса типичных автоматизируемых задач, присущих всем муниципалитетам рассматриваемой выборки, и построение на основе этого типового муниципального комплекса (достоинства: возможность интеграции с другими муниципалитетами и обмена данными с ними; недостатки: отсутствие связи с региональным уровнем, сложность координации работ и методологической проработки решаемых задач);
c) проекция и адаптация региональных задач на муниципальный уровень (достоинства: наличие в лице региона общей методологической проработки вопросов построения программного комплекса и формирования математической базы решаемых задач, комплексное решение проблем информатизации, поддержка связи с задачами федерального уровня и статистического наблюдения; недостатки: отсутствие узкой специализации подобных систем.
Основными возможностями СЦ являются:
Все программные блоки созданы с использованием Аналитического комплекса «ПРОГНОЗ» (рис. 3), являющегося собственной разработкой компании. АК «ПРОГНОЗ» является инструментальным средством, предназначенным для формирования широкого спектра информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Благодаря его использованию обеспечиваются принцип открытости архитектуры разрабатываемых систем и возможность адаптации предлагаемых решений к особенностям регионов и изменению законодательства.
Кроме того, «Прогноз» предлагает заказчикам информационно-аналитическое и инструментальное обеспечение принятия решений в управлении крупными промышленными предприятиями с многопрофильной деятельностью и разветвленной организационной структурой.
Все сказанное позволяет надеяться, что наша компания сможет внести свой вклад в развитие информационной инфраструктуры России.
_______________________________________________
Ситников Дмитрий Викторович - Руководитель направления региональных решений компании "Прогноз".
© Информационное общество, 2006, вып. 4, с. 49-56.