Оптимальное управление финансовыми ресурсами региона является основой защищенности ритмичного и динамичного развития всех сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга, возможностей производства новых социальных благ для населения нашего города.
Принципиально новым направлением работ и изысканий при проведении экономических реформ в XXI веке является вовлечение в активный хозяйственный оборот нового ресурса в виде прав на результаты интеллектуальной собственности.
Активная целеустремленная инновационная деятельность руководства Комитета финансов, ведущих специалистов основных подразделений, архитекторов и разработчиков программного обеспечения, поставщиков аппаратных решений воплотилась в достижение конкретных результатов – создание интеллектуальной собственности, пополнившей нематериальные активы Комитета финансов Санкт-Петербурга. Комитетом финансов к настоящему моменту получено более десяти регистрационных свидетельств Российского агентства по патентам и товарным знакам на созданные в процессе данной работы программы и базы данных в составе новых технологий финансового управления. Указанные свидетельства являются признанием высокого уровня реализованных научно-технических изысканий за ряд лет, призванных отныне в составе автоматизированных информационных систем обеспечивать новые возможности управления бюджетным процессом в масштабах Санкт-Петербурга.
В поиске оптимальных решений, положенных в основу технологий финансового управления, значительная роль принадлежит положительному опыту ведущих российских государственных структур в сфере финансов и информатики, а также знаниям в вопросах эталонов и лучшей международной практики построения государственных информационных систем финансового управления, полученным на конференциях, симпозиумах, во время совместных пилотных проектов, семинаров, на практике и стажировках. За подобную помощь мы благодарны таким организациям как Агентство технического содействия Правительства Швеции, Фонд «Know-How» (Великобритания), Агентство по торговле и развитию США, Компания SAS. Богатый практический опыт и высокий потенциал знаний, переданных ведущими компаниями из числа поставщиков программных и технических решений специалистам Комитета, участвующим в создании систем, придали новые мощные импульсы данным работам. Опыт подобного взаимодействия имеет для нас особую ценность.
Гарантами модернизации традиционных бизнес-процессов финансового управления, дальнейшего повышения конкурентоспособности в организации работ по бюджетному процессу на основе применения прогрессивных технологий являются разработанные по заказу Комитета финансов автоматизированные информационные системы:
Основной целью создания первой из них – «Автоматизированной информационно-аналитической системы управления рисками по долговым обязательствам бюджета Санкт-Петербурга (РИСК–1)» – является повышение эффективности управления портфелем государственного долга за счет усовершенствования технологии подготовки управленческих решений на основе многоаспектного и многовариантного анализа стратегий управления портфелем долга, а также оценки рисков городского долга.
Система анализа финансовых рисков «РИСК–1» представляет собой многофункциональный программный комплекс. В системе заложены функции анализа и ранжирования вариантов управления, связанные с подмножеством соответствующих сценариев развития факторов риска.
Подсистема факторов риска подразумевает работу с внешними данными, оказывающими прямое влияние на расчеты аналитических показателей долгового портфеля. Среди них – курсы валют, расходы и доходы бюджета, инфляция, законодательные ограничения, межбанковская ставка «libor» и многие другие (по определениям экспертов).
Исторические данные по инструментам долга в ретроспективе лет реализованы автоматизированным способом, предлагаемым системой АИС БП – ЭК в программном комплексе «Книга долга», с обеспечением экспорта/импорта данных по долговым инструментам с ежедневной актуализацией данных между другими системами.
В основу комплекса положен принцип анализа и сопоставления набора аналитических показателей, характеризующих риски заимствований анализируемого субъекта, для различных вариантов управления долговым порт-фелем при возможных сценариях развития рыночной конъюнктуры – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах. На базе сделанных прогнозов для рассматриваемых вариантов управления портфелем производятся расчеты вероятностных распределений значений долговых показателей и сравниваются соотношения риска к затратам по вариантам управления портфелем, а также проводится проверка на законодательные бюджетные ограничения.
Создание программного комплекса подобной сложности потребовало существенного объема научно-методических разработок. Учитывая особенности прогнозирования фондового рынка России, приходится до настоящего времени опробовать и использовать в составе разрабатываемого программного обеспечения не только традиционные методы и подходы, такие как арифметические операции с деревьями прогноза, медианный и квадратичный способы статистического анализа, среднеквадратическое отклонение; но и подходы, которые ранее разрабатывались как чисто теоретические, применимость которых на практике ранее не была опробована.
В системе используется гибридная многомерно-реляционная технология аналитической обработки данных, позволяющая увеличить степень визуализации и упростить работу со сложными и объемными данными, их доставке из хранилищ исторических данных за ряд лет, по запросу пользователя.
В последнее время активное развитие получают системы, построенные на имитационном моделировании, важной особенностью которых является замещение оригинального объекта исследования условной моделью. Подобные системы позволяют проводить ряд экспериментов над исследуемым объектом, затруднительных, а зачастую и вовсе невозможных в реальных условиях.
Разработанный ЗАО «Гелиос–1» по заказу Комитета финансов для задач управления финансирования бюджета развития программный продукт «Система поддержки принятия управленческих решений для анализа эффективности инвестиционных проектов» (СППУР) позволяет комплексно оценивать эффективность инвестиций в поиске оптимальной политики управления.
Используя данный программный продукт и разработанные в нем модели на основе базовой финансовой информации об инвестиционном проекте, эксперт-аналитик имеет возможность рассчитать комплекс показателей, характеризующих коммерческую состоятельность проекта в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов и Министерства экономики Российской Федерации. Результаты расчетов включают официально утвержденные формы бухгалтерской отчетности, что значительно упрощает подготовку документации по инвестиционным проектам, требующим проверки в органах государственной экспертизы.
Система позволяет воссоздать финансовую модель предприятия (а также окружения, в котором оно работает) и производить комплексную экспертизу инвестиционных проектов с учетом таких параметров, как техническое описание проекта; горизонт планирования; план-график ввода производственных мощностей, структура центров затрат; инфляция; издержки производства; программа продаж; структура оборотного капитала; источники финансирования; налоги, льготы.
Отличительными чертами системы СППУР являются:
Особо следует остановиться на возможностях новой технологии финансового управления финансовыми ресурсами региона, предлагаемой «Автоматизированной системой бюджетного процесса – Электронным казначейством». Данная технология в современных очертаниях создавалась за значительный период времени поэтапно, с участием ведущего состава специалистов Комитета и при постоянном тесном взаимодействии с талантливым архитектором прикладного программного обеспечения – Центром информационных технологий Санкт-Петербурга. В настоящий момент система полностью внедрена в практику бюджетного процесса в общегородском масштабе и имеет высокие характеристики развитости.
АИС БП – ЭК – это совокупность программных и технических средств, классификаторов, баз данных, нормативных актов, организационных мероприятий, автоматизировано обеспечивающих операции многостадийного бюджетного процесса и информационное взаимодействие финансовых органов, распорядителей бюджетных средств и подведомственных им учреждений.
Система охватывает все стадии бюджетного процесса в соответствии с требованиями российского и регионального законодательства в данной сфере, реализует казначейский способ исполнения бюджета и включает в себя 6 подсистем:
1. бюджетного планирования;
2. исполнения бюджета казначейским способом;
3. бухгалтерского учета исполнения бюджета;
4. периодической отчетности;
5. анализа и прогноза доходов и расходов бюджета;
6. информационного обеспечения и администрирования.
С первых лет создания система бюджетного процесса развивалась как комплексная система, обеспечивающая все этапы бюджетного процесса. В настоящее время она функционирует на всех уровнях участников бюджетного процесса – в Комитете финансов, финансовых управлениях по районам, у главных распорядителей бюджетных средств в лице территориальных и отраслевых органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга, а также в сети подведомственным им бюджетных учреждений.
Прикладное программное обеспечение системы позволяет автоматизировано осуществлять производство трудоемких операций, основными из которых являются:
В основу действующей в настоящее время системы АИС БП – ЭК положены системные средства и средства разработки корпорации Microsoft, основными из которых являются:
Анализируя итоги функционирования АИС БП – ЭК в Санкт–Петербурге за последние годы, следует признать особо ценными следующие полученные результаты, сопутствующие внедрению казначейского способа исполнения бюджета в общегородском масштабе:
Реализованный в системе АИС БП – ЭК казначейский способ исполнения бюджета, в отличие от ранее используемых традиционных способов исполнения бюджета, отделяет информационные потоки от денежных и, таким образом, дает возможность ежедневно дополнительно использовать сумму неизрасходованных средств бюджета, которая складывается из суммы остатков на бюджетных счетах за день и суммы средств в пути.
При казначейском способе исполнения бюджета уполномоченный финансовый орган (Комитет финансов) осуществляет платежи за предоставленные товары, услуги и работы от имени и по поручению органов государственной власти и сети бюджетных учреждений. Оптимизация финансовых потоков достигается исключением из предыдущей схемы перечисления денежных средств двух групп участников: распорядителя средств и бюджетного учреждения.
В результате внедрения казначейской системы сокращается время прохождения средств от плательщика до получателя бюджетных средств (с 9 до 1–3 дней), повышается степень прозрачности и подконтрольности бюджетных потоков.
Одним из основополагающих условий успешного функционирования казначейского механизма исполнения бюджета на основе данной технологии является наличие единого казначейского счета (далее ЕКС), технология функционирования которого может быть реализована при условии использования мощной информационной технологии, предложенной указанной системой. Исполнение регионального бюджета в режиме ЕКС позволяет оптимизировать финансовые потоки, осуществлять более полный контроль своевременности перечисления средств, владеть оперативной информацией о ходе исполнения бюджета, вести централизованный учет операций по доходам и расходам, обеспечивать высокую степень сохранности бюджетных средств. В целях реализации на практике принципа единства кассы необходим высокий уровень информационных технологий, обновление и модернизация технической базы, разработка единой методологии и согласование инструктивно-методологических документов Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.
Таким образом, к настоящему моменту указанная система предлагает специалистам Комитета финансов как органу, ответственному за организацию процесса исполнения бюджета и исполняющему бюджет, принципиально новую информационную технологию управления бюджетным процессом, представляющую собой инновацию, востребованную и в других регионах Российской Федерации.
Одной из основных ценностей применения системы является наличие единой информационной базы бюджетного процесса в текущем периоде и за ряд прошедших лет. С информационной точки зрения база данных системы представляет собой совокупность центральной и локальных баз данных.
Функционирование прикладных комплексов программного обеспечения осуществляется на постоянно развивающихся решениях технических и системных обеспечивающих уровнях, развиваемых и обновляемых согласованно с достаточным опережением.
Одним из выдающихся результатов работ за последний год является завершение совместного проекта с известной американской компанией Hewlett Packard и Санкт-Петербургским исполнителем в лице ООО «АНД Проджект» по созданию в Комитете финансов современного и мощного Центра обработки данных. В данное время Центр представляет собой группу высокопроизводительных серверных компьютеров, обеспечивающих хранение и обработку баз данных АИС БП – ЭК за ряд лет. Основополагающие решения построения Центра обработки данных за последний год укреплены за счет применения современных технологий, рекомендуемых при построении крупных корпоративных систем повышенной надежности и безопасности. Таковыми являются решения на основе кластерных технологий, обеспечивающих одновременную обработку несколькими серверами единой базы с повышенной отказоустойчивостью.
Узлы кластера располагаются в двух территориально удаленных серверных помещениях Центра обработки данных Комитета финансов для обеспечения катастрофоустойчивости системы, подготовленных в соответствии с требованиями устанавливаемого оборудования и промышленных стандартов на построение серверных помещений, оснащенных вентилируемыми фальшполами, системой пожаротушения, промышленной системой кондиционирования, системой бесперебойного электроснабжения.
Значительным шагом в развитии ЦОД КФ стало применение выделенных дисковых подсистем Hewlett Packard ХР, не имеющих единой точки отказа, все подсистемы которых – диски, платы ввода-вывода, память, процессоры управления, источники питания – обеспечиваются необходимым уровнем дублирования. Соединение серверов с выделенными дисковыми подсистемами осуществляется через сеть хранения информации (SAN) и также предусматривает альтернативные резервные соединения и пути доступа через дублированные коммутаторы, обеспечивая необходимый уровень производительности операций доступа к данным.
В качестве организационных мер, обеспечивающих сохранность и целостность данных, применяются библиотеки магнитных лент повышенной емкости, надежности и производительности и использующие сеть хранения информации SAN.
Многопроцессорный сервер нового поколения HP Integrity Superdome – самая мощная и высокопроизводительная модель в линии серверов HP Integrity. HP Integrity Superdome создан для решения задач любой сложности, построения корпоративных центров обработки данных, систем обработки транзакций, систем управления ресурсами сложных расчетов в областях экономической, научной и технологической деятельности. HP Integrity Superdome обладают непревзойденной производительностью, надежностью, мощностью, защищенностью и управляемостью. Зеркалирование хранимой информации, дублирование аппаратных средств, территориальное разнесение, альтернативные пути для каналов доступа к информации – все это позволяет добиться значимых показателей надежности функционирования системы. Проведенные работы позволили предотвратить риск остановки системы вследствие непредвиденных обстоятельств (пожар, протечки, несанкционированное вмешательство, террористические акты); повысить надежность функционирования системы до 99,997% – (12 минут простоя в год) с учетом стремительной динамики возрастания баз данных бюджетного процесса по отношению к прошлым периодам, что с учетом вышесказанного понятно объясняется значительным увеличением контура сети и возрастанием количества пользователей.
Осуществление работ по созданию полнофункционального Центра обработки данных Комитета финансов проводилось поэтапно, в силу сложности задачи ввода новых аппаратных и программных мощностей и значительных объемов финансовых вложений.
Сложный процесс запуска комплекса в эксплуатацию, с учетом необходимости зеркалирования реальной информации на территориально разнесенных дисковых подсистемах и недопустимости остановки АИС БП – ЭК проведен специалистами Московского и Санкт-Петербургского представительств фирмы Hewlett Packard в сжатые сроки и без перерывов в работе пользователей системы.
Следует акцентировать внимание на основном результате работы – создании современного производительного центра обработки данных АИС БП – ЭК Комитета финансов и отсутствии остановок в работе системы по причине отказа технических средств.
Прикладное программное обеспечение функционирует в корпоративной вычислительной сети финансовых органов города (КВС) и объединяет в себе информационную базу всех потенциальных участников АИС БП – ЭК, являясь центром информационной сети финансовых служб исполнительных органов государственной власти города. На данной основе обеспечивается электронный обмен данными участников бюджетного процесса на нескольких уровнях – Комитет финансов, главные распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения.
Корпоративная вычислительная сеть построена как сложная многоуровневая гетерогенная распределенная вычислительная сеть.
Локальная сеть Комитета финансов (ЛВС КФ) построена на основе структурированной кабельной системы. Здание Комитета разбито на зоны, каждую из которых обслуживают соответствующие центры коммутации, в которых установлено активное сетевое оборудование. К рабочим местам пользователей проложены коммуникации типа «неэкранированная витая пара категории 5». Центры коммутации соединены между собой оптоволоконным кабелем.
В Комитете финансов используется оборудование фирм «Foundry Networks» и «Enterasys Networks». Данное оборудование позволяет строить высокопроизводительные сети с высокой степенью защиты. Используются технологии Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, Virtual Networking.
Пользователи Комитета подключены к сети на скорости 100 Мбит/с. Скорость подключения между центрами коммутации и серверами – 1 Гбит/с. Сеть разделяется на ЛВС Комитета финансов, ЛВС главных распорядителей бюджетных средств. Созданы 55 выделен-ных оптоволоконных каналов передачи данных пропускной способностью от 64 до 2048 Мбит/с, соединяющих центр обработки данных Комитета финансов с сетями удаленных пользователей АИС БП – ЭК; наиболее высокая из указанных скоростей используется при взаимодействии с районными управлениями Комитета финансов с учетом крайне интенсивных потоков информации.
В Комитете функционирует модемный пул на 120 каналов для обеспечения передачи информации бюджетными учреждениями. Подключение пользователей в сетях главных распорядителей бюджетных средств осуществляется также на скорости 100 Мбит/с.
Принимаются меры, поэтапно проводятся работы по обеспечению создания и функционирования полнофункциональной системы защиты, в свою очередь состоящей из нескольких уровней и подсистем на основе сертифицированных средств защиты от несанкционированного доступа:
1. Уровень передачи данных от внешних конфиденциальных источников (обеспечивается на уровне криптозащиты каналов связи).
2. Уровень защиты данных КФ при выходе в международные сети (обеспечивается установкой серверов защиты Firewall).
3. Уровень защиты данных на рабочих местах пользователя (обеспечивается программно-аппаратными средствами).
В 2004 году Комитетом финансов на первый план поставлены работы, связанные с выполнением поставленной Правительством Санкт-Петербурга задачи по закрытию расчетных счетов бюджетным учреждениям во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и обеспечению в данных условиях ритмичного финансирования выплат заработной платы и наличных средств по хозяйственным расходам, то есть проведению операций по выплате наличных средств. И вновь базисом становится технология, предложенная в рамках системы АИС БП – ЭК. Подобный проект в масштабах Санкт-Петербурга с охватом количества учреждений до 2 900 не имеет аналогов в России.
Автоматизация данных операций осуществляется Комитетом финансов со специальных банковских счетов, открытых в расчетно-кассовых центрах Главного Управления Центрального Банка России по Санкт-Петербургу на основе специально разработанной Комитетом финансов инструкции. В реализации данного электронного документооборота с участием управлений Комитета финансов по районам впервые применена технология прямого веб-доступа удаленных клиентов к центральной базе Комитета финансов, с учетом необходимости обеспечения высокой оперативности ведения записей в журнале выдачи чеков одновременно с двух уровней (Комитет – район). Использована новая смешанная электронно-бумажная технология: электронное поручение, бумажное поручение, чек установленного образца. Обучено работе с применением данной технологии более 400 специалистов; в данный момент операции успешно осуществляются в сети учреждений, подведомственной районным администрациям.
Вторым по значению проектом текущего года следует признать осуществление Комитетом финансов автоматизации платежей по налогам и сборам от имени и по поручению бюджетных учреждений во исполнение ст. 215 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Единого счета по исполнению бюджета Санкт-Петербурга. Использованы требования указаний Министерства финансов совместно с Министерством по налогам и сборам Российской Федерации по соответствующему заполнению платежных документов.
На основе прикладного программного обеспечения системы успешно и комплексно реализованы действия по переводу показателей проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год на новую бюджетную классификацию в соответствии с инструктивными требованиями Министерства финансов Российской Федерации в свете Концепции реформирования бюджетного процесса России, утвержденной Правительством на 2004–2006 годы.
Перспективы системы неразрывно связаны с изменениями в бюджетном законодательстве Российской Федерации:
2) с реформированием системы межбюджетных отношений в России, обусловленным внесением соответствующих изменений в Бюджетный кодекс в связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3) с учетом требований Министерства финансов России по введению в действие новой инструкции по бюджетному учету на 2005 год.
1. Создание системы ведения реестра расходных обязательств Санкт-Петербурга, использование которого в процессе планирования и исполнения бюджета предусматривается Концепцией реформирования бюджетного процесса Российской Федерации на 2004–2006 годы. Реестр представляет собой упорядоченный в соответствии с бюджетной классификацией свод обязательств Санкт-Петербурга по предоставлению физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления средств, обусловленных законами, иными правовыми актами, договорами или соглашениями.
2. Совершенствование механизмов бюджетного планирования при переходе от управления затратами к управлению результатами, предусмотренное Концепцией реформирования бюджетного процесса Российской Федерации на 2004–2006 годы, и переход к применению составления структурированных докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Реализация в АИС БП – ЭК данного механизма является необходимым условием переориентации бюджета Санкт-Петербурга на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответственности всех участников бюджетного процесса.
3. Развитие и внедрение программного обеспечения АИС БП – ЭК на уровне муниципальных образований Санкт-Петербурга. Необходимость данной работы вызвана вступающими в силу с 01.01.2006 г. изменениями в статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими возможность передачи исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта при кассовом обслуживании финансовым органом субъекта Российской Федерации исполнения бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта. При этом придется создать техническую базу и провести установку системы, обучение пользователей при обоюдном согласии муниципальных образований об обслуживании в городском казначействе.
4. Будут продолжены работы по взаимодействию с информационными системами органов государственной власти федерального уровня – Управлением Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Главным управлением Центрального Банка Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Санкт-Петербургу, а также органами исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению.
© Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 4-11.