Система информационно-маркетинговых центров - базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли




Д.С. Черешкин, В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян




1. Состояние и актуальные проблемы развития электронной торговли в России

По мнению многих экспертов, объем электронной торговли (ЭТ) в России составляет крайне малую долю от общего объема торговых операции, и хотя необходимые для ее развития условия только создаются, существуют вполне оптимистические ожидания большого экономического эффекта от внедрения различных форм электронной торговли. Оптимизм специалистов, как подчеркивается в [1], связан с такими факторами, как: Очевидно фактическое сокращение времени на заключение сделок, снижение прямых затрат, снижение административных и операционных расходов, упрощение документооборота.

Согласно данным I.B. Partners, руководители российских компаний считают, что только в секторе В2В объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22,3 млрд. евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. В исследовании компании Brunswick Warburg предсказывается, что в 2003 году общий объем рынка электронной торговли в секторе В2В составит 4,25 млрд. долл.

Интерес инвесторов к созданию электронных торговых площадок (ЭТП) во всех секторах ЭТ в России постепенно растет. Первый всплеск был отмечен летом 2000 г., когда одна за другой стали открываться электронные системы для торговли в межкорпоративном секторе.

В России действуют как многоотраслевые универсальные торговые площадки (например, faktura.ru, документооборот в которой за 2002 год увеличился в 40 раз, а число клиентов расчетных банков, совершающих операции через систему, в 6,8 раза), так и специализированные отраслевые ЭТП. Примером наиболее развитых отраслевых ЭТП могут служить площадки по торговле металлом, торговая система нефтегазового оборудования или информационно-торговая площадка лесопромышленной отрасли.

К проблемам, тормозящим развитие электронной торговли, относятся:

1. Слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры вне крупных городов (прежде всего, в сельской местности), что делает трудноразрешимой в ближайшей перспективе задачу подключения к интернету значительной части средних и малых предприятий, особенно лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства.

2. Слабость нормативного правого регулирования. Несмотря на факт принятия в январе 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП), он фактически не работает, до настоящего времени законодательно не признана эквивалентность транзакций, выполненных электронным и традиционными способами. Не определен налоговый статус операций, проводимых через интернет. Не хватает закона об электронном документе, проект которого уже довольно долго рассматривается в Государственной Думе. Принятие в 2002 г. Закона об ЭЦП не только не улучшило положение с защитой документооборота, но и, напротив, сделало его более сложным. Отсутствует и закон об электронной торговле.

В настоящее время на федеральном уровне необходимо принять комплекс правовых норм, регулирующих правоотношения при электронном документообороте, электронных сделках, при использовании электронной цифровой подписи, электронных денег, электронных платежей и др.

3. Недостаточный объем финансовых услуг, оказываемых большинством российских банков через интернет. Набор информационных услуг и продуктов, предоставляемых российскими банками, гораздо уже, чем за рубежом. Хотя данная сфера в настоящий момент активно развивается, объемы финансов, проходящих через расчетные сервисы, в масштабах экономики страны ничтожно малы. По мнению экспертов, пока еще нельзя судить о широком признании альтернативных средств оплаты товаров (кредитной картой или электронными деньгами), сопряженных с большим риском по сравнению с оплатой наличными или наложенным платежом.

Преодоление этих и других тормозящих факторов и недостатков в организации полноценной системы ЭТ в России видится в постепенном формировании единой информационной инфраструктуры ЭТ. Как показывает мировой опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является именно интегрированная информационная инфраструктура, предоставляющая передовые технологии получения, обработки, распространения и отображения информации для принятия эффективных хозяйственных решений. Эта инфраструктура обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, министерств и ведомств, с производственными предприятиями и организациями, осуществляющими поставки продукции и услуг. Она обеспечивает также переход от традиционных (бумажных) методов оформления торговых операций к электронному документообороту, существенно изменяющему динамику выполнения торговых операций и являющемуся одним из главных условий повышения эффективности функционирования экономики.

Создание интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли (ИИИ ЭТ) предусмотрено, как известно, в рамках мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). В 2002 и 2003 годах сделаны первые шаги по формированию ИИИ ЭТ. Главное состоит в том, что определено главное звено ИИИ ЭТ – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ). Ниже рассмотрены основные функции и задачи СИМЦ и кратко представлены базовые технологические решения по созданию этой системы. Ключевым моментом процесса создания ИМЦ, в силу специфических организационных и экономических условий развития ЭТ в России, представляется поиск принципиально новых организационных и методологических подходов для реализации мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). Существенный шаг на этом пути состоит в образовании общероссийского объединения всех участников электронной торговли.


2. Национальная ассоциация участников электронной торговли

Для реализации целей и задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц. Образование Ассоциации отвечает назревшим потребностям в организации электронной торговли в стране. Хотя проведение закупок для государственных нужд в электронной форме позволяет сэкономить до 15–20% средств по сравнению с покупкой товаров через традиционные каналы, требуется существенное повышение их эффективности. При этом необходимо учитывать, что действующее законодательство не позволяет электронным торговым площадкам регулировать цены по госзакупкам на аукционах. Существующие площадки электронной торговли имеют собственное программное обеспечение, а в каждом регионе имеется свое правовое обоснование их работы. В то же время в ряде регионов накоплен известный опыт построения систем электронной торговли. Ассоциация должна обобщить положительный опыт, объединить все эти площадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых требований.

Основную часть учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием систем ЭТ и имеющие опыт реализации закупок для государственных нужд на основе использования ИКТ и интернета. В НАУЭТ вошли представители организаций из 30 с лишним регионов, создающие у себя центры электронной торговли и пытающиеся с их помощью оптимизировать государственные закупки.

Создание Ассоциации, как надеются российские операторы электронных торговых площадок, позволит ускорить принятие некоторых необходимых законов, регламентирующих использование ЭТ, в частности, Федерального закона «Об электронной торговле», и внесения изменений в Федеральный закон «О государственных закупках».

Основными целями Ассоциации являются:

Исходя из поставленных целей, основными задачами Ассоциации являются:
формирование проектов нормативных документов по регулированию ЭТ;
представление интересов членов Ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти;
организация информационной, методической и технической поддержки членов Ассоциации;
проведение формальных и неформальных мероприятий с участием членов Ассоциации для обмена деловым опытом;
обеспечение условий для правовой защиты интересов членов Ассоциации путем организации работы юридической службы и арбитражного комитета;
организация эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и компаниями, занятыми в ЭТ;
осуществление мониторинга деятельности участников системы ЭТ;
разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов ассоциации и иных участников ЭТ;
подготовка и выпуск учебно-методических пособий, рекламных проспектов, научно-технической документации, научных трудов, лекций, а также проведение обучения по различным аспектам ЭТ;
экспертиза информационного обеспечения ЭТ и оценка его эффективности.

Структура Ассоциации, органы ее управления, положение о членстве в ней, права и обязанности членов, порядок финансирования ее деятельности и др. организационные решения определены в Уставе Ассоциации. Органы государственной власти и государственные учреждения принимаются в члены Ассоциации и участвуют в ее деятельности без уплаты вступительных и ежегодных членских взносов. Размеры членских взносов на ближайший год для коммерческих организаций установлены в 15 тыс. руб.


3. Информационно-маркетинговые центры – основа единого информационного пространства электронной торговли

Для создания СИМЦ имеются весомые объективные предпосылки. Главные из них следующие: Именно поэтому столь важное значение приобретают работы по реализации мероприятий №№ 53 и 54 ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и, прежде всего, разработка организационных и системно-технических решений создания и обеспечения функционирования СИМЦ как основы интегрированной информационной инфраструктуры поддержки рынков товаров и услуг на базе телекоммуникационных информационных технологий удаленного доступа.

Создание и функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных посредников и обеспечить естественное формирования массивов данных о текущем спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним производителей и потребителей. Производители продукции и услуг, в том числе для государственных нужд, смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др. Все это составит базу формирования полноценной национальной товаропроводящей сети, опирающейся на межотраслевую и межрегиональную производственно-торговую кооперацию, внедрение электронного документооборота и электронных платежей.

Для субъектов рынка будет достигнуто значительное упрощение процедур и методов получения рыночной маркетинговой информации и распространения данных о производственных возможностях, продукции и услугах и значительно повышена достоверность конъюнктурной информации о спросе и предложении. Информационное взаимодействие между субъектами электронной торговли, объединенными в СИМЦ, будет осуществляться на основе стандартных протоколов. Таким образом, СИМЦ составит организационную, экономическую и технологическую основу интегрированной межрегиональной и межотраслевой информационной инфраструктуры электронной торговли, в том числе и для государственных нужд.


4. Принципы создания СИМЦ

СИМЦ представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых центров, объединенных общим алгоритмом функционирования. Она включает в свою структуру существующие ИМЦ и торговые площадки разного назначения, принадлежащие предприятиям различных форм собственности [2].

Информационно-алгоритмический комплекс СИМЦ учитывает требования и рекомендации по процедурам и правилам торговли международных организаций (ЮНКТАД, СЕ ФАКТ и других).

Аппаратно-программный комплекс территориальных центров создается по модульному принципу, обеспечивающему функциональное развитие СИМЦ.

Организация взаимодействия территориальных центров между собой, с другими элементами ИИИ ЭТ и с пользователями базируется на существующих и перспективных телекоммуникационных системах и средствах, включая интернет.

Система классификации и кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической информации.

СИМЦ разрабатывается в соответствии с общероссийскими и международными стандартами и рекомендациями на автоматизированные системы обработки информации.


5. Архитектура СИМЦ
Иерархическая территориально-распределенная организационная структура СИМЦ представлена на рис.1.


Рис.1. Архитектура СИМЦ.



Верхним уровнем СИМЦ является координационно-методический центр ИМЦ (КМЦ СИМЦ), отвечающий за организационное и правовое обеспечение и координацию деятельности членов ассоциации. КМЦ СИМЦ:

Рис. 2. Схема функционирования ИМЦ.


На рис. 3 в качестве иллюстрации приведена схема взаимодействия ИМЦ с организациями, обеспечивающими поддержку процесса заключения договоров.



Рис.3. Схема взаимодействия ИМЦ с внешними организациями при поддержке процесса заключения договора.


Договор на покупку/продажу товаров и услуг обязательно включает положения о месте и процедуре оплаты сделки, сведения
о перевозчике и условиях поставки, страховке, юридической поддержки и сертификации для ЭПЦ и шифрования.

При оформлении сделки ИМЦ оказывает услуги по всем этим пунктам договора.


Черешкин Дмитрий Семенович - Заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.

Цыгичко Виталий Николаевич - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.

СмолянГеоргий Львович - Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор философских наук.


© Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 42-49.