Информационная среда и развитие общества

М.А. Смирнов


Развитие общества, его пространственно-временная динамика все больше зависит от потребностей человека, а не от условий природной среды. Человек создает вторичную, искусственную среду, в основе которой лежит информация. Информационная среда, как часть этой искусственной среды, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития территории. Особенно важно учитывать информационные условия при изучении территориальных общностей людей (территориальных социумов).

Термин среда применяется для обозначения совокупности внешних условий относительного некоторого субъекта.

Информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры). Информационная среда представляет условия для развития субъекта информационного пространства, однако, степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта (информационный потенциал, характеризуемый некоторой априорной информированностью, когнитивностью, определенным уровнем инфопотребности)1.

Информационная среда является отражением географической среды. На заре человечества информационная среда совпадала с ландшафтной. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом.

Формирование первичных социумов происходило в рамках определенных географических структур. Природно-географической фактор играл изоляционную роль. Воздействие миграции и географического фактора проявлялось в скорости развития отдельных социумов. Причем прослеживается определенная взаимосвязь между миграциями, географическими особенностями территории и развитием социума.

Формирование социума шло наиболее быстро в районах с умеренно благоприятными ландшафтно-климатическими условиями, т.к. индивидуальное существование в этих условиях было затруднено, что и заставляло объединяться в группы отдельных особей. Факторами интеграции были "экономический" (добыча пищи) и конкурентный (борьба за существование).

Можно предположить, что фактором развития являлась информация. Социум находился в природной среде и получал всю необходимую информацию из нее. Умение "добывать", накапливать и использовать информацию2 позволяло социумам развиваться быстрее. Т.к. на определенной территории находилось несколько социумов, то они на определенном этапе начинали конкурировать между собой при использовании природных ресурсов. В более выгодном положении оказывался тот, у кого была выше когнитивность, кто успешнее реализовывал знания на практике. Сильный социум частично или полностью поглощал слабый, получая вместе с тем некоторую часть "информационного багажа".

Содержание имеющейся в "информационной базе" информации определяло деятельность социума - охота, земледелие и т.д. "Поглощенная" информация могла в значительной степени повлиять на характер деятельности социума.

Знания о природной среде были необходимы для хозяйственной деятельности, и в этом человек мало отличался от прочих животных. Однако "общественная" деятельность человека отличалась уже коренным образом и вызывала спрос на общественные, социальные знания. Интерес человека к собственному феномену стимулировал накопление социальной информации, которая по своей значимости сегодня конкурирует на равных с природной.

Изоляционные функции природы, препятствуя дальнейшим контактам социума, замедляли его развитие, т.к. практически прекращался доступ новой социальной информации и значительно ограничивалось поступление природной информации, потому что снижалось разнообразие ввиду существенной изученности территории. Т.е. чем больше у социума было возможностей для контактов с другими социумами, тем больше у него было шансов на прогресс (больший вес при этом играет социальная информация).

На открытых пространствах объединение социумов шло быстрее, чем на закрытых (леса, болота, горы). Следовательно, более интенсивно происходил и информационный обмен, который стимулировал развитие социумов. Отсюда и более быстрое развитие равнинных цивилизаций. Социумы в лесных и горных территориях имели худшие возможности для объединения и этносы, формировавшиеся в них, были менее развиты и, как правило, постепенно ассимилировались развитыми этносами. Однако закрытые территории обладали большим разнообразием этносов и поэтому, распространение контроля на них давало развитым этносам огромное разнообразие информационных ресурсов.

Сейчас эти процессы по-прежнему продолжаются, но уже на новом уровне, уровне глобальном, стирающем пространственные барьеры - пример тому интеллектуальная (информационная) экспансия США.

США создали инфраструктуру, "впитывающую" огромное количество генераторов информации самых разных направлений. Наиболее привлекательна не уже существующая и используемая информация, а вновь созданная, способная обеспечить на определенный период значительное конкурентное преимущество. Только такая информация приносит сверхприбыль. И сейчас по всему миру разбросаны учреждения, проводящие исследования для компаний США, обеспечивающие им мировое лидерство в высокотехнологичном секторе (что по сути близко к "высокоинформационному", т.к. в основе hi-tech лежит владение идеей, как некой эксклюзивной информацией). Пространство и даже административные границы не могут противостоять "американской интеллектуальной губке".

Любая среда, являясь продуктом деятельности некой территориальной совокупности субъектов, выступает как самостоятельный участник в процессах преобразования облика территории.

По характеру воздействия на субъекта можно выделить следующие типы сред:
активирующая деятельность субъекта за счет наличия достаточного количества информации необходимого качества, т.е. высокой степени удовлетворения инфопотребности;
ингибирующая избыточным количеством "информационных шумов" и низким уровнем удовлетворения инфопотребности;
нейтральная, не оказывающая значительного воздействия на деятельность субъекта (например, информационная среда в рамках этноландшафтной среды).

По характеру циркуляции информации в среде:
Информационная среда имеет несколько иерархических уровней (масштабов): глобальный - международный и общегосударственный, региональный - субъектный, локальный - городской и сельских местностей. То есть, инфосреду можно характеризовать и ее масштабом, причем для каждого субъекта будут присутствовать все три уровня в той или иной степени. Территориальная выраженность этих масштабов заключается в концентризации информационной среды, где каждый из концентров будет отражать масштаб интересов субъекта, представляя собой ареал (поле) информационного потребления субъекта. Причем, с развитием субъекта смещение интересов происходит, как правило, на глобальный (макро) уровень, т.е. когда он имеет достаточно знаний для восприятия/производства более глобальной, более абстрактной информации.

Практическое изучение информационной среды возможно на примере СМИ (печатных и телевизионных), взаимодействующих с субъектами-людьми и их территориальными общностями. Структура информации, предоставляемой СМИ, в идеальном случае должна отражать потребности населения, а реально происходит практически наоборот - СМИ формируют мировоззрение и инфопотребности населения, в чем и проявляется их роль как важнейшего инструмента государственного и регионального управления.

СМИ как объект исследования удобны и тем, что они содержат разноуровневую информацию, которую легко сегментировать для каждого издания. Результатами исследования могут стать структурные информационные профили территорий, отражающие различные уровни информации, потребляемой данной территориальной общностью людей.

Приведенные профили (см. Рис. 1) являются типологическими, т.к. отражают структуру информации для 3 типов территорий:
1. крупные административные и промышленные центры, их агломерации, имеющие хорошую обеспеченность и печатными, и телевизионными информационными изданиями (в т.ч. и регионального значения);
2. малые и средние города, имеющие хорошую обеспеченность печатными изданиями и умеренную - телевизионными (в т.ч. и местного значения);
3. сельская местность, имеющая лишь удовлетворительную обеспеченность как телевизионными, так и печатными (в т.ч. и районного значения) изданиями.

Использованные при их построении данные являются обобщением (усреднением) результатов исследования автора по структуре информации в печатных СМИ (23 издания3), а также обработанных автором рейтингов телепередач центральных и региональных телеканалов проекта "Интерньюс". Данные по структуре информации в печатных СМИ получили коэффициент 0.6, телевизионных - 1.0, т.к. телевизионная информация оказывает большее воздействие на население, нежели печатная.

Телезрители предпочитают региональные телепрограммы центральным. Тоже самое, относится и к печатным изданиям. Поэтому в структуре информации для городов и агломераций заложено, что население предпочитает региональные и местные телевизионные каналы и печатные издания центральным в соотношении 3:2.

Центральные телепрограммы имеют практически повсеместное распространение на территории страны. Они дают наибольший вес в доле российской и международной информации во всех типах.


Рис. 1. Структурные информационные профили.


Региональные телеканалы (в т.ч. и городские) как бы блокируют центральное информационное поле, уделяя практически все внимание местным проблемам, а информацию о центре излагая в негативном, либо второстепенном аспекте. Как правило, вещание региональных телеканалов ограничивается крупными региональными центрами - промышленными или административными. Поэтому они оказывают значительное влияние на увеличение доли областной информации во втором типе территорий, и незначительное - на ее увеличение в третьем типе (однако, несколько меньшее, нежели пресса даже при введении понижательного коэффициента).

Городские (местные) телеканалы доступны для одного, реже нескольких городов и часто имеют лишь непродолжительное вещание в сетке региональных, или центральных каналов. Их влияние проявляется в увеличении доли городской информации в третьем типе (опять же, вес местной прессы в количестве местной информации также несколько выше, чем телевизионной).

Пресса в основных чертах также повторяет эти особенности - местной информации (областной, районной или городской) в региональных изданиях и слабое освещение региональной тематики в центральных. что дает повод говорить о наличии как минимум двух информационных полей - центрального и регионального (периферийного), отличающихся друг от друга и содержанием.

Таким образом информационная среда отдельной территории представляет собой "слоеный пирог", каждый из слоев которого и они вместе оказывают определенное влияние на эволюцию территории, территориальные хозяйственные и общественные структуры. Представленная типология по структуре "информационного пирога" территорий является достаточно общей и, безусловно, имеет значительные различия внутри каждого типа. Однако преимуществом именно такой типологии является возможность построения информационной вертикали (иерархии) (см. Рис. 2) из отдельных профилей, которая демонстрирует информационный канал, с прямыми (абстрагирование) и обратными (конкретизация) потоками информации, связывающий различные уровни информационной среды.


Рис. 2. Структура информации печатных СМИ различных уровней как пример вертикального движения информации.


Рис. 2. демонстрирует характер распространения информации двумя противоположными потоками - вверх (с местного уровня) и вниз (с федерального). Отражая лишь изменение доли информации различной масштабности (от международной до местной) в печатных изданиях выделенных иерархических уровней, рисунок демонстрирует и степень абстрагирования информации при движении вверх с низового (конкретного) уровня. Представленная вертикаль является общероссийской, но можно строить подобные модели и для каждой сколь угодно малой территории.

Региональный уровень частично блокирует оба потока, что и является базой местных властей, не допускающих излишних волнений, в т.ч. и информационных, в своих владениях. Наряду с этим горизонтальные связи посредством СМИ между регионами отсутствуют (мониторинг "Нижегородских новостей" за октябрь-декабрь 1999 г. дал менее десятка небольших упоминаний о соседних субъектах, в т.ч. и входящих в Волго-Вятский экономический район).

В профилях уровню региона соответствует первый тип - административные и крупные промышленные центры и их агломерации. На этом уровне с небольшим перевесом значительнее влияние телевидения на структуру информации, сообщаемой населению через СМИ. Именно увеличение времени просмотра региональных телеканалов приводит к резкому уменьшению доли международной информации. Уменьшение доли российской информации на региональном уровне происходит в равной степени и за счет печатных СМИ.

Увеличение же доли областной информации происходит в большей степени за счет ТВ. В целом, региональный уровень характеризуется доминированием региональной информации в СМИ (38%) и наблюдается хорошо выраженное противопоставление федеральному уровню.

Городской уровень - это малые и средние города. За счет центрального телевидения около 50% информации, сообщаемой на этом уровне через СМИ, это российская и международная. То же самое можно сказать и о сельской местности (районный уровень). И это позволяет предположить, что на этих уровнях население ощущает себя больше частью страны, чем на уровне региона, где региональное сознание выступает наравне, если не впереди, с общегосударственным. В отсутствие собственного ТВ на городском (не всегда) и районном (практически всегда) уровне вся местная информация распространяется печатными СМИ.

Можно сказать, что в России выделяются как минимум два типа информационных полей - центральное и периферийные (совокупность мало взаимодействующих региональных информационных полей). Если центральное поле представляется в основном политически ориентированным, то региональное - более разнообразным, имеющим в большей степени социальную, а затем экономическую ориентированность.

Центральное поле контактирует с периферийными на региональном уровне. Эти контакты выражены вертикальными информационными потоками (вверх с районного уровня и вниз - с федерального). Причем регионы, занимая промежуточное положение, как бы частично блокируют оба потока большим объемом региональной информации (распространение информации является предметом для торга региональных властей с федеральными, муниципальными и местными). Выраженность этих потоков на территории и создает то, что называется информационной средой, во многом определяющей развитие этой территории.

Характер взаимодействия информационных полей на определенной территории (представленность уровней в информационной среде территорий и их тематическая ориентация) влияет на поведение населения, особым образом складывая государственное/ региональное/ местное осознание людей. Поэтому информационная среда может рассматриваться как один из ведущих факторов развития, требующий глубокого и всестороннего изучения.

Ссылки:

1 информационный потенциал представляет собой разность в информированности об определенных явлениях и объектах между сравниваемыми субъектами или группами субъектов.
2 "обработанная" информация есть знания, которые имеют уже практическое значение для социума.
3 Источниками информации послужили следующие издания - центральные (Комсомольская правда, Известия, Советская Россия), областные (Нижегородские новости), районные (газеты Арзамасского, Великолукского, Нарофоминского, Ржевского, Торжокского, Шахунского районов), городские (Арзамас, Великие Луки, Дубна, Люберцы). К сожалению, выбор источников имел случайный характер.

Список литературы:

1. Гурвич А.Г. - Теория биологического поля. - 1944
2. Коган В.З. - Проблемы инфовзаимодействия. - 1995
3. Колин К.К. - Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации/ Научно-техническая информация, сер.1. - 1995, №5
4. Российская общественная некоммерческая организация "ИНТЕРНЬЮС".- http://internews.ras.ru/
5. Седов Е.А. - Эволюция и информация. 1976
6. Урсул А.Д. - Природа информации. - 1968
7. Цвылев Р.И. - Постиндустриальное развитие: уроки для России. - 1996
8. Цымбал Л.А. - Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. - 1995


Смирнов Михаил - аспирант лаборатории мирового развития Института географии Российской академии наук.


© Информационное общество, 2001, вып. 5, с. 50-54.