_____________________________________________
В.Д. Аносов, А.А. Стрельцов
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью его информационной сферы, представляющей собой совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, системы формирования, распространения, использования информации и регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера России является важной составляющей общественной жизни, во многом определяющей перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества. Это определяется следующими основными обстоятельствами:
в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности существенно расширяются потребности социально-активной части общества в расширении информационного взаимодействия как внутри страны, так и с внешним миром;
интенсивное развитие информационной инфраструктуры и, прежде всего, информационно-телекоммуникационных систем, средств и систем связи, интеграция в мировое информационное пространство, а также информатизация практически всех сторон общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы;
индустрия информатизации и информационных услуг на современном этапе развития человечества является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, способной на равных конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции и определяющей наукоемкость промышленной продукции и ее конкурентоспособность на мировом рынке;
информационная инфраструктура, информационные ресурсы во все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, достижение противоборствующими странами определенных стратегических и тактических политических целей. С учетом возрастающей зависимости российского общества от устойчивого функционирования информационной инфраструктуры обеспечение безопасности интересов Российской Федерации в этой сфере становится важным фактором национальной безопасности;
индивидуальное, групповое и массовое сознание людей все в большей степени зависят от информационных воздействий, осуществляемых через информационную среду, целенаправленное манипулирование информацией в которой, в ряде случаев может приводить к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
Информационная безопасность играет ключевую роль в обеспечении жизненно важных интересов Российской Федерации. Являясь самостоятельной составляющей национальной безопасности, информационная безопасность в то же время оказывает непосредственное влияние на защищенность интересов Российской Федерации в различных сферах жизни общества.
О необходимости разработки Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Это определяется прежде всего тем, что, с одной. стороны, в условиях реализации конституционных прав граждан на свободу экономической, информационной и интеллектуальной деятельности, демократических преобразований и формирования рыночной экономики существенно расширяются потребности граждан, общества и государства в информационном взаимодействии как внутри страны, так и с внешним миром. Это приводит к интенсивному развитию информационной инфраструктуры общества, включая информационно-телекоммуникационные системы, средства и системы связи, ее интеграции в мировую информационную инфраструктуру. В условиях продолжающейся научно-технической революции информатизация охватила практически все стороны общественной жизни, включая деятельность органов государственной власти и управления, что существенно усилило зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы.
С другой стороны, информационная инфраструктура, информационные ресурсы, рынок информационных услуг во все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство. Расширяется использование информационно-телекоммуникационных систем, средств информатизации, современных информационных технологий криминальными структурами для осуществления противоправных действий в финансовой и банковской сферах. Усиливается зависимость российского общества, его экономических и государственных институтов от устойчивого функционирования информационной инфраструктуры.
Целью разработки Доктрины информационной безопасности Российской Федерации является определение ключевых проблем обеспечения информационной безопасности России, разработка на основе комплексного подхода к решению данных проблем основных приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности, консолидация усилий организаций различных форм собственности на реализации единой политики обеспечения информационной безопасности России
Проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации базируется на современных взглядах на проблемы информационной безопасности, основных программных документах, определяющих приоритеты текущей политики Российской Федерации, накопленном отечественном и зарубежном опыте решения проблем обеспечения безопасности в информационной сфере.
Основные положения и требования Доктрины информационной безопасности Российской Федерации должны явиться основой для разработки программных и организационных документов, определяющих содержание деятельности Российской Федерации в этой области.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации состоит из пяти разделов:
Об общих положениях
Отмечено, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
В основе обеспечения информационной безопасности лежат национальные интересы России. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации система национальных интересов определяется как совокупность основных интересов личности, общества и государства.
На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития.
Интересы общества включают в себя становление гражданского общества, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.
Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Интегрированное содержание основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, внутриполитической, международной и оборонной сферах, духовной жизни, культуры и науки, а также в информационной сфере.
Национальные интересы России в информационной сфере обуславливают необходимость сосредоточения усилий государства и общества на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и обмена информацией, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, развитие современных коммуникационных средств. Необходима защита от противоправного использования государственного информационного ресурса, содержащего важную политическую, экономическую, научно-техническую, военную и другую информацию.
Исходя из указанных национальных интересов, роли и места информационной сферы в их достижении выделяются следующие жизненно важные интересы Российской Федерации в информационной сфере:
Первая группа целей связана с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, обеспечением духовного возрождения России. Это прежде всего создание государством правовых гарантий свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, творчества, условий реализации прав граждан на участие в культурной жизни, свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. В рамках этих процессов должны реализовы-ваться гарантии свободы средств массовой информации и запрещение цензуры, права граждан на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, охрану интеллектуальной собственности, недопущение пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также ограничение на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Вторая группа целей связана с необходимостью развития отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения выхода ее продукции на мировые рынки. В современных условиях только на этой основе можно решить проблему создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Третья труппа целей связана с обеспечением безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как развернутых, так и создаваемых на территории России, а также с обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
Защита законных интересов граждан, жизненно важных интересов общества и государства в информационной сфере, противодействие угрозам этим интересам составляют основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.
Об угрозах информационной безопасности Российской Федерации
К числу источников внешних угроз относятся:
деятельность иностранных политических, экономических, военных и разведывательных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс практических мер по совершенствованию информационной безопасности.
Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации "О государственной тайне", Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, завершена подготовка ряда законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.
Осуществлен ряд практических мероприятий по обеспечению информационной безопасности в органах государственной власти, в организациях. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.
Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствует создание государственной системы защиты информации, системы лицензирования деятельности организаций в области защиты информации и системы сертификации средств защиты информации.
Вместе с тем анализ современного состояния информационной безопасности России показывает, что ее уровень в настоящее время не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.
Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности требует безотлагательного решения следующих основных задач:
Отмечено, что международное сотрудничество по вопросам обеспечения информационной безопасности - неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран - участниц мирового сообщества. Такое сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.
Основными направлениями этого сотрудничества, отвечающими интересам Российской Федерации, являются:
Для реализации указанных направлений этого сотрудничества необходимо:
Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих принципах:
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации рассматривается как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации. В его рамках необходимо разработать систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере общества. Отмечается, что деятельность по правовому обеспечению информационной безопасности должна строиться на основе принципов законности и баланса интересов граждан, общества и государства.
Определен состав первоочередных мероприятий по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, к числу которых отнесены:
Об организационной структуре и принципах построения системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является частью системы обеспечения национальной безопасности страны. Она представляет собой совокупность федеральных органов государственной власти, организаций, осуществляющих согласованную деятельность по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации на основе единых правовых норм.
Приведена общая структура этой системы и ее основные функции:
Масштабность, сложность и разнообразие перечисленных функций требуют создания иерархической организационной структуры, координирующей деятельность всех составляющих системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
© Информационное общество, 1997, вып. 2-3, с. 3-9.