О создании Московского портала развития в рамках деятельности общественного Партнерства для развития информационного общества в России

Ю.Е. Хохлов



История Партнерства для развития информационного общества в России (или, сокращенно, ПРИОР) начинается, по сути, с июня 2000 года, когда российские участники конференции, приуроченной к награждению победителей и финалистов международного конкурса "Стокгольмский вызов", впервые услышали о новой инициативе Всемирного Банка. Она была организована в рамках программы "Информация для развития" (infoDev) и получила название "Портал развития" (Development Gateway).

В сентябре того же года был объявлен конкурс на создание национальных порталов развития – независимых партнеров всемирного Портала развития. За год в нем приняло участие более 30 стран, включая Россию.

В феврале 2001 г. финалистами конкурса по программе infoDev от России стали – Институт развития информационного общества и интернет-холдинг "РосБизнесКонсалтинг", сформировавшие для реализации совместной заявки консорциум организаций государственного, частного и некоммерческого секторов.

Официальный старт проекта "Российский портал развития" (РПР) состоялся 1 марта 2001 г. Ему предшествовала большая работа по популяризации проекта и привлечению к его реализации всех сил, заинтересованных в "электронном" развитии России. В результате 50 организаций еще на предварительном этапе стали официальными партнерами РПР.

Уже на стадии планирования РПР выяснилось, что следует расширить его деятельность до масштабов общенационального общественного партнерства. Основным доводом в пользу этого стало четкое осознание невозможности решения средствами одного лишь портала развития – даже с богатейшим информационным наполнением и самыми современными онлайновыми сервисами – насущных задач развития России в век информации. Учитывая, что в нашей стране есть целые регионы и слои общества, оторванные от элементарных средств коммуникации и источников информации, стала очевидной первоочередная задача – увеличение доли населения, активно использующего информационные технологии (замечу, что эта задача актуальна и для Москвы, несмотря не ее несомненное лидерство среди других городов России). Но для этого необходимо было объединить усилия государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества и донорских организаций. Так появилась идея создания Партнерства для развития информационного общества в России.

ПРИОР – политически и экономически нейтральное добровольное объединение организаций и отдельных людей. Он задуман как совместная инициатива консорциума партнеров, объединяющих свои усилия и ресурсы для содействия "электронному" развитию нашей страны и осуществляющих взаимную информационную, технологическую, консультационную, финансовую и иную поддержку. Каждый участник Партнерства имеет право влиять на принятие ключевых решений через коллегиальные органы – Наблюдательный, Координационный и Экспертный советы.

Партнерство открыто для всех, кто заинтересован внести свой вклад в ускорение развития информационного общества в России, и предоставляет свою площадку для сотрудничества, высказывания идей и предложений, конструктивной критики.

Основным проектом ПРИОР является Российский портал развития, создаваемый совместными усилиями партнеров. Он не собирается дублировать действующие интернет-проекты, а сосредоточится на совершенствовании возможностей коммуникации и обмена информацией между существующими порталами и сетевыми сообществами, поддерживаемыми правительствами, гражданским обществом и частным сектором. Его миссия состоит в том, чтобы содействовать формированию в России экономики, основанной на знаниях. Он должен стать инструментом для обсуждения, разработки, пропаганды и содействия в реализации национальной стратегии перехода к информационному обществу, формирования общей среды для диалога, обмена знаниями, координации усилий. Это означает, что РПР должен стать местом, где:


Создатели РПР стремятся к созданию высококачественного открытого ресурса, представляющего самые разнообразные источники информации и конструктивные точки зрения по проблемам развития через ИКТ. Пользователи портала должны быть уверены в том, что отбор информационных ресурсов, тем, новостей, вопросов для дискуссий, предлагаемых технологий является непредвзятым и основывается на тщательном анализе, фактах и прогнозе потребностей аудитории.

В настоящий момент Российский портал развития уже прошел пилотную стадию, которая завершилась созданием действующего прототипа или демоверсии. Совместная работа позволила партнерам выработать согласованную редакционную политику по наполнению РПР. Ее отличительной чертой является гармоничное сочетание интернет-технологий публикации материалов с интеллектуальным анализом этих материалов. Интересы пользователей требуют определения принципов отбора информационного наполнения (контента), который производится руководителями тематических разделов с участием консультантов и членов того или иного тематического сообщества. Хотя руководители тематических разделов твердо придерживаются политики нейтралитета, они оставляют за собой право окончательного решения в отношении принятия материалов для размещения на Портале. Использование на РПР ссылок на другие ресурсы не означает поддержки какой-либо компании, продукта или мнения, а также не подразумевает согласия РПР с содержанием материалов, на которые делается такая ссылка. РПР руководствуется исключительно критериями полезности той или иной информации для предполагаемой аудитории.

РПР может размещать рекламные материалы. При этом отношения с рекламодателями будут прозрачными и понятными для пользователей Портала, поэтому будут четко соблюдаться границы между информационным и коммерческим наполнением. Условием любой финансовой поддержки РПР является согласие тех, кто ее предоставляет, на сохранение полной свободы РПР отбирать информацию для публикации.

Портал РПР представляет собой децентрализованную систему представления в публичный доступ наиболее важной информации о развитии с помощью ИКТ. Данная система основана на скоординированных усилиях отдельных экспертов и организаций, зарекомендовавших себя в качестве признанных специалистов в той или иной конкретной области с точки зрения объективности и открытости.

В процессе информационного наполнения порталов разных уровней реализуется принцип публикации наиболее ценной, представляющей общий интерес части контента на портале более высокого уровня, чтобы обеспечить информирование его пользователей о процессах "электронного" развития на местах.

Каждое описание информационного ресурса будет сопровождаться согласованным набором метаданных, причем все метаданные, включая метаданные региональных порталов, будут размещаться в централизованном хранилище метаданных РПР с целью реализации эффективных механизмов поиска и навигации.

Важную роль в формировании информационного наполнения будут играть пользователи РПР, которые могут участвовать в дискуссиях и делать комментарии по различным вопросам, используя имеющиеся инструменты и взаимодействия.

Российский портал развития предусматривает, естественно, создание и региональных порталов развития. Эта инициатива уже нашла поддержку в целом ряде регионов России. В Москве такая региональная инициатива еще до конца не оформлена, хотя желание это сделать выразили многочисленные московские участники РПР. Надеемся, что Москва и в этом начинании выступит в роли "локомотива и первопроходца" по многим ключевым направлениям, чей опыт затем будет использован в других регионах.

Несколько слов о тех проектах, реализацией которых заняты многие национальные партнерства и которые также интересуют российское сообщество. Прежде всего, это создание "электронных правительств" – принципиально новых моделей взаимодействия государственных организаций, частного бизнеса и граждан. Естественно, что более открытое и эффективное правительство, ориентированное на нужды людей и в силу этого имеющее более высокую значимость для всех граждан, служит надежной основой развития информационного общества и подлинной "электронной" демократии. Понимают это и столичные власти. Их позиция нашла отражение в Концепции движения Москвы к информационному обществу и формируемой сегодня комплексной программе. Однако реализация столь масштабных проектов, на наш взгляд, невозможна без поддержки и обратной связи с бизнесом, экспертным сообществом и населением. Здесь неоценимую помощь могут оказать региональные партнерства и порталы развития, провозгласившие своей первоочередной задачей увеличение доли населения, использующего для жизни и работы информационные технологии, и ведущие активную пропаганду в этом направлении.

Что касается вопросов, связанных с образованием, то в информационном мире реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Специфика новой системы образования должна проявляться в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Это становится особенно очевидным с развитием "образования через всю жизнь", которое должно стать более фундаментальным и универсальным.

Свою роль здесь также могут играть порталы развития, которые могут предоставить реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Современный уровень развития ИКТ дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания системы дистанционного образования, становление и последующее развитие которой должно в будущем привести к созданию университетов распределенного типа. Это поможет получить образование даже тем членам общества, кто по тем или иным причинам сегодня не имеет к нему свободного доступа. Совсем скоро виртуальные университеты станут составной частью сервисов порталов развития. Кстати, так же, как и виртуальные площадки тендеров и закупок.

В ближайшее время мы будем проводить работу по созданию и запуску московского портала развития и созданию московского партнерства для развития информационного общества, которое, по сути дела, будет общественной компонентой, поддерживающей городскую целевую Программу движения Москвы в информационное общество.

Реализация возможностей информационного общества, формирование основ которого должно стать целью новой столичной программы, требует взаимопонимания различных "игроков" – власти, бизнеса, населения. На решение этой задачи будут направлены усилия московского портала развития, присоединиться к которому приглашаем всех желающих.


Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества Председатель Общественного экспертного совета Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение".


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 14-16.