Концепция развития перспективной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы
Ю.И. Припачкин, председатель Совета директоров Московской телекоммуникационной корпорации
Переход к информационному обществу, о котором много говорят как о недалеком будущем, совершается в Москве стремительно и естественно. Оформляется новый вид собственности в виде городской информации, которой нужно научиться эффективно владеть, пользоваться и распоряжаться. При этом телекоммуникационные сети имеют то же значение, какое имели железные дороги в России сто лет назад при освоении природных ресурсов страны.
Для сохранения и развития лидерства в этой сфере Москве необходима выверенная стратегия развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города. Такая стратегия должна:
отражать передовые тенденции развития технологий связи и изменяющиеся потребности всех потенциальных пользователей;
учитывать инвестиционные предпочтения действующих в этой области финансовых институтов;
стимулировать законодательные процессы в области связи;
обеспечивать необходимый уровень социальной направленности процесса развития телекоммуникаций и информатизации;
координировать интересы коммерческих и некоммерческих участников.
В рамках работы Межведомственной комиссии по информатизации и при реализации городской целевой Программы создания Московской волоконно-оптической сети (МВОС) КОМКОР с 1993 года занимается вопросами развития и взаимного влияния Общегородской информационной системы (ОИС) и рынка телекоммуникационных услуг. При этом под ОИС понимается совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, а также нормативно-правовая база, необходимые для успешного формирования информационной инфраструктуры города.
В городе можно выделить три основных направления предоставления информационно-телекоммуникационных услуг:
ведомственные распределенные телекоммуникационные сети, созданные для Мэрии, Москомзема, Госкомимущества, ГУВД, Налоговой инспекции, Налоговой полиции и т. д.;
системы управления городским хозяйством, обеспечивающие оперативный сбор показателей состояния инженерно-технического оборудования, пожарную и охранную сигнализацию, видеонаблюдение, мониторинг окружающей среды, учет потребления и оплаты коммунальных услуг;
системы информационного обслуживания, включая кабельное телевидение и радиовещание, интерактивные игры, видео по запросу, цифровую телефонию, опрос общественного мнения, доступ к Интернету.
Развитие ОИС напрямую связано с развитием телекоммуникационного рынка и, более того, задает требования к нему. С другой стороны, естественно, возможности телекоммуникационных технологий также влияют на построение ОИС.
С учетом этих взаимных процессов Московской телекоммуникационной корпорацией подготовлена Концепция построения перспективной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в городе.
В основу Концепции положены следующие восемь принципов.
1. Комплексный подход к проблеме создания перспективной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, предусматривающий:
использование возможностей всех операторов на телекоммуникационном рынке города;
совместную разработку организационных, технических, программных, информационных и телекоммуникационных средств, а также нормативно-правовой базы, необходимых для успешного формирования информационной инфраструктуры города;
строительство в рамках городской целевой Программы МВОС мощной магистральной транспортной сети, обеспечивающей доставку различной информации к многочисленным узлам сети в городе, от которых эта информация должна доставляться к потребителям, и строительство интегрированных широкополосных сетей доступа, решающих проблему «последней мили» для предоставления полного спектра информационно-телекоммуникационных, в том числе интерактивных, услуг.
2. Учет возможностей и особенностей современного этапа развития телекоммуникационных и информационных технологий, которые характеризуются:
осознанием того факта, что городская информация является важной компонентой собственности города;
быстрым увеличением полосы пропускания каналов связи и скорости передачи информации при снижении их удельной стоимости;
достижением в процессе эволюционного развития критических результатов в области вычислительной техники, что привело к значительному удешевлению удельной вычислительной мощности и снижению цен на все более мощные процессоры и построенные на их базе цифровые устройства обработки информации;
появлением возможности объединять глобальными сетями технически разнородные системы.
3. Ориентация перспективных технологий на интеграцию предоставляемых услуг.
Технологические достижения приводят к тому, что перестают быть дефицитными средства связи и обработки информации. При этом перспективные сети связи, включая «последнюю милю», перестают быть привязанными к какой-либо одной услуге, они одинаково предназначены для телефонных услуг, для передачи данных, для доступа к информационным ресурсам, для реализации средств телеметрии при управлении инженерным хозяйством города, для доставки (в том числе по запросу пользователей) телевизионных и радио программ.
4. Повышение роли городской политики в процессе модернизации единой для всех видов услуг телекоммуникационной инфраструктуры города.
Для Правительства Москвы решающим должно быть то обстоятельство, что телекоммуникационная и информационная инфраструктура будет все более широко применяться для некоммерческих целей городского характерна, то есть для обеспечения функционирования органов городского управления, для медицины, для охраны общественного прядка, для образования и социальной защиты, для защиты окружающей среды, для управления при чрезвычайных ситуациях и т. д. Поэтому город должен стимулировать поиск инвестиций и принимать участия в инвестиционном процессе для развития и модернизации базовой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
5. Обеспечение самоокупаемости и инвестиционной привлекательности проекта.
Мировой опыт показывает, что вложения в строительство перспективной телекоммуникационной инфраструктуры окупается только в случае предоставления на ее основе всего комплекса информационных и связных услуг. Поэтому предполагается, что город должен поддерживать проекты развития инфраструктуры связи, если ее технические решения допускают интеграцию всех телекоммуникационных, информационных, вещательных и телеметрических услуг. Это не значит, что речь должна идти о построении только одной сети, способной предоставлять все виды услуг, речь идет о возможности интеграции на основе единой инфраструктуры различных технических средств, используемых для решения различных задач.
6. Необходимость социальной направленности проекта.
Понятна привлекательность некоторых элитных технологий, таких как «оптоволокно в квартиру», сотовое телевидение, цифровое телевидение и цифровое радиовещание. Однако для проекта городского масштаба следует иметь в виду необходимость доведения до большого числа пользователей «демократичных» дешевых услуг, а также важность обеспечения простоты подключения к сети (в том числе без каких-либо абонентских устройств) аналоговых телевизионных и радиоприемников для получения «общедоступной» информации. Это требует использования технологий, одинаково пригодных как для простых аналоговых, так и для цифровых (в том числе с реализацией обратного канала) методов связи.
7. Ориентация на реализацию текущих и перспективных городских проектов в смежных областях.
Предполагается, что создаваемая инфраструктура должна быть направлена на ускорение реализации масштабных городских программ, таких как реформа жилищно-коммунального хозяйства, социальные программы, реформа здравоохранения и образования, совершенствование методов управления городским хозяйством.
8. Обеспечение защиты информации и информационной безопасности города.
Совместно с Межрегиональным аналитическим центром
(МРАЦ) и другими заинтересованными организациями и ведомствами предполагается реализовывать средства регламентации доступа к информационным ресурсам, идентификации фактов несанкционированного использования систем, использования абонентских средств защиты информации, защиты телекоммуникационных каналов передачи информации.
В настоящее время в городе существует инфраструктура, которая будет использоваться еще длительное время. Имеются в виду сети МГТС, МГРС, Мостелеком. В то же время реализуются проекты, направленные на модернизацию существующих и создание новых сетей связи. В этой ситуации важно определить перспективный путь перехода к новой инфраструктуре, который наиболее полно соответствует приведенным принципам, в первую очередь, в связи с необходимостью развития Общегородской информационной системы и Единой системы управления городским хозяйством.
Необходимо построить систему взаимодействия со всеми телекоммуникационными операторами с целью использования их возможностей при реализации Концепции. Особо необходимо отметить, что реализация рассматриваемой Концепции потребует выполнения в Москве специальной программы обучения и переподготовки кадров и населения, направленной на эффективное использование современных информационных технологий.
Реализация Концепции возможна при решении трех групп вопросов: технических, организационных и экономических.
В качестве технического инструментария, обеспечивающего возможность эффективного развития ОИС, в дополнение к имеющимся в городе телекоммуникационным возможностям, наиболее перспективно создание новейшей инфраструктуры на базе технологий волоконно-оптических магистральных сетей и широкополосных гибридных волоконно-коаксиальных сетей доступа (так называемые сети HFC).
Ядро этой инфраструктуры уже заложено в результате реализации в течении последних четырех лет городской программы создания Московской волоконно-оптической сети и отработки при этом всех используемых технологий. В настоящее время проложено более 2000 км волоконно-оптического кабеля, построены транспортные и вторичные сети передачи данных с использованием протоколов SDH, ATM, TCP-IP и FRAME RELAY со скоростями передачи от 1,2 Кбит/с до 2,4 ГГб/с, транспортная сеть кабельного телевидения на 60 телевизионных и 40 аудиопрограмм. Сданы в эксплуатацию гибридные волоконно-коаксиальные сети доступа на 5 тысяч квартир, завершается строительство таких сетей доступа на 100 000 квартир в различных районах города (Хамовники, Чертаново и др.).
Необходимо отметить, что все проекты и строительные работы выполняются в соответствии с требованием ЕСКД, соответствующих ГОСТов, СНИПов и международных стандартов, а введенные в эксплуатацию сети сданы Госсвязьнадзору. В Москве организовано производство волоконно-оптического кабеля и части номенклатуры оборудования, причем доля используемого оборудования собственного производства будет увеличиваться.
Особенность строящихся сетей заключается в возможности предоставления на их основе полного комплекса телекоммуникационных услуг, включая услуги охранной и противопожарной сигнализации, диспетчеризации инженерного оборудования зданий, услуг кабельного телевидения (в том числе «видео по запросу», цифрового и интерактивного телевидения), цифровой телефонии, передачу данных, информационного обслуживания (в том числе доступ к Интернету), электронных платежей и электронной торговли, удаленного обучения. В городе получили поддержку и реализуются новейшие телекоммуникационные проекты – например, проект по телемедицине на основе сети АТМ.
В настоящее время в мире при строительстве сетей доступа используются три основные технологии. Первая технология основана на витой паре медных проводов и используется телефонными компаниями (МГТС, Комстар, Телмос, МТУ-информ и другие). Вторая технология используется кабельными компаниями, создающими широкополосные сети доступа с интеграцией услуг. К третьей группе относятся беспроводные технологии, такие, как сотовая телефония, CDMA, пейджинг, транкинг, а также эфирное, спутниковое и сотовое телевидение.
Фактически в первой группе доминирует МГТС. В третьей группе нет явных лидеров и, в принципе, беспроводные технологии не решают задачу комплексной модернизации городской инфраструктуры. Во вторую группу входят компании КОМКОР, Мостелеком, Мостелетехник и другие, однако доминирует в этой группе КОМКОР.
В городе создана ситуация цивилизованной конкуренции, при которой конкуренты имеют развитые сети доступа, но ориентируются на принципиально разные технологические концепции, расширяющие пространство выбора для клиента. С другой стороны, будет обеспечен плавный переход от старых сетей к новым с учетом необходимости сохранения социальной направленности услуг. Город обязан предоставлять своим жителям минимальный набор услуг и регулировать тарифы на них.
Организационная сложность проекта заключается в его масштабах. Внедрение новых услуг и строительство сетей доступа для 3 млн. московских квартир в течении пяти лет потребует жесткой и четкой организации работ. Предстоит ежемесячно строить сети для 50 тысяч квартир, для чего задействовать весь имеющийся в городе проектный и строительный потенциал. Для контроля за ходом работ создан наблюдательный совет во главе с мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
Важнейшей частью организационной составляющей Концепции является ее законодательное обеспечение. Принятие в феврале «Закона о кабельном телевидении в городе Москве» позволило существенным образом продвинуться в этом направлении. Однако необходимы и другие законодательные акты, прежде всего, регулирующие использование информационных ресурсов.
Экономический анализ Концепции рассчитан на 10 лет – с 1999 по 2008 гг.
Суммарный объем капитальных затрат, необходимых для реализации проекта, оценивается в 949 млн. долларов. Проект становится прибыльным, начиная со 2-го квартала 2001 года, полученную прибыль предполагается направлять на финансирование дальнейших капитальных вложений и на погашение заемных средств и процентов по ним. Вывод сети на запланированную емкость – 3 миллиона потенциальных абонентов, предполагается в третьем квартале 2003 года. Число пользователей услуг по передаче данных составляет, по расчетам, в среднем 10 процентов от числа абонентов кабельного телевидения, при этом услуги кабельного телевидения и передачи данных должны приносить сопоставимые по величине доходы. Расчет показывает необходимость заемного финансирования в размере около 430 млн. долларов США. Проект имеет следующие экономические показатели: коэффициент годовой рентабельности продаж достигает 26%, первоначальные вложения окупаются за 6,4 года, годовая внутренняя норма доходности на первоначальные вложения составляет 21,2%. При экономическом анализе проекта не учитывались затраты и поступления, связанные с реализацией общегородской информационной системы, а также возможностями использования создаваемой сети для цифровой телефонии и диспетчеризации инженерного хозяйства. Одним из важных социальных последствий реализации проекта будет повышение занятости на профильных предприятиях города, производящих кабель и оборудование, а также востребованность интеллектуального потенциала специалистов в высокотехнологичной области информационно-телекоммуникационных систем.
Особо необходимо подчеркнуть потенциальную экономическую значимость Проекта в части телеметрии и диспетчеризации инженерного хозяйства города. Предстоящая реформа жилищно-коммунального хозяйства Москвы, необходимость повышения качества коммунальных услуг, назревший переход на современные методы платежей – все эти задачи невозможно решить без коренной модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города. Можно предположить, что стратегическая важность этого аспекта проблемы обусловит значимость связанных с ним экономических параметров бизнес-плана и существенно повысит окупаемость и инвестиционную привлекательность Проекта в целом.
При подготовке Концепции были учтены предложения и замечания нескольких десятков предприятий и организаций города. Особо хотелось бы отметить работу специалистов Моспроекта, Гипросвязи, НИИРа, МГТС, ИТЦ Москвы.
Рассматриваемая Концепция была детально обсуждена на Наблюдательном Совете, образованном по распоряжению Мэра от 06.01.98 и контролирующем ход реализации городской программы создания Московской волоконно-оптической сети, и на рабочей группе по развитию широкополосных сетей доступа, созданной в соответствии с распоряжением первого заместителя Премьера от 30.12.97. Концепция в целом была одобрена и рекомендована к принятию Правительством Москвы. На Концепцию получено положительное заключение государственной экспертизы от 03.02.98, проведенной Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы Миннауки РФ.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 14 - 17.