Согласно данным I.B. Partners, руководители российских компаний считают, что только в секторе В2В объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22,3 млрд. евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. В исследовании компании Brunswick Warburg предсказывается, что в 2003 году общий объем рынка электронной торговли в секторе В2В составит 4,25 млрд. долл.
Интерес инвесторов к созданию электронных торговых площадок (ЭТП) во всех секторах ЭТ в России постепенно растет. Первый всплеск был отмечен летом 2000 г., когда одна за другой стали открываться электронные системы для торговли в межкорпоративном секторе.
В России действуют как многоотраслевые универсальные торговые площадки (например, faktura.ru, документооборот в которой за 2002 год увеличился в 40 раз, а число клиентов расчетных банков, совершающих операции через систему, в 6,8 раза), так и специализированные отраслевые ЭТП. Примером наиболее развитых отраслевых ЭТП могут служить площадки по торговле металлом, торговая система нефтегазового оборудования или информационно-торговая площадка лесопромышленной отрасли.
К проблемам, тормозящим развитие электронной торговли, относятся:
1. Слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры вне крупных городов (прежде всего, в сельской местности), что делает трудноразрешимой в ближайшей перспективе задачу подключения к интернету значительной части средних и малых предприятий, особенно лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства.
2. Слабость нормативного правого регулирования. Несмотря на факт принятия в январе 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП), он фактически не работает, до настоящего времени законодательно не признана эквивалентность транзакций, выполненных электронным и традиционными способами. Не определен налоговый статус операций, проводимых через интернет. Не хватает закона об электронном документе, проект которого уже довольно долго рассматривается в Государственной Думе. Принятие в 2002 г. Закона об ЭЦП не только не улучшило положение с защитой документооборота, но и, напротив, сделало его более сложным. Отсутствует и закон об электронной торговле.
В настоящее время на федеральном уровне необходимо принять комплекс правовых норм, регулирующих правоотношения при электронном документообороте, электронных сделках, при использовании электронной цифровой подписи, электронных денег, электронных платежей и др.
3. Недостаточный объем финансовых услуг, оказываемых большинством российских банков через интернет. Набор информационных услуг и продуктов, предоставляемых российскими банками, гораздо уже, чем за рубежом. Хотя данная сфера в настоящий момент активно развивается, объемы финансов, проходящих через расчетные сервисы, в масштабах экономики страны ничтожно малы. По мнению экспертов, пока еще нельзя судить о широком признании альтернативных средств оплаты товаров (кредитной картой или электронными деньгами), сопряженных с большим риском по сравнению с оплатой наличными или наложенным платежом.
Преодоление этих и других тормозящих факторов и недостатков в организации полноценной системы ЭТ в России видится в постепенном формировании единой информационной инфраструктуры ЭТ. Как показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является именно интегрированная информационная инфраструктура, предоставляющая передовые технологии получения, обработки, распространения и отображения информации для принятия эффективных хозяйственных решений. Эта инфраструктура обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, министерств и ведомств, с производственными предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг. Она обеспечивает также переход от традиционных (бумажных) методов оформления торговых операций к электронному документообороту, существенно изменяющему динамику выполнения торговых операций и являющемуся одним из главных условий повышения эффективности функционирования экономики.
Создание интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли (ИИИ ЭТ) предусмотрено, как известно, в рамках мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). В 2002 и 2003 годах сделаны первые шаги по формированию ИИИ ЭТ. Главное состоит в том, что определено главное звено ИИИ ЭТ – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ). Ниже рассмотрены основные функции и задачи СИМЦ и кратко представлены базовые технологические решения по созданию этой системы. Ключевым моментом процесса создания ИМЦ, в силу специфических организационных и экономических условий развития ЭТ в России, представляется поиск принципиально новых организационных и методологических подходов для реализации мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). Существенный шаг на этом пути состоит в образовании общероссийского объединения всех участников электронной торговли.
Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием систем ЭТ и имеющие опыт реализации закупок для государственных нужд на основе использования ИКТ и интернета. В НАУЭТ вошли представители организаций из 30 с лишним регионов, создающие у себя центры электронной торговли и пытающиеся с их помощью оптимизировать государственные закупки.
Создание Ассоциации, как надеются российские операторы электронных торговых площадок, позволит ускорить принятие некоторых необходимых законов, регламентирующих использование ЭТ, в частности, Федерального закона «Об электронной торговле», и внесения изменений в Федеральный закон «О государственных закупках».
Основными целями Ассоциации являются:
Структура Ассоциации, органы ее управления, положение о членстве в ней, права и обязанности членов, порядок финансирования ее деятельности и др. организационные решения определены в Уставе Ассоциации. Органы государственной власти и государственные учреждения принимаются в члены Ассоциации и участвуют в ее деятельности без уплаты вступительных и ежегодных членских взносов. Размеры членских взносов на ближайший год для коммерческих организаций установлены в 15 тыс. руб.
Создание и функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирования массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним производителей и потребителей. Производители продукции и услуг, в том числе для государственных нужд, смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др. Все это составит базу формирования полноценной национальной товаропроводящей сети, опирающейся на межотраслевую и межрегиональную производственно-торговую кооперацию, внедрение электронного документооборота и электронных платежей.
Для субъектов рынка будет достигнуто значительное упрощение процедур и методов получения рыночной маркетинговой информации и распространения данных о производственных возможностях, продукции и услугах и значительно повышена достоверность конъюнктурной информации о спросе и предложении. Информационное взаимодействие между субъектами электронной торговли, объединенными в СИМЦ, будет осуществляться на основе стандартных протоколов. Таким образом, СИМЦ составит организационную, экономическую и технологическую основу интегрированной межрегиональной и межотраслевой информационной инфраструктуры электронной торговли, в том числе и для государственных нужд.
Информационно-алгоритмический комплекс СИМЦ учитывает требования и рекомендации по процедурам и правилам торговли международных организаций (ЮНКТАД, СЕ ФАКТ и других).
Аппаратно-программный комплекс территориальных центров создается по модульному принципу, обеспечивающему функциональное развитие СИМЦ.
Организация взаимодействия территориальных центров между собой, с другими элементами ИИИ ЭТ и с пользователями базируется на существующих и перспективных телекоммуникационных системах и средствах, включая интернет.
Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
СИМЦ разрабатывается в соответствии с общероссийскими и международными стандартами и рекомендациями на автоматизированные системы обработки информации.
Рис.1. Архитектура СИМЦ.
Второй уровень организационной структуры СИМЦ составляют ИМЦ, выполняющие отдельные функции в общероссийском масштабе на отраслевом, ведомственном или товарном уровнях.
Третий уровень организационной структуры СИМЦ составляют региональные ИМЦ. Они выполняют основные функции ИМЦ внутри региона и возглавляют региональные отделения ассоциации ИМЦ. Типовая организационная структура регионального ИМЦ включает дирекцию, секретариат и отделы по направлениям деятельности – торгово-закупочный, консалтинговый, финансовый, правовой, программно-технического обеспечения, обеспечения безопасности.
Региональный ИМЦ:
Рис. 2. Схема функционирования ИМЦ.
Рис.3. Схема взаимодействия ИМЦ с внешними организациями при поддержке процесса заключения договора.
При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пунктам договора.
Оплата по контракту возможна через федеральное казначейство, банк или электронную платежную систему. Казначейство открывает счета только тем организациям, которые финансируются через бюджет РФ. Проведение через них оплаты государственных закупок возможно только в том случае, когда они запланированы в бюджете предприятия. Оплата в казначействе производится при личном участии бухгалтера, вооруженного пакетом платежных документов (счет, платежное поручение и пр.). Основной поток оплат осуществляется через коммерческие банки или через электронные платежные системы.
Важной услугой, предоставляемой ИМЦ, является выбор подходящей для данной сделки транспортной (экспедиторской) компании, если доставка не производиться самим покупателем. Выбор во многом зависит от таких возможностей поставщика, как наличие и расположение собственных складов, услуги по отгрузке и таможенным мероприятиям для импортных товаров. При выборе перевозчика учитываются его возможности, которые складываются из направления деятельности (авиа, морские, речные, автомобильные перевозки), дополнительных услуг (перегрузка, растаможивание, временное хранение, мониторинг доставки (в т.ч. электронный) и др.).
Обязательной услугой, предоставляемой ИМЦ, является страхование доставки товаров по условиям сделки. Страхование доставки не является обязательным элементом договора, зависит от специфики закупок и оптимизации общей цены контракта, однако подавляющее большинство контрактов обеспечивается страховкой перевозки грузов. Выдача страхового полиса требует личного участия заказчика и представителя страховой компании (андеррайтера – сертифицированного лица, производящего страховку выше определенной стоимости). В регионе необходимо присутствие страховой компании либо страхового агента, с которым взаимодействует ИМЦ. В качестве страхового агента может выступать и сам ИМЦ, заключивший договор с одной или несколькими страховыми компаниями.
Важной услугой ИМЦ является поддержка процесса сертификация (лицензирование средств шифрования) для ЭЦП и шифрования, что является весьма сложной и непонятной процедурой для большинства предприятий. ИМЦ берет на себя всю процедуру оформления сертификатов через соответствующие ведомства.
ИМЦ отвечает за юридическую чистоту всех положений договора и за соответствие сделки российскому и международному законодательству в сфере торговли.
Аппаратно-программный комплекс ИМЦ реализует следующие процедуры:
Определены следующие области правового регулирования.
Структура нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области формирования, организации и функционирования СИМЦ, включает следующие блоки нормативно-правовых актов (НПА).
Конституционные и другие базовые законы РФ, определяющие основы экономических отношений, включая торговлю как вид этих отношений.
Специальные законы и подзаконные нормативные акты, устанавливающие правила торговли по отдельным ее видам и формам, включая государственные закупки, государственный заказ.
НПА, регулирующие сферу создания и использования электронных документов и организацию электронного документооборота в системах деятельности ИМЦ.
НПА, устанавливающие правовой статус всех видов участников отношений в области организации и функционирования ИМЦ.
НПА, устанавливающие правила взаимодействия структур в сфере деятельности СИМЦ и Ассоциации ИМЦ.
НПА, устанавливающие порядок, формы и меры ответственности всех видов участников деятельности в СИМЦ за несоблюдение, нарушение установленных правил и нанесение ущерба взаимодействующим сторонам и потребителю продукции ИМЦ.
НПА, обеспечивающие требования к информационной и технологической безопасности в СИМЦ и ее структурах.
НПА, устанавливающие правила мониторинга нормативного регулирования и правоприменения в СИМЦ.
Цыгичко Виталий Николаевич - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.
СмолянГеоргий Львович - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор философских наук.
© Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 42-49.