Обучение студентов иностранному языку на базе ИКТ

_______________

Буримская Д.В.



Аннотация

В статье рассматриваются основные направления совершенствования обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий, включая оптимизацию организационных форм, методов и средств обучения; развитие личностно-ориентированного обучения, экспертизу педагогико-эргономического качества контента содержательно-предметной области; подготовку преподавателя иностранного языка в области применения ИКТ.

Ключевые слова: обучение иностранному языку на базе ИКТ, информационные системы (LMS, MOOC), содержательно-предметная область, формы, методы и средства обучения.

В настоящее время в высшем образовании повсеместно применяются дистанционные образовательные технологии (ДОТ) (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ от 29.12.2012), которые позволяют поддерживать необходимые коммуникативные, познавательные и социальные взаимодействия, сопровождающие образовательный процесс. Образовательному потенциалу информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе посвящен ряд работ, в частности Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчик, Л.П. Мартиросяна, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова. В этих исследованиях представлены теоретические и методические аспекты обучения с применением ИКТ в профессиональном педагогическом и гуманитарном образовании, возможности оценки качества программных средств образовательного назначения, описаны некоторые подходы к разработке методической системы подготовки кадров.

Анализ возможностей информационных систем и программно-методического обеспечения для обучения иностранному языку, представленный в научно-педагогической, учебно-методической литературе Д.В. Агальцовой, М.П. Алексеевой, И.К. Бекассовым, Д.Ю. Буренковой, С.А. Денисовой, М.Н. Евстегнеевым, Б.А. Кондратенко, А.В. Поповой, А.С. Прыговой, Е.В. Смирновой, В.П. Сысоевым, Л.Д. Торосян, показывает, что в сегодня обучение иностранному языку с применением средств ИКТ ведется фрагментарно, обучение не нацелено на комплексное формирование и развитие всех навыков речевой деятельности, что предполагает: одновременное и взаимосвязанное использование средств ИКТ, направленное на формирование и развитие всех системообразующих умений и навыков – чтение, письмо, говорение и аудирование, на соответствующую организацию учебной деятельности, автоматизацию процессов информационного взаимодействия, на контроль и самоконтроль эффективности и результатов. При этом все авторы акцентируют потенциал информационных и коммуникационных технологий, который оказывает влияние на содержание, методы, организационные формы и средства обучения:

• представление не линейного, а гипертекстового и гипермедийного материала; обеспечение учебным материалом студента согласно уровню его знаний и навыков; использование возможности переструктурирования материала и его существенного расширения без увеличения учебной нагрузки благодаря более эффективному поиску материала и его интерпретации; обеспечение аутентичной языковой среды благодаря применению аутентичных текстовых, аудио- и видео ресурсов;

• реализация информационного взаимодействия студентов и педагога в различных режимах работы; возможность реализации индивидуального плана обучения и многократного повтора изученного материала; реализация образовательных модулей; создание информационно-коммуникационной предметной среды; реализация информационной деятельности по поиску, сбору, обработке, формализации и применению учебной информации; предоставление учебного материала в электронном виде – электронных учебников, текстов, тестов, тренажерах, презентациях; реализация возможности управления учебным процессом с обеспечением его доступности и интерактивности;

• разработка и использование информационных систем (Lms (Moodle или E-front) или edX Mooc), реализующих возможности мультимедиа и телекоммуникационных технологий, в том числе систему перекрестных ссылок; возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса, включая поиск, обработку, продуцирование учебной информации (текстовые, виде-, аудио- и графические файлы с заданиями по чтению и аудированию, для исследовательской работы, для создания презентаций, для работы с грамматическим, фонетическим и лексическим материалом); использование возможности автоматизации контроля знаний и умений студентов, учета их академических достижений.

На основании этого определились основные направления совершенствования обучения иностранному языку на базе ИКТ.

Первое направление ориентированно на совершенствование организационных форм (вид взаимодействия педагога и студентов по заранее определенной траектории), методов (способы взаимодействия педагога и студентов с целью формирования и развития знаний, умений и навыков) и средств обучения (на основе применения технологических платформ (Lms (Moodle, e-front), Edx (Mooc)). Последнее включает использование вариативного аутентичного материала (чтение профессиональной, справочной, информационной литературы, которая представлена в электронном виде на web-страницах или в файлах различного типа, имеющих блочную структуру) с гипертекстовыми ссылками для перевода или определений профессиональных терминов; создание различных упражнений на заучивание профессионального вокабуляра и их многократное исполнение студентами с показом правильных ответов или отображением только итоговой оценки (тестовые онлайн задания: вопросы с несколькими вариантами ответа, с бинарным выбором ответа («верно/неверно»), открытого типа, на соответствие, текстовый ответ, перевод). При этом педагог устанавливает время и условия допуска к тестированию с фиксацией затраченного времени, числа попыток и других параметров; использование аудиовизуальной информации (неоднократное прослушивание материала, индивидуальный выбор скорости записи, в зависимости от уровня студента); выполнение проектной деятельности (подготовка онлайн презентаций, групповых онлайн отчетов); составление контрактов, меморандумов (многократная отработка по составлению контракта или меморандума с учетом всех структурных особенностей).

Для каждого этапа обучения необходимо разработать организационные формы, методы и средства обучения иностранному языку. На начальном (информационном) этапе применяются когнитивные методы (методы познания), технологии информационного взаимодействия с использованием одной из информационных систем (Lms (Moodle, E-front), edX (Mooc)) для восприятия, усвоения и контроля учебно-профессиональной информации. Здесь важно реализовать возможность сочетания разных уровней сложности материала, использования текстовых, аудио- и видеофайлов; соблюдать принципы посильности и доступности материала (от простого к сложному, от усвоенного к новому); обеспечить систематизацию и последовательность информации, краткое представление учебной информации на экране; формировать структуры модулей учебного процесса и связей между ними при включении гиперссылок и мультимедийных эффектов.

На деятельностном этапе применяются следующие методы обучения: тренировочные задания на грамматику, лексику, терминологию, подготовка презентаций и исследовательских проектов с использованием гипертекста, гиперссылок и мультимедиа (ИКТ выполняют роль дидактического усилителя эффективности обучения за счет дополнительных возможностей: многократного прохождения материала, мгновенного контроля с указанием и корректировкой ошибок, доступности, адекватного темпа обучения). Используются индивидуальные, парные, групповые организационные формы обучения. Социальные сервисы (web 1.0 и web 2.0 – электронная почта, веб-форум, вики, блоги и «подкасты») реализуют возможность сетевого взаимодействия студентов и преподавателя, создания телекоммуникационных проектов.

Второе направление совершенствования обучения иностранному языку на базе ИКТ – развитие личностно-ориентированного обучения (ЛОО), под которым будем понимать организацию учебного процесса, цель и результат которой – профессиональное развитие студента. Процесс обучения создает условия для самообразования, самореализации и саморазвития, самостоятельного контроля темпа изучения материала. Реализуется компетентностный подход, благодаря которому у студентов формируются и развиваются навыки и умения самообразования и самосовершенствования в потреблении информации, в отработке профессиональной терминологии, грамматических структур, навыков письма (контракты, меморандумы, письма клиентам, претензии), аудирования (прослушивание и просматривание аудио- и видеофайлов), говорения, в поиске необходимой информации для подготовки проектов, презентаций на профессиональные темы, а также технологический подход – выбор образовательной информационной системы, позволяющей: структурировать курс в зависимости от уровня студентов, целей и задач модуля (плотность и насыщенность материала – текстовые, аудио- и видеофайлы), комплексно формируя и развивая все системообразующие навыки речевой деятельности на иностранном языке, автоматизируя контроль знаний, умений и академических достижений; включить организационный модуль (расписание, график грамматических и лексических тестов, контрольных работ по аудированию, вопросы для обсуждения на форумах, темы письменных работ и т.п.); многократно просматривать информацию и результаты учебной деятельности в автономном режиме. В рамках ЛОО используется, кроме того, профессионально-ориентированный подход, благодаря которому формируются и развиваются профессиональные компетенции, обеспечивается аутентичная языковая среда; коммуникативный подход – формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов в их профессиональном общении (проведение переговоров, выступлений в суде, составление юридических документов).

Современные информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению эффективности образовательного процесса, меняя не только методы обучения, но и способы передачи знаний студентам. Возможности ИКТ позволяют структурировать содержательно-предметный контент для профессионального обучения в тех видах и формах, которые удобны студентам, не нарушая основные дидактические принципы – научность, доступность, последовательность, систематичность, комплексность, интерактивность, модульность, когнитивность, наглядность, адаптивность. Структуризация содержательно-предметного контента для профессионального обучения иностранному языку при личностно-ориентированном обучении реализуется через представление гипертекстового и гипермедийного материала с системой перекрестных ссылок. Это позволяет переструктурировать учебный материал согласно компетенциям или курсу обучения студентов, обеспечить аутентичность текстового, аудио- и видеоресурсов (с заданиями по чтению, аудированию, для исследовательской работы, для создания презентаций, для работы с грамматическим, фонетическим и лексическим материалом), использовать возможности автоматизации процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса (поиск, обработка, продуцирование учебной информации).

Третье направление совершенствования обучения иностранному языку на базе ИКТ – экспертиза педагогико-эргономического качества контента содержательно-предметной области. Это направление включает: рассмотрение педагогико-эргономических условий эффективного и безопасного применения образовательных информационных систем в вузе (Lms (e-front, Moodle), edX (Mooc) (постоянный доступ к интернету, информационное взаимодействие в единой информационно-коммуникационной среде, интенсификация, индивидуализация, дифференциация обучения); изучение педагогических требований к содержанию и технологических требований к функционированию образовательных информационных систем (гибкость, надежность, безопасность, адаптивность, реализация удаленного доступа, функциональные возможности).

Решение этой задачи предполагает формулирование основных дидактических требований к информационным системам, применяемым при обучении иностранному языку:

• научность – демонстрация контента на базе ИКТ в соответствии с материалом по профессиональной теме (факты, кодексы, справочный и информационный аутентичный материал), использование кейсов и постановлений разных юридических систем по одному гражданскому или криминальному иску;

• доступность – применение учебного материала, форм и методов организации образовательного процесса на базе ИКТ, которые соответствуют готовности студентов к восприятию и усвоению материала;

• компьютерная визуализация – реализация возможностей ИКТ (использование технологии мультимедиа, аудио- и видеофайлов);

• адаптивность – реализация возможности ИКТ для каждого студента индивидуально (многократное прослушивание аудио- или видеофайлов, неоднократное прохождение тестирования с целью отработки профессиональной терминологии или грамматических структур);

• систематичность и последовательность обучения – предоставление текстовых, аудио- и видеофайлов, а также выполнение всех заданий на базе ИКТ в их логической связи и последовательности для формирования и развития комплексно всех системообразующих навыков владения иностранным языком;

• сознательность обучения, самостоятельность и активизация деятельности студента (самостоятельный поиск, отбор информации для проектной и исследовательской деятельности при изучении иностранного языка).

Вместе с тем необходимо определить требования к содержательно-педагогическим характеристикам информационных систем:

• педагогическая целесообразность – соответствие Закону об образовании, Федеральным государственным образовательным стандартам, дидактическим принципам обучения, формам представления информации (аудио, видео, таблицы, анимация);

• автоматизации контроля и самоконтроля знаний, умений и системообразующих навыков студентов при обучении иностранному языку;

• соответствие особенностям студента – выбор индивидуальной траектории обучения (индивидуальный темп и режим работы);

• вариативность образования – обеспечение возможности изменения последовательности подачи информации, отработки всех, нескольких или одного из навыков у студентов (например, только аудирование).

Следует отметить, что в настоящее время уровень использования авторских разработок преподавателями иностранных языков невысок, они применяются фрагментарно, для формирования и развития отдельных речевых навыков и умений. Одной из причин является неподготовленность педагогов к систематическому применению ИКТ в процессе преподавательской деятельности. Зачастую они не осведомлены в достаточной мере о возможностях ИКТ:

• о реализации дидактических требований при обучении иностранному языку;

• об автоматизации процессов информационно-поисковой деятельности;

• о требованиях к авторским разработкам на основе ИКТ, предназначенных для обучения иностранному языку;

• об использовании тестирующих и диагностирующих методик, позволяющих оценить уровень владения иностранным языком.

Таким образом, четвертым направлением совершенствования методики преподавания иностранных языков должна стать подготовка преподавателя иностранного языка в области применения ИКТ. Отметим необходимость создания теоретической базы совершенствования методической системы обучения иностранному языку в условиях массовой информатизации образования, которая предполагает осуществление учебно-методических и программно-технологических разработок в области реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе обучения иностранному языку.

В заключение следует сформулировать следующие направления совершенствования методической системы обучения иностранному языку с применением ИКТ:

• совершенствование организационных форм, методов и средств обучения иностранному языку на базе информационных систем;

• развитие личностно-ориентированного обучения на базе информационных систем;

• экспертиза педагогико-эргономического качества контента содержательно-предметной области для профессионального обучения иностранному язык на базе информационных систем;

• подготовка преподавателя иностранного языка в области применения ИКТ в процессе профессиональной деятельности.

Литература

1. Агальцова Д.В. Разработка и использование авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий: на примере подготовки будущих учителей английского языка. Дисс. канд. пед. наук. М., 2007.

2. Алексеева М.П. Интерактивные мультимедийные обучающие программы по английскому языку и возможности их использования в техническом вузе // Информатика и образование. 2006. № 12.

3. Бекасов И.К. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов с использованием интернет-технологий: английский язык, продвинутый этап обучения. Дисс. канд. пед. наук. Пятигорск, 2008.

4. Буренкова Д.Ю. Формирование и использование комплекта учебно-методических и электронных средств для развития коммуникативных умений иноязычного общения: на примере английского языка: Дисс. канд. пед. наук. М., 2008.

5. Денисова С.А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий: английский язык, направление подготовки «лингвистика». Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2015.

6. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: английский язык, языковой вуз. Дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 2013.

7. Касторнова В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства. Монография. Череповец, 2011.

8. Кондратенко Б.А. Персонализация профессионального обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 2015.

9. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. Омск: изд-во ОмГПУ, 2007.

10. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического образования. Дис. д-ра пед. наук. М., 2010.

11. Попова А.В. Методика обучения технике чтения студентов на основе языковых мультимедийных программ: языковой вуз, английский как второй иностранный язык. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2015.

12. Прыгова А.С. Электронные образовательные модули как средство овладения профессиональным общением будущими бакалаврами педагогического образования: профиль «Иностранные языки». Курск, 2015.

13. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

14. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий, для развития умений иноязычной деятельности: на примере обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2007.

15. Сысоев П.В. Теория и методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2012.

16. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие. М., 2013.

17. Тихонов А.Н. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России (информационно-аналитические материалы). М.: Гос. НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», 2009.

18. Торосян Л.Д. Оптимизация самостоятельной работы студентов бакалавриата при обучении чтению на основе электронно-методического сопровождения: английский язык, экономический профиль. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2014.

19. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного обучения. М., 2011.

_____________________________________

БУРИМСКАЯ Диана Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных дисциплин НИУ «Высшая школа экономики»


© Информационное общество, 2017, вып. 6, стр. 61-67.