О готовности Москвы к информационному обществу




В.А. Беляев



Утверждением Концепции движения Москвы к информационному обществу сделан серьезный шаг в реализации на региональном и муниципальном уровне государственной политики информатизации. Иными словами, для российской столицы определен стройный комплекс взаимоувязанных мер, воплощение в жизнь которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, с приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности.

Действительно, Москва имеет предпосылки для того, чтобы стать международным городом. Она является крупным международным транспортным узлом, одним из центров исторически сложившихся связей в рамках СНГ и Восточной Европы, местом базирования штаб-квартир ряда транснациональных компаний и региональных представительств многих международных компаний и так далее. Поэтому вступление столицы в клуб международных информационных городов должно стать важной стратегической целью московских властей. Как уже подчеркивалось, многие тенденции современного информационного общества уже характерны для столицы. Она не только центр производства и хранения информации, но и центр научной, образовательной деятельности, культурной жизни страны, главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Москва занимает первое место в России по обеспеченности компьютерной техникой, по развитию сотовой связи и доступа населения к интернету. Словом, Москва является лидером движения страны к информационному обществу, и именно она должна подать пример другим регионам.

Рассмотрим основные положения Концепции движения Москвы к информационному обществу, в частности, готовность жителей столицы к жизни в информационную эру.

Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества.

1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития.

2. Превращение процессов получения и переработки информации в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики.

3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональные, но и бытовые.

4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Что касается главной цели Программы движения Москвы к информационному обществу, то следует сказать, что Москва должна войти в информационное общество в качестве центра информационной деятельности, как информационный город. Это означает, что Москва должна стать:


Что касается финансового обеспечения Программы движения Москвы к информационному обществу, то следует отметить, что развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города и формирование индустрии инфо-коммуникационных услуг требует значительных финансовых затрат. Рассчитывать, что городской и районные бюджеты или федеральный бюджет полностью обеспечат все расходы столицы на информатизацию, в данном случае не приходится. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг основным источником финансирования проектов общегородского и районного уровней должны стать инвестиции отечественных и зарубежных коммерческих структур, а так же средства населения Москвы.

На наш взгляд, следует выделить пять основных направлений развития экономических механизмов финансовой поддержки программы.

(1) Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Должны быть предусмотрены гарантии Московского правительства на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональная политика регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм.

(2) Создание привлекательных условий для отечественных коммерческих структур. Для ряда проектов предполагается использовать средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов. В качестве одного из условий привлечения инвестиций предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города. Должны быть пересмотрены некоторые положения налоговой и таможенной политик, направленные на выравнивание условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Следует рассмотреть возможность снижения налогооблагаемой базы на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию проектов программы движения Москвы к информационному обществу.

(3) Разработка комплекса мероприятий, позволяющих привлечь средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для общественных культурно-информационных центров и отдельных категорий домашних пользователей должны быть предусмотрены льготы по сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, по приобретению отдельных программных и информационных продуктов, а также списанной в государственных организациях устаревшей вычислительной техники, снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров интернета. Экономическое стимулирование пользователей должно рассматриваться как мера, ничуть не менее важная, чем стимулирование производителей или посредников информационных и телекоммуникационных услуг.

(4) Разработка системы протекционистских мер для отечественных производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработчиков прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг. Должно быть предусмотрено гибкое регулирование тарифов на использование общедоступных телефонных сетей. Преференции отечественным производителям должны включать меры по льготному кредитованию московскими банками под гарантии городского правительства. Должны быть предусмотрены специальные налоговые льготы, в том числе долговременные, для тех отечественных предприятий с различной формой собственности, которые активно участвуют в реализации проектов программы движения Москвы к информационному обществу (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.).

(5) Для отдельных социально важных проектов информационных систем и инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг (службы занятости, пенсионное и социальное обеспечение и пр.), особенно на первом этапе, следует предусмотреть целевое бюджетное финансирование при рациональном распределении средств из городского и районного бюджетов. Должен быть предусмотрен жесткий контроль городского правительства и префектур за расходованием этих средств.

Есть несколько направлений экономической политики, которые могут обеспечить устойчивое развитие города в условиях развития глобального информационного общества:


Следует также иметь в виду, что в информационном обществе возрастает экономическое значение информационной деятельности, к которой можно отнести также научную, культурную, управленческую и другие виды деятельности.

Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг неовеществленных технологий – программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и так далее. Во втором случае речь идет о повышении дохода либо за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий, непосредственно не торгующих информационными продуктами, либо за счет того, что наличие информационных ресурсов создает условия для развития других сфер доходной деятельности. Примером последнего может служить деловой познавательный туризм, когда наличие в городе государственных научных учреждений, библиотек, музеев и архивов, не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта.

Помимо сказанного, нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанной с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться на его экономическом положении.

Благодаря своему столичному статусу Москва занимает особое место в экономическом и информационном пространстве России. Здесь принимаются принципиальные решения, определяющие ситуацию не только в стране, но и на международном уровне, именно здесь сосредоточенны информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления.

Вполне оправданной является постановка вопроса, насколько выполнение столичных функций экономически выгодно или не выгодно Москве. Тут возможны два направления анализа. Первое – это прямой расчет расходов и доходов Москвы, связанных с содержанием правительственных учреждений федерального уровня. Этот расчет проводится каждый год для определения размеров федеральных субвенций на выполнение Москвой столичных функций, и он не в пользу Москвы. При 300 млн. рублей подоходного налога, получаемого от федеральных служащих, дотации Москвы на поддержание соответствующей социальной инфраструктуры составляют 2,5 млрд. рублей. Но каким бы ни был этот расчет, нельзя отрицать, что столичные функции Москвы имеют большое количество положительных экономических эффектов, особенно проявившихся с развитием экономических реформ.

Статус Москвы помогает привлекать большое количество иностранных инвестиций, обуславливает расположение в Москве крупнейших банков, офисов национальных и транснациональных корпораций, бирж, оптовых торговых форм, страховых компаний и т.д., что делает Москву центром экономической деятельности и принятия решений отнюдь не только в сфере государственного управления. Все это, несомненно, обеспечивает и значительный доход в бюджет Москвы, создает рабочие места для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество приезжих, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов и занятости.

Тем не менее, характеризуя потенциал Москвы как "информационного города" и перспективы ее экономического развития, нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки – основного источника инноваций в современном обществе. Бюджетного финансирования хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую зарплату сотрудников научно-исследовательских учреждений, экспериментальная база науки практически не обновляется. В результате происходит, с одной стороны, массовая "утечка умов" как за пределы страны, так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная перегрузка исследователей добыванием дополнительных доходов. В этих условиях становится реальной угроза деградации значительной части научного потенциала Москвы.

Большая часть научных учреждений Москвы управляется и финансируется федеральными органами, однако в свете перспектив вхождения Москвы в информационное общество город заинтересован не только в развитии областей науки, непосредственно удовлетворяющих нужды городского хозяйства, но и в более широкой поддержке перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки на своей территории. Это формирует положительный международный образ Москвы, интенсифицирует деловой (научный) туризм, активизирует деятельность иностранных научных фондов на территории столицы. Помимо этого, непосредственную выгоду Москве может приносить коммерческое использование научных достижений, что является важнейшим условием устойчивого экономического развития.

Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города и страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы, в свою очередь, лишены постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить. Наиболее эффективно эта проблема решается на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину, жителю района, округа, города. Нормативная и иная общезначимая информация, исходящая от органов городской администрации, в обязательном порядке должна размещаться в общедоступных информационных сетях, а так же распространяться иными способами с целью ее доведения до каждого жителя.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что для Москвы, гигантского города с населением свыше 10 млн. человек, информационные технологии – основной и самый эффективный инструмент обеспечения управляемости мегаполиса, учета и контроля использования всех его ресурсов: финансовых, земельных, людских.


Беляев Владимир Андреевич - заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 11-14.